Практически всем организациям приходится сталкиваться с перевозкой (доставкой) грузов. Начальным и конечным этапами процесса грузоперевозки считаются погрузочно-разгрузочные работы. О том, как правильно организовать эти работы, чтобы избежать травмирования работников, расскажем в статье.
Погрузочно-разгрузочные работы – это комплекс мер, направленных на поднятие материальных ценностей и иных грузов с целью их погрузки, разгрузки вручную и при помощи подъемно-транспортного оборудования, средств механизации и приспособлений для грузоподъемных операций, перемещение, транспортирование и складирование грузов.
Требования по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ
При проведении погрузочно-разгрузочных работ необходимо руководствоваться требованиями следующих нормативных правовых актов:
– Межотраслевых правил № 12;
– Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением МЧС Республики Беларусь от 28.06.2012 № 37 (далее – постановление № 37);
– Правил охраны труда при работе на высоте, утвержденных постановлением Минтруда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 52;
– Межотраслевых общих правил по охране труда, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 03.06.2003 № 70;
– Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Минздрава Республики Беларусь от 28.04.2010 № 47;
– других НПА, ТНПА, содержащих требования по охране труда.
Документ:
Межотраслевые правила по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 26.01.2018 № 12 (далее – Межотраслевые правила № 12).
Организация погрузочно-разгрузочных работ
Выполнение погрузочно-разгрузочных работ, безопасная эксплуатация и содержание в исправном состоянии подъемно-транспортного оборудования в организации осуществляются под контролем лиц, ответственных за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ (за безопасное производство работ кранами – при производстве работ грузоподъемными машинами). Их назначает наниматель приказом либо начальник структурного подразделения распоряжением из числа руководителей и специалистов, в подчинении которых находится персонал, обслуживающий грузоподъемное оборудование, машины и механизмы, предназначенные для выполнения погрузочно-разгрузочных работ.
Назначение ответственных
Руководитель может назначить ответственных одним приказом, в котором также могут быть назначены машинист (крановщик), его помощник, стропальщики, слесари, наладчики, электрики, рабочие других профессий при необходимости. Можно издать приказ о назначении каждой категории работающих отдельно.
Машины и механизмы, используемые при погрузочно-разгрузочных работах
Основные машины и механизмы, используемые при погрузочно-разгрузочных работах:
– для погрузки в автомобили насыпных грузов – экскаваторы, одно-ковшовые и многоковшовые погрузчики, пластинчатые или скреб-ковые транспортеры, пневматические перегружатели, бункера и др.;
– для погрузки в автомобили и выгрузки из них тяжеловесных штучных и тарных грузов, а также контейнеров и поддонов – автопогрузчики, автомобильные и стационарные краны, тали, тельферы и т.д.;
– для погрузки и выгрузки мелких штучных и насыпных грузов – автопогрузчики и автомобильные краны, на которые в зависимости от рода груза устанавливают сменные грузозахватные устройства;
– электро- и автотранспортеры.
Документ:
выпуск 1 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденный постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 33 (далее – выпуск 1 ЕТКС).
Допуск к выполнению погрузочно-разгрузочных работ
К выполнению погрузочно-разгрузочных работ допускается персонал, имеющий квалификацию и прошедший в установленном порядке медицинский осмотр, инструктажи, стажировку и проверку знаний по вопросам безопасности труда (п. 13 Межотраслевых правил № 12).
Характеристики профессий рабочих, занятых управлением и техническим обслуживанием машин и механизмов при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, тарификацию и описание выполняемых ими работ содержит выпуск 1 ЕТКС.
К числу таких профессий относятся водитель погрузчика, водитель электро- и автотележки, машинист автомобилеразгрузчика, машинист крана (крановщик), подсобный рабочий, стропальщик и т.д.
Рабочим названных профессий необходимо не только осуществлять управление, техническое обслуживание и текущий ремонт техники, машин и механизмов, но и знать способы погрузки, выгрузки грузов, правила подъема, перемещения, укладки и крепления грузов, правила ведения погрузочно-разгрузочных работ, правила дорожного движения и инструкции по перемещению по территории организации.
Выполнение погрузочно-разгрузочных работ вручную
Погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые вручную, должны производиться при соблюдении норм, ограничивающих подъем и перемещение тяжелых предметов в зависимости от пола и возраста работников.
Например, женщинам разрешается поднимать и перемещать вручную:
• при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) – не более 10 кг;
• постоянно в течение рабочей смены – не более 7 кг.
Суммарная масса грузов, перемещаемых женщиной в течение каждого часа смены, может составлять:
• с рабочей поверхности – до 350 кг;
• с пола – до 175 кг (см. приложение к постановлению № 133).
Документ:
постановление Минздрава Республики Беларусь от 13.10.2010 № 133 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения тяжестей женщинами вручную» (далее – постановление № 133).
Документ:
постановление Минздрава Республики Беларусь от 13.10.2010 № 134 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную» (далее – постановление № 134).
Предельно допустимые величины подъема и перемещения тяжестей вручную подростками от 14 до 18 лет указаны в приложении к постановлению № 134.
Допускается проведение мужчинами старше 18 лет погрузочно-разгрузочных работ вручную при соблюдении предельно допустимых норм разового подъема тяжестей не более 50 кг. Для ручной погрузки, разгрузки транспортных средств с рамп, платформ, эстакад или специально оборудованных площадок, имеющих неодинаковую высоту с полом транспортного средства, необходимо использовать трапы, слеги и иные приспособления, имеющие упоры для исключения их смещения (пп. 86, 87 Межотраслевых правил № 12).
Олег Фролов, ведущий специалист
по охране труда