27 сентября в редакции журнала «Я – специалист по кадрам» состоялась «Прямая линия» с читателями. На вопросы ответила Рыбина Татьяна Михайловна – начальник отдела управления профессиональными рисками и охраны профессионального здоровья Республиканского центра охраны труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, кандидат медицинских наук, доцент.
Организация заключила договор подряда с гражданином, который выполнит конкретные виды работ, в т.ч. при воздействии вредных производственных факторов.
Возникли следующие вопросы:
1. Должна ли организация направлять этого гражданина на предварительный медицинский осмотр. Если да, то до заключения договора или после?
2. Кто указывает вредные производственные факторы в направлении на медосмотр – кадровик организации или специалист по охране труда?
3. Что указывают в направлении на медосмотр – профессию или перечень работ?
Документ: Указ Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» (далее – Указ № 314).
Документ: Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда).
1. На основании подп. 1.3 и п. 1.4 п. 1 Указа № 314:
– заказчик, исходя из вида гражданско-правового договора, обязан осуществлять подготовку (обучение), инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым договорам, по вопросам безопасных условий выполнения работ либо требовать документы, подтверждающие прохождение ими подготовки (обучения), инструктажа, медицинского осмотра, если это необходимо для выполнения соответствующих видов работ;
– граждане, выполняющие работу по гражданско-правовым договорам, с учетом вида гражданско-правового договора обязаны проходить в установленном порядке подготовку (обучение), инструктаж, повышение квалификации, проверку знаний по вопросам безопасных условий выполнения работ, оказания услуг и создания объектов интеллектуальной собственности и медицинские осмотры.
В ст. 27 Закона об охране труда указано, что для обеспечения безопасности труда и предупреждения профессиональных заболеваний, а также в целях охраны здоровья работающие, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, проходят:
– предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) обязательные медицинские осмотры;
– внеочередные медицинские осмотры при ухудшении состояния здоровья.
Работодатель обязан требовать документы, подтверждающие прохождение работающими по гражданско-правовому договору медицинского осмотра, если это необходимо для выполнения соответствующих видов работ (оказания услуг).
Документ: Инструкция о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденная постановлением Минздрава Республики Беларусь от 28.04.2010 № 47 (далее – Инструкция № 47).
Законодательством не определено, когда наниматель должен направить кандидата на работу на предварительный медицинский осмотр: до или после приема на работу. При этом оно требует:
– от работника – предъявить при заключении трудового договора медицинскую справку о состоянии здоровья (если это предусмотрено законодательными актами) (п. 6 части первой ст. 26 ТК), т.е. медицинский осмотр должен быть пройден ранее;
– от нанимателя – не допускать работника к выполнению работы до тех пор, пока он не пройдет медицинский осмотр (п. 4 части второй ст. 49 ТК).
Следовательно, наниматель должен направить соискателя на медицинский осмотр до приема на работу. ЭТО ВАЖНО!
Если лицо по результатам проведенного медицинского осмотра имеет противопоказания к работе в данной профессии (должности), наниматель должен отказать ему в заключении трудового договора, поскольку прием на работу в таких случаях не допускается (часть вторая ст. 26 ТК). Этот отказ не будет являться дискриминацией (часть третья ст. 14 ТК).
2. В Инструкции № 47 не указывается, на работников какого структурного подразделения предприятия возлагаются обязанности по организации проведения обязательных медицинских осмотров. Данный вопрос решается по усмотрению нанимателя. Сложившаяся практика показывает, что проведение обязательных медицинских осмотров организовывается совместно отделом кадров и службой (специалистом) охраны труда, а возникающие при этом вопросы распределяются между ними в зависимости от того, к компетенции какого из указанных структурных подразделений относится конкретный организационный вопрос.
Так, списки профессий (должностей) работников для прохождения периодических медицинских осмотров составляет, как правило, отдел кадров, а договоры с организацией здравоохранения заключает служба (специалист) охраны труда.
Документ: Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
Взаимодействие должно быть налажено по всем организационным вопросам.
3. Периодические медосмотры работающих по гражданско-правовым договорам проводятся индивидуально на основании направления работодателя в организацию здравоохранения (далее – направление) (п. 14 гл. 3 Инструкции № 47).
Направление оформляют согласно п. 9 гл. 2 Инструкции № 47, т.е. в нем указывают производство, профессию, вредные и (или) опасные факторы производственной среды, показатели тяжести и напряженности трудового процесса в соответствии с гр. 2 приложений 1–3 к Инструкции № 47.
В перечне должностей, при которых обязательно прохождение медосмотров, указана должность «программист».
В IТ-компании работники, к сожалению, не проходили медосмотры при приеме на работу. Возникли следующие вопросы:
1. Подскажите, с чего теперь начать? Обязательно ли прежде проводить аттестацию рабочих мест?
2. Что указывают в бланках направления на медосмотр?
3. Можно ли направлять работников на медосмотр после приема на работу?
1. Порядок и очередность проведения медосмотров изложены в гл. 3 Инструкции № 47.
На основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, с учетом результатов комплексной гигиенической оценки условий труда, вредных и (или) опасных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса, указанных в приложении 1 к Инструкции № 47, и работ, указанных в приложениях 2, 3 к Инструкции № 47, составляется список профессий по форме согласно приложению 5 к Инструкции № 47 (п. 17 Инструкции № 47).
Этот список профессий направляют в организацию здравоохранения до 1 января года, в течение которого необходимо проведение запланированного периодического медосмотра (п. 18 Инструкции № 47).
Организация здравоохранения на основании представленного списка составляет и направляет нанимателю не позднее 1 февраля текущего года график проведения периодических медицинских осмотров (п. 19 Инструкции № 47).
Наниматель на основании составленного списка профессий и представленного графика проведения периодических медосмотров оформляет список работников, подлежащих периодическому медосмотру, по форме согласно приложению 6 к Инструкции № 47.
Указанный список работников за 15 дней до начала периодического медосмотра направляется в организацию здравоохранения (п. 20 Инструкции № 47).
Очередность и порядок периодического медосмотра целесообразно оформить приказом нанимателя с указанием лиц, ответственных за явку работников на периодический медицинский осмотр.
Таким образом, наниматель обеспечивает явку работников на периодические медосмотры и несет ответственность за допуск к работе лиц, не прошедших медицинский осмотр.
Справочно: наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника, не прошедшего медицинский осмотр (п. 4 части второй ст. 49 ТК).
2. В направлении указывают:
– производство;
– профессию;
– вредные и (или) опасные факторы производственной среды, показатели тяжести и напряженности трудового процесса в соответствии с гр. 2 приложений 1–3 к Инструкции № 47.
3. Законодательством не определено, когда наниматель должен направить кандидата на работу на предварительный медицинский осмотр: до или после приема на работу. При этом оно требует:
– от работника – предъявить при заключении трудового договора медицинскую справку о состоянии здоровья (если это предусмотрено законодательными актами) (п. 6 части первой ст. 26 ТК), т.е. медицинский осмотр должен быть пройден ранее;
– от нанимателя – не допускать работника к выполнению работы до тех пор, пока он не пройдет медицинский осмотр (п. 4 части второй ст. 49 ТК).
Следовательно, наниматель должен направить соискателя на медицинский осмотр до приема на работу.
Если лицо по результатам проведенного медицинского осмотра имеет противопоказания к работе в данной профессии (должности), наниматель должен отказать ему в заключении трудового договора, поскольку прием на работу в таких случаях не допускается (часть вторая ст. 26 ТК).
Справочно: отказ в приеме на работу по состоянию здоровья не будет являться дискриминацией (часть третья ст. 14 ТК).
В нашем офисе работают 3 дизайнера, 2 менеджера, бухгалтер и директор.
Надо ли сотрудников, работающих в офисе за компьютером по стандартному графику 40 ч в неделю, направлять на обязательные медосмотры?
Документ: Санитарные нормы и правила «Требования при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами», утвержденные постановлением Минздрава Республики Беларусь 28.06.2013 № 59 (далее – СанПиН № 59).
Лица, работающие с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ более 50 % рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ), должны проходить обязательные медицинские осмотры в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь (п. 97 СанПиН № 59).
Работник (молодой специалист) настаивает на внеочередном медосмотре в связи с ухудшением здоровья.
Каковы действия нанимателя в данной ситуации?
Внеочередной медицинский осмотр проводится в т.ч. и по инициативе работающего при ухудшении состояния его здоровья (подп. 23.3 п. 23 Инструкции № 47). Наниматель в данном случае выдает направление на внеочередной медосмотр.
Организация создает для детей сотрудников частный детский сад.
Кого из работников детсада необходимо направить на предварительный медосмотр?
Наниматель обязан проводить предварительные медосмотры следующих категорий работников:
– занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (часть первая ст. 228 ТК, часть первая ст. 27 Закона об охране труда);
– лиц моложе 18 лет, если иное не установлено ТК (ст. 275 ТК);
– соискателей на должности (профессии), подпадающие под факторы, работы, указанные в приложениях 2, 3 к Инструкции № 47.
В число работ для выполнения которых, обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры согласно приложению 3 к Инструкции № 47, включены работы в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования, т.е. детские сады (п. 6).
Для направления лица на медосмотр наниматель составляет направление, в котором указывает производство, профессию, вредные и (или) опасные факторы производственной среды, показатели тяжести и напряженности трудового процесса в соответствии с гр. 2 приложений 1–3 к Инструкции № 47 на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, с учетом результатов комплексной гигиенической оценки условий труда (пп. 9, 16 Инструкции № 47). Форму направления организация разрабатывает самостоятельно.
Как поступить нанимателю, если работники при приеме на работу не прошли медосмотр?
Медицинские осмотры проводятся для обеспечения охраны труда в организации (п. 13 ст. 226 ТК).
Прием на работу лица, имеющего медицинские противопоказания для занятия конкретной должности (профессии), запрещен законодательством (часть вторая ст. 26 ТК).
За допуск работников к работе без прохождения предварительного медосмотра установлена административная ответственность в виде наложения штрафа в размере от 8 до 45 базовых величин (п. 2 ст. 2 Закона № 407-З).
Документ: Закон Республики Беларусь от 19.07.2016 № 407-З «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее – Закон № 407-З).