Несчастные случаи, произошедшие с работниками при исполнении ими трудовых обязанностей, подлежат расследованию и учету. Скрывать подобный инцидент нанимателю (работодателю) не следует: если пострадавший сотрудник обратится в медицинскую организацию, о происшествии станет известно Госинспекции труда.
Расследование несчастных случаев на производстве проводится в соответствии с Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 15.01.2004 № 30 (далее – Правила). В дополнение к Правилам постановлением Минтруда и соцзащиты и Минздрава РБ от 27.01.2004 № 5/3 утверждены формы документов о профессиональных заболеваниях и формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве:
1) акт о несчастном случае на производстве формы Н-1;
2) акт о непроизводственном несчастном случае формы НП;
3) журналы регистрации несчастных случаев на производстве, непроизводственных несчастных случаев, микротравм;
4) сообщение о несчастном случае на производстве;
5) заключение государственного инспектора труда о несчастном случае;
6) протокол осмотра места несчастного случая.
Справочно:
напольный безрельсовый транспорт в организации должен быть закреплен за водителями приказом (распоряжением) работодателя (уполномоченного им лица) (п. 19 постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2003 № 165, в ред. от 30.12.2010 № 185 (далее – Правила № 185)).
В Правилах перечислены круг граждан, на которых распространяется их действие, а также временные и пространственные обстоятельства (т.е. время и место несчастного случая), позволяющие квалифицировать несчастный случай как происшедший на производстве.
Обстоятельства несчастного случая
Несчастный случай с водителем погрузчика В. произошел на участке складирования неиспользованных элементов оборудования.
Травма получена при выполнении работ по погрузке нестандартной металлической конструкции электропогрузчиком для последующего ее вывоза за территорию площадки утилизации.
Водитель электропогрузчика В., по совместительству – кладовщик, выполнял работу по приемке и отпуску товаров. Директор ООО «М» поручил кладовщику В. сходить на площадку складирования ненужных предметов и оборудования, подлежащего утилизации, для того чтобы посмотреть и разобраться, что в ближайшее время будет подлежать утилизации.
Около 16:00 кладовщик В. сел на электропогрузчик и, не поставив в известность своего непосредственного руководителя – заведующего складом П., поехал на площадку, которая находилась в 250 м от склада (основного места работы В.). Приехав на площадку, кладовщик самостоятельно принял решение освободить проход от двух нестандартных металлоконструкций. Для этого он зацепил одну из конструкций на вилы электропогрузчика, поднял вилы на высоту 2,5 м и вывез ее за территорию площадки. Затем вернулся за второй конструкцией, зацепил ее на вилы электропогрузчика и начал поднимать. Подняв вилы с висящей на них металлоконструкцией в форме рамы размером 2,6´1,35 м на высоту 2 м, В. увидел, что конструкция, зацепившись за другие предметы, стала падать прямо на него. Он попытался выскочить с сиденья водителя, но не успел, падающая металлоконструкция упала на электропогрузчик, травмировав при этом левую ногу В.
Проходивший мимо работник ООО «М» А. увидел, что водитель погрузчика придавлен металлической конструкцией и попытался ему помочь. Но, оценив обстановку, решил, что один не справится, и позвал на помощь других работников организации. Работники освободили ногу В. и вызвали медиков.
Диагноз: закрытый оскольчатый перелом средней нижней трети левого бедра со смещением. Алкоголя в крови не обнаружено.
Справочно:
лицо, ответственное за выпуск на линию в исправном состоянии напольного безрельсового транспорта:
– проверяет совместно с работающими, занятыми управлением напольным безрельсовым транспортом (далее – водители), техническое состояние выпускаемого на линию и возвращающегося с линии напольного безрельсового транспорта. Выявленные при осмотре напольного безрельсового транспорта неисправности должны отмечаться в журнале учета неисправностей, выявленных при ежедневном осмотре напольного безрельсового транспорта;
– осуществляет выпуск на линию напольного безрельсового транспорта в технически исправном состоянии с записью в журнале учета выпуска на линию и возвращающегося с линии напольного безрельсового транспорта;
– своевременно устанавливает потребность в ремонте напольного безрельсового транспорта и направляет его на техническое обслуживание и ремонт в соответствии с графиками их проведения (п. 13 Правил № 185).
Причины несчастного случая
В ходе специального расследования установлено, что электропогрузчик закреплен за водителем В. согласно приказу от 22.12.2010 № 12. Лицом, ответственным за выпуск на линию в исправном состоянии электропогрузчика, своевременный ремонт и осмотр, надзор за безопасной эксплуатацией электропогрузчика, является заведующий складом П. (назначен приказом от 21.12.2010 № 10), который прошел проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссии организации (протокол № 2 от 04.09.2011).
В 2010 г. и 2011 г. проводилось техническое обслуживание электропогрузчика. После его проведения акт технического состояния электропогрузчика перед вводом в эксплуатацию не составлялся, техническое освидетельствование электропогрузчика не проводилось.
На момент несчастного случая с водителем погрузчика В. электропогрузчик находился в технически неисправном состоянии, о чем свидетельствует протокол осмотра места происшествия после несчастного случая.
Кроме того, установлено, что на электропогрузчике отсутствует устройство, исключающее возможность управления погрузчиком посторонними лицами (сигнализация), устройство, предохраняющее механизм подъема от перегрузок (блокировка). Электропогрузчик не был оборудован кабиной или другими защитными устройствами (навесом над местом водителя) для защиты водителя погрузчика от возможного воздействия падающих предметов и конструкций.
Справочно:
для организации и проведения погрузочно-разгрузочных работ в соответствии с требованиями охраны труда наниматель приказом (распоряжением) из числа руководителей и специалистов назначает лиц, ответственных за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ (лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, – при производстве работ грузоподъемными машинами). В организациях с малым числом кранов (до 3 регистрируемых кранов), для контроля которых не могут быть назначены все ответственные специалисты, по согласованию с органом государственного технического надзора выполнение обязанностей специалиста, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, и лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, может возлагаться на одного работника соответствующей специальности (п. 5 постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 12.12.2005 № 173).
Выявленные нарушения
1. Эксплуатация технически неисправного электропогрузчика, не укомплектованного эксплуатационными документами, не прошедшего техническое освидетельствование, не отвечающего требованиям безопасности, что является нарушением требований Межотраслевых общих правил по охране труда, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 03.06.2003 № 70, Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2003 № 165.
2. Самовольное выполнение погрузочных работ по перемещению нестандартной металлоконструкции неизвестной массы водителем электропогрузчика В., что является нарушением требований пп. 8, 19, 44 Инструкции по охране труда для водителя погрузчика ИОТ-16, утвержденной директором ООО «М» 17.07.2009.
3. Кроме того, установлено, что в 2012 г. средства индивидуальной защиты В. не выдавались и не проводился его медицинский осмотр.
Лица, допустившие нарушения законодательства
Водитель электропогрузчика В. – самовольно выполнял погрузочные работы по перемещению нестандартной металлоконструкции неизвестной массы, нарушив требования пп. 8, 19, 44 Инструкции по охране труда для водителя погрузчика ИОТ-16, утвержденной директором ООО «М» 17.07.2009.
Заведующий складом П. – являясь лицом, ответственным за выпуск на линию в исправном состоянии электропогрузчика, своевременный осмотр и его ремонт, ответственным за надзор за безопасной эксплуатацией электропогрузчика, допустил эксплуатацию технически неисправного погрузчика, не прошедшего техническое освидетельствование, не укомплектованного эксплуатационными документами, не отвечающего требованиям Общих правил по охране труда, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 03.06 2003 № 70, и Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2003 № 165.
Светлана Басько, инженер по охране труда