С 2010 года контрольная (надзорная) деятельность осуществляется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ №510).
К плановым проверкам – готовы!
В соответствии с координационным планом контрольной (надзорной) деятельности, который составляется соответствующим областным управлением Департамента Государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на год, областными управлениями Департамента Государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь проводятся проверки субъектов хозяйственной деятельности по вопросам соблюдения законодательства о труде и об охране труда. Такая проверка считается плановой. Указом № 510 определен механизм назначения плановых проверок и их периодичность. Следует отметить, что плановые проверки субъектов хозяйствования назначаются только с учетом отнесения их к группам риска. Проверки могут проводиться не чаще, чем раз в год для субъектов, отнесенных к высокой группе риска, раз в три года — к средней группе риска и раз в пять лет — к низкой группе риска.
На поля: Справочно: Законодательно эти вопросы регулируются Положением о порядке организации и проведения проверок, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».
Наряду с иными ограничениями на проведение проверок Указом №510 введен двухлетний мораторий для проверок вновь созданных субъектов хозяйствования.
При отсутствии предыдущей плановой проверки плановая проверка может быть назначена после истечения двух лет со дня:
государственной регистрации - организаций (кроме созданных в порядке реорганизации), индивидуальных предпринимателей;
присвоения учетного номера плательщика - обособленных подразделений организаций (кроме созданных в порядке реорганизации);
создания - представительств иностранных организаций;
первоначальной выдачи специального разрешения (лицензии) - лиц, осуществляющих частную нотариальную деятельность, выдачи свидетельства о регистрации - лиц, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально;
первоначальной уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности, сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма - лиц, осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма.
Это важно! Плановые проверки проводятся в соответствии с полугодовыми координационными планами, которые размещаются на интернет–сайте Комитета государственного контроля к 15 декабря и к 15 июня , внесение новых субъектов для их проверки, в данные планы законодательством не предусматривается.
Проведение нескольких плановых проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускается;
не допускается проверка контролирующими (надзорными) органами субъекта по одному и тому же вопросу за один и тот же период;
проверка субъекта проводится за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего года;
проверяемый субъект признается добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное. В случае неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого субъекта.
Справочно: плановые проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут быть осуществлены несколькими контролирующими (надзорными) органами только в форме совместной проверки. Проведение нескольких плановых проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускается.
Сроки назначения плановой проверки
Для назначения плановой проверки календарные периоды исчисляются контролирующим (надзорным) органом с года окончания предыдущей плановой проверки (включая этот год) с учетом установленной сферы контрольной (надзорной) деятельности, назначенной после 1 января 2010 г. как данным органом, так и его вышестоящим органом, их структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями).
Следует отметить, что в рамках проведения плановой проверки организации может быть осуществлена плановая проверка обособленного подразделения по вопросам, которые не были проверены в ходе проведенной в течение календарного года плановой проверки этого обособленного подразделения. Проведение в течение календарного года плановой проверки обособленного подразделения организации не исключает возможности проведения в том же календарном году плановой проверки данной организации, а также ее иного обособленного подразделения.
Справочно: плановые проверки в отношении проверяемых субъектов, добросовестно исполняющих обязательства перед бюджетом, включая государственные целевые бюджетные фонды, и не имеющих фактов нарушений законодательства (независимо от отнесения их к группам риска), должны проводиться одним и тем же контролирующим (надзорным) органом и его структурным подразделением (территориальным органом, подчиненной организацией) не чаще одного раза в пять календарных лет.
Предупреждение о проведении проверки
Поскольку такие проверки проводятся в соответствии с утвержденным планом, субъект хозяйствования должен быть официально предупрежден о сроках их проведения официальным письмом соответствующего органа.
О назначении плановой проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения. Уведомление, направленное по последнему известному контролирующему (надзорному) органу месту нахождения (жительства) проверяемого субъекта, считается полученным им по истечении трех дней со дня его направления.
Это важно! Не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления проверяемый субъект вправе представить в соответствующее управление Департамента Государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь заявление о переносе срока проведения плановой проверки с указанием причин, препятствующих ее проведению.
Такое письмо должно содержать обязательные реквизиты:
наименование контролирующего (надзорного) органа, который будет проводить проверку;
наименование (фамилию, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения - адрес его места нахождения);
месяц начала проверки;
проверяемый период или проверяемые периоды, если они не совпадают для различных вопросов, подлежащих проверке (могут указываться в перечне вопросов, подлежащих проверке);
указание на основание проведения проверки (пункт координационного плана);
уведомление должно быть заверено печатью контролирующего (надзорного) органа или оформлено на фирменном (гербовом) бланке;
точную дату начала ее проведения и периода ее проведения,
перечень вопросов, подлежащих проверке.
Справочно: форма уведомления утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь ( постановление Совета Министров РБ от 18.03.2010 №383 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 №510»).
Перечень вопросов по охране труда подлежащих проверке.
В рамках плановых проверок государственным инспектором Департамента Государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, которые проводятся в соответствии с координационным планом контрольной (надзорной) деятельности, работодатели проверяются по вопросам соблюдения законодательства о труде, а также по соблюдению правил и норм по охране труда.
Мы предлагаем работодателям ознакомиться с перечнем вопросов, которые подлежат изучению в ходе такой проверки в сфере охраны труда.
Обращаем Ваше внимание, что данные вопросы включаются в перечень вопросов плановой проверки соблюдения законодательства о труде и правил и норм по охране труда.
- Наличие и содержание организационно-распорядительной документации и локальных нормативных актов, содержащих требования по охране труда.
- Порядок назначения должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда, наличие соответствующих локальных нормативных актов.
- Разработка и внедрение процедур, обеспечивающих идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, подготовку и реализацию мероприятий по снижению профессиональных рисков, анализ их эффективности.
- Осуществление контроля за соблюдением нормативных правовых актов по охране труда, распространяющихся на данную организацию.
- Предоставление работникам, занятым на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных погодных условиях, специальной одежды, специальной обуви и других необходимых средств индивидуальной защиты, смывающих и обеззараживающих средств в соответствии с установленными нормами.
- Выделение финансовых средств, оборудования и материалов для осуществления предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, планами мероприятий по охране труда, профилактике производственного травматизма, улучшению условий труда, санитарно-бытового обеспечения, медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работников.
- Обеспечение безопасности при эксплуатации территории, производственных зданий (помещений), сооружений, оборудования, технологических процессов и применяемых в производстве материалов, химических веществ, а также эффективную эксплуатацию средств коллективной защиты и применение индивидуальной защиты.
- Соблюдение требований охраны труда при организации рабочих мест для выполнения работ, оказания услуг и создания объектов интеллектуальной собственности.
- Осуществление подготовки (обучения), инструктажа, переподготовки, стажировки, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.
- Информирование работающих о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, о существующих рисках повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда.
- Обеспечение в установленном законодательством порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве, разработку и реализацию мер по их профилактике.
- Отстранение от работы работающих, появившихся на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не прошедших инструктаж по охране труда, проверку знаний по охране труда, не использующих требуемые средства индивидуальной защиты, обеспечивающих безопасность труда, не прошедших медицинский осмотр в случаях, предусмотренных законодательством.
- Включение в гражданско-правовой договор существенных (обязательных) условий, предусмотренных Указом Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 № 14 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым договорам».
На поля: Это важно! Проведение в течение календарного года плановой проверки обособленного подразделения организации не исключает возможности проведения в том же календарном году плановой проверки данной организации, а также ее иного обособленного подразделения.
В течение вышеуказанного срока в исключительных случаях могут назначаться внеплановые проверки:
по поручению Президента Республики Беларусь;
Комитетом государственного контроля (либо по его поручению);
На поля: Нормативный акт: Указ Президента Республики Беларусь от 26.07.2012 № 332.
по поручению органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, а также руководителей (их заместителей) этих органов по находящимся в их производстве материалам;
при осуществлении государственного санитарного, пожарного надзора, государственного надзора за соблюдением промышленного производства и аптечного изготовления лекарственных средств, государственного контроля за охраной и использованием объектов животного и растительного мира.
На поля: Справочно: Такие проверки могут назначаться только при наличии установленных законодательством оснований и с соблюдением соответствующих условий. Внеплановые проверки могут проводиться также по заявлению самого проверяемого субъекта.
Кроме внеплановых, могут быть назначены дополнительные (после проведения плановой) проверки:
На поля: Справочно: Внеплановые и дополнительные проверки назначаются руководителем контролирующего (надзорного) органа (в том числе территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) или его уполномоченным заместителем в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа.
1. Для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях проверенного субъекта.
Такая проверка проводится при условии наличия акта (справки) проверки плановой проверки и жалобы на решение контролирующего (надзорного) органа (должностного лица). Причем такой акт должен содержать требование (предписание) об устранении нарушений.
2. В целях изучения дополнительных вопросов по делам (материалам), поступившим в органы уголовного преследования, суды.
Данная проверка не должна касаться вопросов, являвшихся предметом плановой проверки и ранее согласованных проверяющим (руководителем проверки) и должностными лицами органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителями (их заместителями) органов уголовного преследования, судов по находящимся в их производстве делам (материалам).
3. В исключительных случаях, связанных с несоблюдением проверяющим (руководителем проверки) установленного порядка назначения и проведения проверок.
Татьяна Радыно,
советник Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь
по информационно-правовым вопросам