Директор (он же учредитель) работает по совместительству в двух организациях. Организации схожи по профилю деятельности, т.е. дополнительных знаний по охране труда не требуется.
Необходимо ли ему проходить проверку знаний по двум предприятиям?
Инструкция № 175 ответа на этот вопрос не дает.
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175 «Об утверждении Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда» (далее – Инструкция № 175).
Согласно требованиям Инструкции № 175:
– принятые на работу (переведенные на другую должность) руководители и специалисты допускаются к самостоятельной работе после ознакомления их уполномоченным должностным лицом организации с должностными обязанностями, в т.ч. по охране труда, нормативными правовыми актами, техническими нормативными правовыми актами, локальными нормативными правовыми актами по охране труда, соблюдение требований которых входит в их должностные обязанности, условиями и состоянием охраны труда в структурных подразделениях (на объектах) организации (п. 36 Инструкции № 175).
То есть проходить проверку знаний нужно.
Но тут уже возникает вопрос: если в организации есть уполномоченное должностное лицо, способное ознакомить директора с его должностными обязанностями, то почему это должностное лицо не является директором?
И второе. Нет разъяснения, что делать с директорами-совместителями?
С остальными понятно: любая организация, даже родственная по виду деятельности, имеет свои особенности, и вновь принятого работника с ними нужно ознакомить.
Но для этого существует вводный инструктаж.
А что касается проверки знаний, то в Инструкции № 175 есть лазейка: при невозможности обеспечить в микроорганизациях прохождение стажировки допускается ее прохождение в другой организации, выполняющей аналогичные виды работ (п. 37 Инструкции № 175).
А чем подтверждается прохождение стажировки?
Правильно, протоколом проверки знаний по вопросам охраны труда или удостоверением. То есть принес протокол или предъявил удостоверение о прохождении проверки знаний, выданные сторонней организацией, – и с первого дня приступай к самостоятельной работе.
Почему-то такая система Инструкцией № 175 оговорена только для микроорганизаций. А в чем разница для конкретного человека, пришел он с удостоверением в микроорганизацию или, например, на МАЗ? Тем более что для работающих по гражданско-правовым договорам установлена та же система независимо от размера организации (см. Указ № 314).
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» (далее – Указ № 314).
Примем во внимание еще 1 фактор: быть директором двух и более организаций без утраты управления возможно только в микроорганизациях, на МАЗе такое не пройдет!
Отсюда вывод (хотя и спорный): в большинстве случаев нет необходимости директору проходить проверку знаний по вопросам охраны труда при условиях, указанных в вопросе.
Виктор Серый, инженер по охране труда