С учетом правоприменительной практики и произошедших изменений в законодательстве изменен порядок оплаты расходов, которые связаны с ухудшением здоровья лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве. С принятием постановления № 1104 осуществлена определенная либерализация условий оплаты дополнительных расходов на реабилитацию потерпевших, что должно позитивно сказаться на качестве реабилитации.
Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2014 № 637 «Об утверждении Положения о порядке оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных положений», в редакции от 29.12.2016 (далее – Положение № 637).
Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2016 № 1104 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2014 г. № 637» (далее – постановление № 1104). Вступило в силу 1 января 2017 г.
Справочно:
программа реабилитации потерпевшего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания – документ, выдаваемый застрахованному МРЭК, устанавливающий конкретные объемы, виды и сроки проведения реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций органов и систем, а также устранение ограничений профессиональной трудоспособности застрахованного.
В соответствии с Положением № 637 оплате Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием «Белгосстрах» (далее – Белгосстрах, страховщик) подлежат дополнительные расходы, связанные с повреждением здоровья застрахованного по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – дополнительные расходы). Страховщик (непосредственно либо в виде компенсации) за счет средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляет оплату дополнительных расходов:
– на репатриацию застрахованного к месту жительства или лечения, реабилитации на территории Республики Беларусь;
– медицинскую помощь и реабилитацию застрахованного, а также медицинскую помощь застрахованному, оказываемую на территории государств – участников СНГ, в случае отсутствия возможности оказания ему необходимой медицинской помощи в Республике Беларусь;
– приобретение лекарственных средств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода;
– дополнительное питание застрахованного;
– посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным;
Справочно:
ВКК – врачебно-консультационная комиссия.
Справочно:
МРЭК – медико-реабилитационная экспертная комиссия.
– санаторно-курортное лечение застрахованного на территории Республики Беларусь, включая оплату лечения, проживания и питания застрахованного, а в случаях, подтвержденных заключением ВКК государственной организации здравоохранения или программой реабилитации, – оплату проживания и питания сопровождающего его лица, на весь период этого лечения;
– обеспечение застрахованного техническими средствами социальной реабилитации и сопутствующими им изделиями, их ремонт;
– проезд застрахованного, а в случаях, подтвержденных заключением ВКК или программой реабилитации, проезд сопровождающего его лица для получения застрахованным медицинской помощи, освидетельствования (переосвидетельствования) на МРЭК, санаторно-курортного лечения, заказа, примерки, получения, ремонта, замены технических средств социальной реабилитации;
– получение образования;
– создание рабочего места для застрахованного, получившего инвалидность вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
Постановлением № 1104 внесены изменения и дополнения в Положение № 637 и тем самым установлены дополнительные меры по защите прав и имущественных интересов граждан, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве. Среди них необходимо отметить следующие:
1. Отменена норма, ограничивавшая возможность покупки потерпевшим изделий медицинского назначения иностранного производителя.
Пояснение. В прежней редакции п. 28 Положения № 637 требовалось, чтобы ВКК или МРЭК фактически разрешили приобрести изделие иностранного, а не отечественного производителя. На практике получить такое разрешение было очень сложно. Со вступившими в силу изменениями потерпевшему предоставлено право самому выбирать, какое изделие медицинского назначения покупать: отечественное или иностранное. Данное изменение важно еще и тем, что некоторые изделия медицинского назначения не производятся в Республике Беларусь, а если и производятся, то по качеству пока уступают зарубежным аналогам.
2. Постановлением № 1104 повышен размер оплаты расходов на дополнительное питание потерпевшего.
Пояснение. До 1 января 2017 г. размер страховой выплаты на дополнительное питание потерпевшего находился в строгой зависимости от стоимости продуктового набора рациона дополнительного питания (сложившихся в стране цен на отдельные продукты питания), а сумма выплаты составляла около 42 руб. в месяц. В новой редакции п. 33 Положения № 637 он установлен в размере 55 % бюджета прожиточного минимума. По состоянию на январь 2017 г. это составляет 96,53 руб.
Справочно:
для целей применения Положения № 637 в данном случае используется наибольшая величина бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Минтруда и соцзащиты, за 2 последних квартала, предшествующих месяцу, за который осуществляется выплата.
3. Заметные изменения претерпел порядок оплаты дополнительных расходов на санаторно-курортное лечение застрахованного: скорректированы пп. 39, 40, 42–44 Положения № 637.
Пояснение. Прежний порядок, предусматривал приобретение и выдачу потерпевшему путевки на санаторно-курортное лечение непосредственно Белгосстрахом. Сейчас стала возможной выдача оплаченных Белгосстрахом путевок в санаторно-курортной организации (в т.ч. в виде электронной путевки). Таким образом, потерпевший избавлен от необходимости являться за получением путевки к страховщику, что снижает административные расходы последнего и экономит время потерпевшего.
4. В измененной редакции гл. 8 Положения № 637 более четко и подробно изложены различные вопросы обеспечения потерпевшего путевкой на санаторно-курортное лечение: от ее заказа и информирования об этом потерпевшего – до оплаты путевки. С учетом возникающих на практике ситуаций установлены основания, по которым страховщик может отказать потерпевшему в обеспечении его путевкой.
Так, нормами п. 42 Положения № 637 определено, что страховщик отказывает застрахованному и сопровождающему его лицу в приобретении путевок, если:
– санаторно-курортная организация, в которой застрахованный выразил желание пройти санаторно-курортное лечение, не осуществляет лечение по профилю, в котором определена нуждаемость застрахованного;
– у санаторно-курортной организации отсутствует возможность предоставления соответствующей путевки на период, указанный в заявлении застрахованного;
– превышены установленные квоты на приобретение страховщиком путевок в санаторно-курортную организацию, в которую застрахованный выразил желание приобрести путевку.
В вышеуказанных случаях страховщик обязан предложить потерпевшему прохождение санаторно-курортного лечения в другой санаторно-курортной организации или в другой период.
Уточнена периодичность, с которой осуществляется санаторно-курортное лечение по путевке (не чаще одного раза в календарный год). Акцент справедливо сделан не на моменте приобретения путевки, а на моменте начала санаторно-курортного лечения.
Уточнены случаи, когда за потерпевшим сохраняется право на санаторно-курортное лечение, если он не воспользовался приобретенной для него путевкой. Так, если потерпевший не смог воспользоваться путевкой по подтвержденным документально уважительным причинам, то за ним сохраняется право на санаторно-курортное лечение в текущем календарном году. Положением № 637 к таким уважительным причинам отнесены:
– болезнь потерпевшего;
– смерть или болезнь сопровождающего лица, их членов семьи;
– постигшие потерпевшего или сопровождающего его лица стихийное бедствие, пожар, хищение имущества;
– непредоставление отпуска потерпевшему или сопровождающему его лицу.
Указанное выше право сохранится и в том случае, если причина, по которой потерпевший не воспользовался приобретенной для него путевкой, не относится к уважительным, но он подал письменное заявление об отказе от путевки не позднее чем за 7 календарных дней до дня заезда в санаторно-курортную организацию.
В иных случаях потерпевший лишается права на оплату санаторно-курортного лечения за тот год, за который он не воспользовался путевкой.
5. Постановлением № 1104 внесен ряд изменений и дополнений в гл. 9 Положения № 637. Это позволило расширить перечень технических средств социальной реабилитации, оплату которых осуществляет Белгосстрах.
Пояснение. Снято, например, действовавшее до 1 января 2017 г. ограничение об оплате изготовления зубных протезов только государственными медицинскими организациями. Таким образом, потерпевшему будет оплачиваться зубопротезирование и в негосударственных медицинских организациях. Снят запрет на оплату страховщиком зубных протезов, изготовленных из металлоакрилатов (металлокомпозитов) и металлокерамики. Это обусловлено тем, что данные материалы самые востребованные для изготовления зубных протезов, одни из самых прочных, долговечных, эстетичных, а также имеют максимальное сходство с механическими свойствами натуральной зубной эмали.
Ограничения, касающиеся приобретения технических средств социальной реабилитации, изготовленных иностранными производителями, сняты по подавляющему большинству таких технических средств. Это связано с тем, что по ряду средств отсутствуют отечественные аналоги, а стоимость некоторых иностранных технических средств социальной реабилитации ниже стоимости отечественных аналогов. Кроме того, учреждения здравоохранения, как правило, не могут определить, в техническом средстве какого иностранного производителя (как альтернативы отечественному) может нуждаться застрахованный. Вместе с тем, исходя из значительной разницы в стоимости технических средств социальной реабилитации различных производителей, сохранено условие о необходимости получения заключения РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр» о нуждаемости в иностранном техническом средстве социальной реабилитации при самостоятельном приобретении потерпевшим иностранных кресел-колясок, велоколясок, протезов верхних и нижних конечностей.
Борис БОНДАРИК,
начальник управления страхования
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний
БРУСП «Белгосстрах»