Какие организации должны разработать ППЛЧС?
Организации, имеющие потенциально опасные объекты и эксплуатирующие их, должны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты своих работников от чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС). Для этого на предприятии (на объекте, в подразделении), нужно разработать план предупреждения и ликвидации ЧС (ППЛЧС) (например, план действий персонала при возникновении аварийной ситуации в котельной). Данный документ предусматривает оперативность и последовательность всех действий, осуществляемых сотрудниками предприятия, спасателями или гражданским населением для локализации, ликвидации и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций, возникших на производстве. Работникам нужно знать и помнить порядок действий, которые в кратчайшие сроки помогут предотвратить ЧС или спастись при ее наступлении.
Кто отвечает за разработку плана?
Отвечает за разработку ППЛЧС начальник штаба ГО и ЧС либо лицо, уполномоченное на решение задач в области ГО. На некоторых предприятиях обязанность по разработке ППЛЧС пытаются вменить специалисту по охране труда. Законодательство об охране труда не содержит норм, запрещающих возложение на специалиста по охране труда (лицо, на которое возложены обязанности по охране труда) обязанностей по организации работы по пожарной безопасности и гражданской обороне. Однако полагаем, что поручение разработки плана исключительно специалисту по охране труда не совсем правильно. Специалист по охране труда может быть привлечен к работе по подготовке ППЛЧС наряду с другими специалистами и службами, поскольку план составляют с точки зрения возможного технического и экономического ущерба предприятию.
Содержание и структура документа
В плане нужно наметить действия по предотвращению аварий и инцидентов с указанием их объема, срока и последовательности. Аварии и ЧС происходят не только из-за неисправностей оборудования, ошибок персонала, но и вследствие разного рода природных явлений (природные пожары, ураганы, наводнения).
Разработка ППЛЧС должна основываться на выводах из оценки возможной обстановки, которая может сложиться в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий и степени реальной опасности возникновения ЧС на предприятии (объекте) или вблизи него, на всестороннем анализе и оценке материальных и людских ресурсов, необходимых для восстановления работы объектов. Главная задача плана – предположить все возможные варианты развития негативных событий и разработать комплекс мер для предотвращения и ликвидации неприятных последствий.
ППЛЧС можно разделить на 2 основных части:
– оперативная часть, которая может дополняться различными вариантами развития инцидентов, характеристики объектов, их аварийность и свойственный им травматизм;
– специальная часть – содержит комплекс действий для защиты сотрудников, локализации и ликвидации инцидентов, возникших на предприятии.
Если организация привлекается для обеспечения мероприятий по защите населения, которые проводят территориальные органы управления, то в соответствующих разделах плана должен быть определен порядок участия.
Поскольку каждый производственный объект (предприятие) отличается своей спецификой и своими возможными рисками в процессе эксплуатации, использовать различные шаблоны или составлять документ формально, «для галочки», не рекомендуем.
Например, для социальной сферы: учреждений здравоохранения, школ, детских садов –план действий по предупреждению и ликвидации ЧС разрабатывать нужно не как для ОПО, а как для организаций, в которых находятся одновременно более 50 человек.
Задача персонала таких организаций, состоит в оперативной эвакуации малозащищенных слоев населения, к которым относятся дети, старики, инвалиды, в безопасное место. Для этого в каждом учреждении проводится обучение по специальной разработанной программе.
Ниже приводим образец структуры ППЛЧС, разработанный автором для предприятия, расположенного в г. Заславле.
<…>
Настоящий план разработан в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь от 05.05.1998 № 141-З «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
План действий по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций техногенного характера разработан с целью:
– планирования действий персонала организации и структурных подразделений на различных уровнях развития ситуаций;
– определения готовности организации к локализации и ликвидации аварий природного и техногенного характера;
– выявления достаточности принятых мер по предупреждению аварий на объекте;
– разработки мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий природного и техногенного характера.
План действий по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций техногенного характера основан:
– на прогнозировании сценариев возникновения и развития аварий;
– постадийном анализе сценариев развития аварий;
– оценке достаточности принятых или планируемых мер, препятствующих возникновению и развитию аварий;
– анализе действий персонала организации и структурных подразделений при локализации и ликвидации аварий на соответствующих стадиях их развития.
Краткая характеристика организации:
__________________________________________________________________________________
Фамилия, должность руководителей организации:
__________________________________________________________________________________
Краткий перечень основных направлений деятельности организации:
__________________________________________________________________________________
I. Оценка возможной обстановки при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий.
1.1. Площадь предприятия (объекта), численность работающих, количество зданий, наличие или отсутствие на территории защитных сооружений.
1.2. Перечень потенциальных опасностей на территории организации и прилегающей местности (если такие имеются). Краткая оценка возможной обстановки. Радиусы зон поражения.
II. Порядок приведения в готовность органов управления и сил объектового звена государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – ГСЧС) при угрозе возникновении чрезвычайных ситуаций. Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.
2.1. Органы управления и силы объектового звена ГСЧС.
2.2. Функционирование объектового звена в различных режимах. Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ по локализации и ликвидации аварийных ситуаций:
2.2.1. В режиме повседневной деятельности.
2.2.2. В режиме повышенной готовности.
2.2.3. В чрезвычайном режиме:
2.2.3.1. при угрозе прорыва плотины Заславльского водохранилища;
2.2.3.2. При утечке сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ) на объектах района или на перевозящем транспорте и угрозе поражения работающих;
2.2.3.3. при угрозе урагана или ветра со скоростью более 20 м/сек;
2.2.3.4. при получении сообщения «Объект заминирован»;
2.2.3.5. при аварии на атомной электростанции.
2.2.4. Обеспечение действий сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР), а также для осуществления защитных мероприятий.
2.2.5. Управление проводимыми мероприятиями и действиями в чрезвычайных ситуациях. Организация взаимодействия с территориальными и отраслевыми органами управления при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:
2.2.5.1. при пожаре;
2.2.5.2. при утечке или взрыве газа;
2.2.5.3. при разрушении оборудования объекта или здания на территории;
2.2.5.4. при авариях на объектах водоснабжения и канализации;
2.2.5.5. при чрезвычайных ситуациях на электрических сетях;
2.2.5.6. при получении сообщения «Объект заминирован».
2.2.6. Организация управления проведением аварийно-спасательных работ по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
3. Список инструментов, материалов, приспособлений и средств индивидуальной защиты, размещенных в противоаварийном шкафу в ______________________________________________________________________________________.
4. Обязанности ответственного руководителя работ и других должностных лиц организации по локализации и ликвидации аварийных ситуаций природного и техногенного характера.
План разработали:
Уполномоченный на решение задач в области ГО _________________________
Главный энергетик, ответственный за электрохозяйство________________
Главный инженер________________________________________________________________
План согласовали:
Члены штаба ГО организации:
начальник экономического отдела ___________________________________________
руководитель службы охраны труда _________________________________________
главный технолог _______________________________________________________________
Таблицы, графики, карты, схемы и иные документы, которые упоминаются в ППЛЧС, оформляются в виде приложений. В самом тексте ППЛЧС достаточно обозначить ссылки на документы. Приложения, поясняющие или дополняющие содержание ППЛЧС, являются неотъемлемой частью плана. Ссылка на приложение в тексте ППЛЧС делается при помощи фраз «приложение 1», «согласно приложениям 1 и 3».
Обучение работников действиям в ЧС
Организовать обучение работников по программе подготовки к действиям в ЧС можно непосредственно в организации под руководством должностных лиц, подготовленных в качестве руководителей занятий по ГСЧС и ГО в учреждениях МЧС. В этом случае необходимо издать приказ о подготовке работников организации к действиям в ЧС.
В приказе необходимо:
– определить главную задачу на предстоящий учебный год;
– указать, на чем сосредоточить основные усилия;
– установить дату (срок) и тему проведения комплексного учения по ГСЧС и ГО (объектовой тренировки, командно-штабного или тактико-специального учения, штабной тренировки), если по срокам они должны проводиться, кого привлечь на данное мероприятие (состав участников);
– определить порядок подготовки (обучения) в организации руководящего и командно-начальствующего состава, личного состава гражданских формирований гражданской обороны, рабочих и служащих, не вошедших в состав сил ГСЧС и ГО: указать составы учебных групп (по штатным должностям в количестве не более 25–30 человек в каждой учебной группе) и их руководителей; дни занятий (например, для группы руководящего состава – 4-й понедельник месяца, для личного состава – 3-я пятница месяца);
– указать сроки начала и окончания учебного года;
– перечислить лиц, до которых доводится приказ и на которых возложен контроль за его исполнением.
Приказ подписывает руководитель организации.
В соответствии с приказом на каждую учебную группу (каждое ГФ ГО) разрабатывается расписание занятий на год, которое должно быть подписано заместителем начальника ГО или штатным начальником штаба ГО и утверждено начальником ГО.
Документы:
Закон Республики Беларусь от 05.05.1998 № 141-З «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.05.2013 № 413 «Об утверждении Положения о порядке обучения руководителей и работников республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций независимо от форм собственности и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны, а также граждан, которыми комплектуются специальные формирования органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям по мобилизации».
Постановление МЧС Республики Беларусь 28.08.2013 № 39 «Об установлении типовых форм учетно-планирующей документации, используемых при организации обучения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны».
Положение о Государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.04.2001 № 495.
Алла Басякова, инженер по охране труда