Назначение лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию конвейеров
Эксплуатацию конвейеров общего назначения (далее – конвейеры) осуществляют, руководствуясь Межотраслевыми правилами.
Для организации работ по обеспечению эксплуатации конвейеров в соответствии с требованиями охраны труда наниматель приказом (распоряжением) из числа руководителей и специалистов назначает лиц, ответственных за их безопасную эксплуатацию.
В организациях с малым числом конвейеров исполнение этих обязанностей может быть возложено на одного из работников.
В структурных подразделениях организации, эксплуатирующих конвейеры, ответственность за их безопасную эксплуатацию возлагается на руководителей данных структурных подразделений.
Документ:
Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации конвейерных, трубопроводных и других транспортных средств непрерывного действия (далее – Правила), утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 10.04.2007 № 54 (далее – Межотраслевые правила).
Справочно:
конвейер – машина для непрерывного транспортирования грузов.
Требования безопасности при эксплуатации конвейеров
В конструкцию конвейеров должны входить необходимые ограждения, блокировки, сигнализация.
Элементы и детали конвейеров не должны иметь травмоопасных острых углов, кромок и поверхностей с неровностями, являющихся потенциальным источником опасности.
Средства защиты должны быть доступны для обслуживания и контроля.
При отключенных или неисправных средствах защиты функционирование конвейеров должно быть невозможно.
Поверхности органов управления, предназначенных для действия в аварийных ситуациях, должны быть окрашены в красный цвет.
Места периодической смазки конвейеров должны быть доступны без снятия защитных устройств.
Справочно:
монтаж конвейера должен производиться под руководством работника, ответственного за его безопасную эксплуатацию.
Вспомогательные операции (уборка, смазка, чистка, регулировка оградительных, предохранительных, тормозных и других устройств), а также работы по техническому обслуживанию и ремонту конвейеров выполняются после их выключения. При этом конвейер отключают от всех источников энергии и принимают меры против случайного включения. Не допускается очистка (уборка) конвейера путем обдува сжатым воздухом.
Выполнение вспомогательных операций на работающем конвейере, а также работ по его техническому обслуживанию и ремонту
не допускается.
Если конвейер останавливается на длительное время (например, при сезонной работе), все его узлы подлежат консервации, включающей их очистку и смазку.
Не допускается самопроизвольное перемещение в обратном направлении грузонесущего элемента с грузом при отключении привода в конвейерах, имеющих наклонные или вертикальные участки трассы.
На трассах конвейеров с передвижными загрузочными и разгрузочными устройствами должны быть установлены конечные выключатели и упоры, ограничивающие ход загрузочно-разгрузочных устройств.
Грузовые натяжные устройства конвейеров должны иметь концевые упоры для ограничения хода натяжной тележки.
Не допускается нахождение посторонних лиц на рабочих местах, предназначенных для эксплуатации, обслуживания и ремонта конвейеров.
Справочно:
неприводные конвейеры должны иметь в разгрузочной части ограничительные упоры и приспособления для снижения скорости движущегося груза.
Управление конвейерами
На рабочих местах обслуживания конвейера или конвейерной линии должны быть размещены таблички, разъясняющие значения применяемых средств сигнализации и режим управления конвейером.
С мест обслуживания должна быть предусмотрена возможность отключения каждого конвейера.
Не допускается управление автоматизированной конвейерной линией с двух и более пультов (мест), а также стопорение подвижных элементов аппаратуры управления иными не предусмотренными инструкцией способами.
Аппаратура управления конвейерной линии должна допускать перевод управления любым конвейером с автоматического на местное с сохранением в этом режиме действия всех защит, предупредительной сигнализации и экстренной остановки конвейера.
Оператору конвейерной линии оставлять свое рабочее место и передавать управление конвейерной линией другому лицу разрешается в порядке, установленном в организации.
Справочно:
многоприводные конвейеры должны иметь тормозные устройства на каждом приводе.
Основные условия безопасности при эксплуатации конвейеров
Основными условиями безопасности при эксплуатации конвейеров являются:
– выполнение работ по техническому обслуживанию, ремонту и регулировке конвейера (исправление смещения (сбега) ленты, устранение ее пробуксовки и тому подобные работы) – только после остановки конвейера;
– ограждение приводных и натяжных барабанов, тяговых органов конвейера;
– установка на подвижной каретке натяжной станции двух концевых выключателей: одного – для отключения конвейера при перегрузке тяговых органов, другого – для остановки конвейера при обрыве тягового органа;
– рациональное устройство загрузочных лотков, воронок и сбрасывателей материала с грузонесущего полотна, обеспечение равномерной и центрированной подачи (разгрузки) грузов на конвейер (с конвейера);
– применение устройств, исключающих или уменьшающих необходимость ручного труда (скребки и щетки для удаления налипшего и намерзшего материала и др.).
Справочно:
рабочее место – место постоянного или временного пребывания работающих в процессе трудовой деятельности.
Защитные ограждения конвейеров
Части конвейеров, представляющие опасность для работников и которые по их функциональному назначению не могут быть закрыты кожухом, щитком и другим защитным приспособлением, должны быть окрашены в сигнальные цвета с установкой знаков безопасности.
Движущиеся части конвейеров должны быть ограждены в зонах постоянных рабочих мест, связанных с технологическим процессом на конвейере, или по всей трассе конвейера, если имеет место свободный доступ или постоянный проход вблизи конвейера лиц, не связанных с обслуживанием конвейера.
Важно!
Ограждения следует изготовлять из металлических листов, сетки и других прочных материалов.
В сетчатых ограждениях размер ячейки должен быть выбран таким, чтобы исключался доступ к огражденным частям конвейера.
Защитные ограждения конвейеров должны быть надежными, прочными, открывающимися (на петлях, шарнирах) или съемными, изготовленными из отдельных секций. Для удобства обслуживания конвей-
еров в ограждениях должны быть предусмотрены дверцы и крышки.
Ограждения приводных и натяжных станций конвейеров, дверцы и крышки, позволяющие их снять или открыть без применения специального инструмента, должны быть снабжены приспособлениями для надежного удержания их в закрытом (рабочем) положении и сблокированы с приводом конвейера для его отключения при снятии (открытии) ограждения.
В зоне возможного нахождения людей должны быть ограждены или защищены:
– смотровые люки пересыпных лотков, бункеров и т.п., установленных в местах загрузки и разгрузки конвейеров, периодически очищаемые обслуживающим персоналом;
– проходы (проезды) под конвейерами – сплошными навесами, выступающими за габариты конвейеров не менее чем на 1 м;
– участки трассы конвейеров (кроме подвесных конвейеров), на которых запрещен проход людей, – при помощи установки вдоль трассы перил высотой не менее 1 м от уровня пола;
– канаты и блоки натяжных устройств, грузы натяжных устройств на высоту их перемещения и участок пола под ними; приводные, натяжные и отклоняющие барабаны, ременные и другие передачи,
муфты и т.п., а также опорные ролики и ролики нижней ветви ленты;
– приемные устройства (бункеры, горловины машин и тому подобные), установленные в местах сброса грузов с конвейеров;
– нижние выступающие части конвейера, пересекающего проходы для людей или проезды для транспортных средств, – устройством навесов, продолженных за габариты конвейера не менее чем на 1 м.
Конвейеры, передвигающиеся по рельсам, если они не закрыты специальными кожухами, и конвейеры, установленные в производственных зданиях ниже уровня пола, должны быть ограждены по всей длине перилами высотой не менее 1 м от уровня пола.
Перила, ограждающие конвейеры, установленные ниже уровня пола, должны быть закрыты на высоту не менее 0,15 м от уровня пола.
Конвейеры, предназначенные для транспортировки штучных грузов, оснащаются по всей длине бортами высотой не менее 200 мм.
Аварийное отключение
Конвейеры малой протяженности (до 10 м) в головной и хвостовой частях должны быть оборудованы аварийными кнопками для остановки конвейера «Стоп» грибкового типа.
При оснащении всей трассы конвейеров тросовым выключателем, дающим возможность остановки конвейеров с любого места, аварийные кнопки для остановки конвейера в головной и хвостовой частях допускается не устанавливать.
Конвейеры с открытой трассой в местах повышенной опасности, а также конвейеры большой протяженности (более 10 м) должны быть дополнительно оборудованы выключающими устройствами, позволяющими останавливать конвейер в аварийных ситуациях с любого места по его длине со стороны прохода для его обслуживания.
Звуковая или световая сигнализация, блокировки
Для предупреждения об опасности при работе конвейеров должна применяться звуковая и световая сигнализация, сигналы которой должны быть легко различимы в производственных условиях.
У конвейеров, обеспечивающих транспортировку материалов на значительные расстояния, органы управления должны иметь возможность их остановки из нескольких мест. При наличии нескольких пусковых устройств должен исключаться несогласованный пуск и пуск оборудования без предварительной подачи звукового и светового сигналов.
Важно!
В схеме управления конвейерами должна быть предусмотрена блокировка, исключающая возможность повторного включения привода до ликвидации аварийной ситуации.
Конструкция транспортных средств непрерывного действия должна предусматривать систему сигнализации, а также систему автоматической остановки и отключения привода от источников энергии при аварийных ситуациях.
Органы управления транспортными средствами непрерывного действия должны быть безопасными и удобными, не требующими значительных усилий для работы, исключать возможность самопроизвольного включения и выключения оборудования.
На участках трассы конвейеров, находящихся вне зоны видимости оператора с пульта управления, должна быть установлена двусторонняя предупредительная предпусковая звуковая или световая сигнализация, включающаяся автоматически до включения привода конвейера.
Двусторонняя сигнализация должна обеспечивать не только оповещение о пуске конвейера лиц, находящихся вне зоны видимости с пульта управления конвейером, но и подачу ответного сигнала на пульт управления с участков трассы, не видимых оператору, о готовности конвейера к пуску.
Важно!
Конвейеры должны иметь устройства, отключающие конвейер при обрыве ленты или канатно-натяжных устройств. При наличии на одном конвейере нескольких пусковых кнопок, установленных в разных местах, они должны быть электрически сблокированы так, чтобы исключался случайный пуск конвейера.
Для обеспечения безопасности при работе нескольких взаимосвязанных конвейеров в одной технологической линии применяется взаимная блокировка их электрических приводов. У каждого конвейера устанавливается аварийная кнопка «Стоп», с помощью которой при необходимости может быть остановлена вся транспортная система. Пульт управления ленточных конвейеров оборудуется сигнальными лампами, которые показывают движение или остановку каждого конвейера, что способствует предотвращению несогласованности их работы.
На технологической линии, состоящей из нескольких последовательно соединенных и одновременно работающих конвейеров или из конвейеров в сочетании с другими машинами (питателями, дробилками и т.п.), приводы конвейеров и всех машин должны быть сблокированы так, чтобы в случае внезапной остановки какой-либо машины или конвейера предыдущие машины и конвейеры автоматически отключались, а последующие продолжали работать до полного схода с них транспортируемого груза.
Нина Пилипенко, инженер-электрик