В конце 2014 г. подход в законодательстве к этому вопросу изменился, что выразилось, в частности, в изменениях и дополнениях, внесенных:
– постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 27.10.2014 № 94 – в § 1а «Водитель автомобиля» раздела «Автомобильный и городской электрический транспорт» выпуска 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденного постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 25.11.2003 № 147 (далее – выпуск 52 ЕТКС);
– постановлением Минтруда и соцзащиты и Минтранса Республики Беларусь от 03.12.2014 № 103/40 – в Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты и Минтранса Республики Беларусь от 04.12.2008 № 180/128 (далее – Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации автомобильного транспорта).
Например, в соответствии с характеристикой работ, установленной в выпуске 52 ЕТКС, водитель автомобиля кроме управления автомобилем, в частности, может выполнять только следующие работы:
– проверку технического, санитарного состояния и комплектности автомобиля перед выездом на линию;
– подготовительные работы перед выездом на линию и заключительных работ после возвращения с линии;
– подачу автомобиля для контроля технического состояния при выпуске его на линию и приемке при возвращении с линии;
– перегон автомобиля для технического обслуживания и ремонта, постановку автомобиля на установленное место хранения;
– заправку автомобилей топливом, смазочными материалами и другими жидкостями;
– устранение возникших во время работы на маршруте движения мелких технических неисправностей автомобиля, не требующих разборки механизмов;
– регулировочные работы в дорожных условиях.
Также выпуском 52 ЕТКС установлено, что водитель автомобиля, в частности, должен знать:
– причины неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля, и способы их обнаружения и устранения;
– особенности технического обслуживания и ремонта автомобиля в дорожных условиях.
Как видим, выпуском 52 ЕТКС не предусмотрено для водителя автомобиля выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля, за исключением устранения возникших во время работы на маршруте движения мелких технических неисправностей автомобиля, не требующих разборки механизмов.
Обязанности водителя автомобиля
Документ:
Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобильного транспорта, утвержденное постановлением Минтранса Республики Беларусь 25.11.2010 № 82 (далее – Положение).
Операции, включаемые в рабочее время водителя автомобиля, перечислены в п. 9 Положения. К ним, в частности, относятся:
– подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед началом и после окончания работы (смены) (получение, оформление, сдача транспортных и проездных документов, оборудования, денежных средств, осмотр, проверка технического, санитарного состояния и комплектности, заправка автомобиля и др.);
– время проведения предрейсового медицинского обследования;
– время управления автомобилем;
– время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей;
– время стоянки в пунктах погрузки (разгрузки) грузов, в местах посадки (высадки) пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
– время простоев не по вине водителя;
– время дополнительных специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах маршрута;
– время проведения работ по устранению возникших во время работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
– время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах маршрута при выполнении междугородных автомобильных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором, заключенным с водителем;
– время проведения стажировки в качестве водителя-наставника;
– время дежурства в резерве;
– иное время в случаях, предусмотренных законодательством о труде.
Документ:
Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты и Минтранса Республики Беларусь от 04.12.2008 № 180/128 (далее – Межотраслевые правила).
Документ:
Общие положения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 34 (далее – Общие положения ЕТКС).
Документ:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что для водителя автомобиля не предусмотрено выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля, за исключением устранения возникших во время работы на маршруте движения мелких технических неисправностей автомобиля, не требующих разборки механизмов.
До внесения изменений в выпуск 52 ЕТКС, т.е. до 27 октября 2014 г., в характеристику работ водителя автомобиля 1-го класса входило устранение возникших во время работы на линии эксплуатационных неисправностей подвижного состава, требующих разборки механизмов, и выполнение регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи. Кроме того, водитель автомобиля 1-го класса должен был знать слесарное дело в объеме работ, выполняемых слесарем по ремонту автомобилей 4-го разряда. Но это в прошлом.
В настоящее время п. 95 гл. 5 «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств» Межотраслевых правил установлено, что участие водителей, других работающих в выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств допускается при соответствии их квалификации выполняемым работам.
В абз. 7 п. 8 Общих положений ЕТКС установлено, что рабочие, непосредственно занятые управлением и обслуживанием транспортных средств, оборудования, машин и механизмов, например машинисты, мотористы, водители, трактористы, наладчики, крановщики, электромонтеры, ремонтники, монтажники, литейщики, аппаратчики и др., по условиям выполняемой работы должны владеть слесарным делом (иметь смежную профессию) в объеме, достаточном для самостоятельного устранения неполадок текущего характера, возникающих в процессе работы транспортных средств, машин, механизмов, оборудования, и принимать участие в их ремонте.
Иными словами, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств имеют право выполнять работники, прошедшие профессиональную подготовку (переподготовку) по профессии «слесарь по ремонту автомобилей» с соответствующей квалификацией, которая подтверждается свидетельством о присвоении квалификационного разряда (класса, категории) по данной профессии.
Водитель автомобиля может выполнять работы по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств при наличии у него смежной профессии «слесарь по ремонту автомобилей» с соответствующей квалификацией.
В этом случае ремонт и техническое обслуживание автомобилей могут осуществлять не только слесари по ремонту автомобилей, но и сами водители, которые ими управляют.
В случае если автомобиль из-за возникших неисправностей подлежит ремонту, в соответствии со ст. 33 ТК может иметь место временный перевод водителя автомобиля в связи с производственной необходимостью на работу по профессии «слесарь по ремонту автомобилей». При этом оплата труда водителя автомобиля производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.
Справочно:
механизмы – совокупность связанных между собой частей и устройств, как минимум один из которых движется, имеет соответствующий привод, органы управления и энергетические узлы, соединенные вместе для определенного применения. Кроме того, в данный перечень можно включать такие виды работ, для выполнения которых у водителя имеются необходимые приспособления и инструмент, которыми комплектуется автомобиль (ГОСТ ISO 12100-2013 «Безопасность машин. Основные принципы конструирования. Оценки риска и снижения риска», введенный в действие постановлением Госстандарта Республки Беларусь от 06.09.2016 № 69).
При устранении возникших во время работы на маршруте движения мелких технических неисправностей автомобиля, не требующих разборки механизмов, водителю не требуется иметь смежную профессию «слесарь по ремонту автомобилей».
Однако следует обратить внимание на требования п. 61 Межотраслевых правил, согласно которым перечень ремонтных работ, которые могут выполняться водителем на линии, устанавливается работодателем. При этом при отсутствии у водителя необходимых приспособлений и инструмента ремонт не допускается.
Практическое выполнение требований п. 61 Межотраслевых правил вызывает несколько вопросов.
1. Кто должен оформить перечень ремонтных работ, которые могут выполняться водителем?
Логично предположить, что это будет должностное лицо, отвечающее за организацию ремонта и технического обслуживания автомобилей, например главный механик (механик).
2. Какие работы необходимо включать в данный перечень?
Только работы по устранению мелких технических неисправностей автомобиля, не требующих разборки механизмов.
3. Как документально оформить такой перечень и утвердить его?
Приведем образец заполнения неполного перечня ремонтных работ, которые могут выполняться водителем на линии:
|
УТВЕРЖДАЮ Директор ООО «Сфера ТП» Подпись И.И.Цветков «15» июля 2019 г. |
Перечень ремонтных работ, которые могут выполняться водителем автомобиля на линии
1. Замена лампочек фар и световых приборов.
2. Замена стеклоочистителей.
3. Замена аккумуляторной батареи.
4. Снятие автомобильных колес, установка запасных колес.
5. Накачка шин при помощи механических или электрических приборов до нужного давления (при наличии приборов измерения давления в шинах).
6. Долив охлаждающей жидкости в систему охлаждения транспортного средства.
7. Долив масла, смазочных материалов и других жидкостей.
<…>
Примечание. При возникновении технической неисправности автомобиля, не входящей в вышеуказанный перечень, водитель автомобиля обязан поставить в известность главного механика по телефону +375 (29) 6677664 или иным другим способом и действовать по указанию главного механика.
Главный механик Подпись Т.В.Михайлов
4. Необходимо ли перечень ремонтных работ, которые могут выполняться водителем автомобиля на линии, вносить в инструкцию по охране труда для водителя автомобиля?
По мнению автора, вносить в инструкцию по охране труда данный перечень не требуется.
В то же время рекомендуем руководителю работ ознакомить под подпись всех водителей автомобилей, в т.ч. при приеме их на работу, с вышеуказанным перечнем, а также выдать водителям автомобилей под подпись копию этого перечня, включив перечень в путевую документацию.
Виктор Акуленко, руководитель проекта
по консалтинговой деятельности Научно-производственного
унитарного предприятия «Сфера техно ПЛЮС»;
эксперт-аудитор в области сертификации систем управления
охраной труда по СТБ 18001 Республиканского унитарного
предприятия «Республиканский центр охраны труда
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь»