Образец записи в журнале регистрации вводного инструктажа по охране труда см. в рубрике «Полезная документация» на с. 23 журнала.
Образец записи в журнале регистрации инструктажа по охране труда о проведении первичного инструктажа см. в рубрике «Полезная документация» на с. 24 журнала.
Перечень журналов,в которых регестрируется проведение инструктажей по охране труда см. в рубрике «Полезная документация» на с. 25 журнала.
Образец записи в журнале регистрации инструктажа по охране труда о проведении повторного инструктажа см. в рубрике «Полезная документация» на с. 26 журнала.
Ситуация
Организация-заказчик заключила договор по оказанию услуг по предоставлению персонала для выполнения работ с повышенной опасностью с организацией-аутстаффером.
В такой ситуации возникают несколько закономерных вопросов:
1) какая из этих двух организаций должна проводить:
- инструктажи по вопросам охраны труда;
- стажировку по вопросам охраны труда;
- проверку знаний по вопросам охраны труда?
2) как правильно оформить проведение инструктажей, стажировки и проверки знаний по вопросам охраны труда?
Справочно:
аутстаффинг – это модель занятости, при которой персонал состоит в трудовых отношениях с одним юридическим лицом (организацией-аутстаффером), а фактически выполняет трудовые функции в интересах
и под контролем другого юридического лица (организации-заказчика), находясь на территории организации-
заказчика.
Справочно:
организацию-аутстаффер по-другому еще называют организация-провайдер.
Справочно:
аутсорсинг, аутстаффинг – услуга по предоставлению персонала (далее – заемные работники).
Правовое обоснование
Для начала необходимо понять, что такое аутстаффинг, а также отношения с точки зрения соответствия и выполнения требований законодательства в Республике Беларусь между организацией-заказчиком, организацией-аутстаффером и персоналом.
Как показывает мировая практика, при заключении договора между организацией-заказчиком и организацией-провайдером последняя берет на себя полную юридическую и финансовую ответственность
за персонал:
- все обязательства по ведению кадровой работы и выплате заработной платы;
- осуществление отчислений в фонды;
- соблюдение норм законодательства;
- оформление отпусков, командировок, премий;
- решение спорных вопросов и конфликтных ситуаций с сотрудниками и профсоюзами;
- проведение аттестации сотрудников, инструктажа по технике безопасности;
- оплата больничных и проведение обязательных медосмотров.
Данная система отношений аутстаффинга в Республики Беларусь не распространена. В настоящий момент законодательство Республики Беларусь не содержит даже самого понятия «аутстаффинг», а соответственно отсутствует законодательное регулирование правоотношений в этой области.
Тем не менее с 1 января 2016 г. введен в действие ОКРБ 005-2011.
В соответствии с ОКРБ 005-2011 в Республике Беларусь под термин «аутстаффинг» подпадают виды деятельности под номером 78200 и 78300:
1) вид деятельности 78200 «Деятельность по предоставлению временной рабочей силы».
Этот подкласс включает деятельность по предоставлению клиентам работников на ограниченные сроки для временного замещения кадровых работников или в дополнение к ним, когда предоставляемые лица являются наемными работниками организации по временному трудоустройству, которая и выплачивает им вознаграждение за выполняемую работу. Отнесенные к данному подклассу организации не осуществляют непосредственного контроля за предоставленными им работниками на месте выполнения работ клиента;
2) вид деятельности 78300 «Прочая деятельность по обеспечению рабочей силой».
Этот подкласс включает обеспечение клиентов рабочей силой, осуществляемое, как правило, на долгосрочной или постоянной основе. Отнесенные к данному подклассу организации осуществляют широкий спектр услуг по поиску и управлению рабочей силой, в т.ч. и предоставление информации по ведению кадровой отчетности в целях начисления заработной платы, выплаты налоговых удержаний и по другим финансовым и кадровым вопросам, но не несут ответственности за руководство предоставленными работниками и контроль их работы.
Статус заемных работников
Ни в ТК, ни в ГК, ни в Законе об охране труда не определен особый статус персонала, которым в качестве рабочей силы обеспечивает одна организация другую организацию.
Рассмотрим отношения между рабочей силой и юридическими лицами с точки зрения ТК, ГК, Закона об охране труда.
Под термином «рабочая сила» понимаются лица, которые заключили трудовой договор с организацией-аутстаффером, в т.ч. это те же лица, которые выполняют работу у организации-заказчика и которыми ее (организацию-заказчика) обеспечила организация-аутстаффер.
С точки зрения определений:
1) из ТК:
- рабочая сила по отношению к организации-аутстафферу является работником, который состоит в трудовых отношениях с организацией-аутстаффером на основании заключенного трудового договора;
- организация-аутстаффер является нанимателем, так как именно она (организация-аутстаффер) заключила трудовой договор с работником (рабочей силой);
2) из Закона об охране труда:
- рабочая сила – это физические лица, работающие на основе членства (участия) в организациях любых организационно-правовых форм. Иными словами, рабочая сила – это работник по отношению к организации-заказчику;
- в то же время организация-заказчик является работодателем по отношению к рабочей силе.
Справочно:
отношения между организацией-заказчиком и организацией-аутстаффером (вместе именуемыми сторонами) определяются договором аутстаффинга. Договор аутстаффинга подразумевает, что стороны, участвующие в данном договоре, состоят в гражданско-правовых отношениях, но аутстаффинг, как сказано выше, не упоминается ни в одном нормативном правовом акте Республики Беларусь, т.е. не урегулирован законодательно. Договор аутстаффинга специально не регулируется законодательством, но к нему применяется ст. 391«Свобода договора» ГК.
Инструктажи по вопросам охраны труда с заемными работниками
Вводный инструктаж по охране труда с работающими должны проводить (п. 46 Инструкции № 175):
- организация-аутстаффер при приеме их на работу;
- организация-заказчик при привлечении к работам (оказанию услуг) в организации или на ее территории, выполнении работ (оказании услуг) по заданию организации (по заключенному с организацией договору).
Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте с работающими должны проводить (п. 49 Инструкции № 175):
- организация-аутстаффер с принятыми на работу;
- другая организация в случае невозможности проведения стажировки по вопросам охраны труда в организации-аутстаффере, а при прохождении стажировки по вопросам охраны труда работающим в другой организации (см. ниже);
- организация-заказчик при привлечении к работам (оказанию услуг) в организации или на ее территории, выполнении работ (оказании услуг) по заданию организации (по заключенному с организацией договору).
Повторные инструктажи по охране труда с работающими не реже 1 раза в 6 месяцев по программе первичного инструктажа на рабочем месте или по инструкциям по охране труда для профессий и(или) отдельных видов работ (услуг) должны проводить (п. 54 Инструкции № 175):
- организация-аутстаффер;
- организация-заказчик.
Внеплановые инструктажи по охране труда в случаях, указанных в п. 56 Инструкции № 175, должны проводить:
- организация-аутстаффер;
- организация-заказчик.
Целевые инструктажи по охране труда в случаях, указанных в п. 58 Инструкции № 175, должна проводить организация-заказчик.
Стажировка по вопросам охраны труда
Проводить стажировку по вопросам охраны труда обязана организация-аутстаффер, так как именно она является нанимателем по отношению к персоналу (рабочей силе).
При невозможности в организации-аутстаффере обеспечить прохождение рабочими стажировки по вопросам охраны труда допускается прохождение рабочими стажировки в другой организации, где имеются аналогичные профессии, выполняются аналогичные виды работ на основании требований абз. 2 п. 24 Инструкции № 175.
Иными словами, организация-заказчик также может провести стажировку по вопросам охраны труда, но этот вопрос должен быть отражен в договоре аутстаффинга.
Проверка знаний по вопросам охраны труда
Проводить проверку знаний по вопросам охраны труда обязана организация-аутстаффер, так как именно она является нанимателем по отношению к персоналу (рабочей силе).
При невозможности в организации-аутстаффере создания комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда проверку знаний по вопросам охраны труда можно проводить в комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов или комиссиях организаций соответствующего профиля деятельности на основании требования абз. 2 п. 28 Инструкции № 175.
Иными словами, организация-заказчик также может провести проверку знаний по вопросам охраны труда, но этот вопрос должен быть отражен в договоре аутстаффинга.
В дальнейшем рабочие, занятые на работах с повышенной опасностью, а также на объектах, поднадзорных органам, уполномоченным на осуществление контроля (надзора), проходят периодическую проверку знаний по вопросам охраны труда не реже 1 раза в год в соответствии с требованиями п. 27 Инструкции № 175.
Регистрация инструктажей по охране труда
Регистрация вводного инструктажа по охране труда осуществляется в журнале регистрации вводного инструктажа по охране труда по форме согласно приложению 8 к Инструкции № 175.
Вводный инструктаж по охране труда проводится по утвержденной руководителем организации программе (инструкции), которая разрабатывается с учетом специфики деятельности организации на основании типового перечня вопросов программы вводного инструктажа по охране труда согласно приложению 7 к Инструкции № 175.
Вводный инструктаж проводит инженер по охране труда или специалист организации, на которого возложены эти обязанности.
Регистрация первичного, повторного, внепланового, целевого инструктажей по охране труда осуществляется в журнале регистрации инструктажа по охране труда по форме согласно приложению 4 к Инструкции № 175 или в личной карточке по охране труда (в случае ее применения) по форме согласно приложению 3 Инструкции № 175.
Регистрация целевого инструктажа допускается в отдельном журнале.
Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель работ (начальник производства, цеха, участка, мастер, инструктор и другие должностные лица) (п. 59 Инструкции № 175).
Оформление стажировки по вопросам охраны труда
Стажировка по вопросам охраны труда проводится на основании приказа под руководством назначенных приказом (распоряжением) руководителя организации, мастеров, бригадиров, инструкторов и высококвалифицированных рабочих, имеющих стаж практической работы по данной профессии или виду работ не менее 3 лет.
Запись о прохождении стажировки по вопросам охраны труда вносится в вышеуказанный журнал регистрации инструктажа по охране труда.
Оформление проверки знаний по вопросам охраны труда
Результат проверки знаний по вопросам охраны труда оформляется протоколом проверки знаний по вопросам охраны труда по форме приложения к Положению № 210.
Справочно:
протокол проверки знаний по вопросам охраны труда хранится в течение 5 лет.
Запись о прохождении проверки знаний по вопросам охраны труда вносится в удостоверение по охране труда по форме приложения 2 к Инструкции № 175 и личную карточку по охране труда (если она применяется).
Совет. Рекомендуем организации-заказчику в договор аутстаффинга включить при необходимости текст следующего содержания:
«Организация-аутстаффер обеспечивает персоналом:
- имеющим соответствующую профессиональную подготовку, подтвержденную дипломом или свидетельством о присвоении квалификационного разряда (класса, категории) по профессии;
- прошедшим медицинский осмотр и пригодным по состоянию здоровья к выполнению поручаемой ему работы;
- прошедшим соответствующие инструктажи по вопросам охраны труда;
- прошедшим стажировку по вопросам охраны труда;
- прошедшим проверку знаний по вопросам охраны труда;
- имеющим соответствующую группу по электробезопасности при ее необходимости для выполнения работ».
Документы:
Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденный постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 05.12.2011 № 85 (ОКРБ 005-2011).
Трудовой кодекс Республики Беларусь (ТК).
Гражданский кодекс Республики Беларусь (ГК).
Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (Закон об охране труда).
Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175 (Инструкция № 175).
Положение о комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденное постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 210 (Положение № 210).