Большое значение в деле обеспечения безопасности труда работающих придается вопросам обучения, повышения квалификации, проверки знаний по вопросам охраны труда, проведения инструктажей по охране труда.
В декабре 2015 г. в редакции журнала «Я – специалист по охране труда» прошел интернет-семинар на горячую тему, касающуюся инструктажей по охране труда. На вопросы читателей, поступившие в редакцию по электронной почте, ответил директор ОДО «ПрофиТруд» Жартун Сергей Владимирович.
Инструктажи по охране труда: сложные вопросы практики применения
Жартун Сергей Владимирович.
Общий стаж работы в сфере охраны труда более 15 лет.
Более 10 лет работал в системе Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь в должностях:
– главного государственного инспектора труда Минского городского управления Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь;
– главного специалиста управления охраны и государственной экспертизы условий труда Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь;
– директора Центра охраны труда Республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь;
– генерального директора Республиканского центра охраны труда Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь.
Эксперт-аудитор в области сертификации систем управления охраной труда по СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования».
Соискатель по теме диссертации «Системный подход к совершенствованию управления охраной труда в организациях».
Организация проводит обучение работников по рабочим профессиям на производстве, в обучение входят и вопросы охраны труда.
Какова периодичность проверки знаний рабочих, если профессии не относятся к профессиям с повышенной опасностью? Надо ли проводить ежегодную проверку знаний данных работников?
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175 «Об утверждении Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда» (далее – Инструкция № 175).
Рабочие, принятые или переведенные на работы с повышенной опасностью либо имеющие перерыв в выполнении указанных работ более 1 года, к самостоятельной работе допускаются после прохождения стажировки и последующей проверки знаний по вопросам охраны труда (п. 23 Инструкции № 175).
Перечень профессий рабочих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда, утверждает руководитель организации на основании требований соответствующих нормативных правовых актов и с учетом типового перечня работ с повышенной опасностью согласно приложению 1 к Инструкции № 175.
Справочно:
КПП – контрольно-пропускной пункт.
Например, в п. 74 Перечня работ с повышенной опасностью указано, что охрана объектов любых форм собственности является работой с повышенной опасностью.
Следовательно, охранников, сторожей, контролеров КПП необходимо относить к категории работников, выполняющих работы с повышенной опасностью.
Документ:
Межотраслевые общие правила по охране труда, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 03.06.2003 № 70 (далее – Межотраслевые правила).
Что касается требований нормативных правовых актов, то согласно п. 133 Межотраслевых правил работы по наладке, техническому обслуживанию и ремонту оборудования производят работающие, имеющие соответствующую квалификацию по профессии, прошедшие в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда. Ссылаясь на этот пункт, мы также должны отнести к работам с повышенной опасностью все профессии разного рода наладчиков, слесарей и т.п.
Если нет оснований вносить профессию рабочего в перечень профессий рабочих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда, то проверку знаний с ним проводить не требуется.
В соответствии с п. 396 Правил промышленной безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом, утвержденных постановлением МЧС Республики Беларусь от 30.12.2013 № 77, разовый заезд в карьер автомобилей, тракторов, тягачей, погрузочных и подъемных машин и другого транспорта, не принадлежащего владельцу карьера, допускается только с разрешения руководителя карьера после обязательного инструктажа водителя или машиниста с записью в специальном журнале.
Какой по характеру и времени проведения инструктаж необходимо проводить? Кто должен проводить инструктаж? Как оформляется разрешение руководителя карьера и в каком конкретно журнале?
О процедуре допуска на территорию организации стороннего транспорта с позиции охраны труда споры идут давно.
С работающими, привлеченными к работам (оказанию услуг) в организации или на ее территории при выполнении работ (оказании услуг) по заданию организации (по заключенному с организацией договору), должен проводиться вводный инструктаж (п. 46 Инструкции № 175).
Инструктаж проводится по утвержденной руководителем организации программе (инструкции) вводного инструктажа, о чем инженером по охране труда или специалистом организации, на которого возложены эти обязанности, делается запись в журнале вводного инструктажа по охране труда.
Получается, что «специальный журнал» – это журнал вводного инструктажа, а «обязательный инструктаж» – это вводный инструктаж по охране труда.
Инструктаж по охране труда водителей транспортных средств, работающих в карьере, производится совместно руководителями карьера и автохозяйства. После практического ознакомления с маршрутами движения водителям должны быть выданы удостоверения на право работы в карьере (п. 397 Правил).
Какой инструктаж необходимо проводить и кто должен расписаться в журнале или карточке как лицо, проводившее инструктаж водителю транспортного средства, выполняющему длительное время работы в карьере и при этом являющемуся работником транспортного участка (карьер и транспортный участок – одно и то же предприятие)? Как документально оформить участие в инструктаже другого лица, проводившего инструктаж?
Требования п. 50 Инструкции № 175, скорее всего, должны распространяться на работников других организаций, в т.ч. командированных, при участии их в производственном процессе или выполнении работ на территории организации.
С работниками таких организаций, выполняющими работы на территории организации, данный инструктаж проводит руководитель работ при участии руководителя или специалиста организации, на территории которой проводятся работы, как и указано п. 50 Инструкции № 175.
С работниками одной организации инструктажи по охране труда – вводный, первичный и повторные должны проводиться в установленном законодательством порядке.
Но, если воспринимать требования п. 50 Инструкции № 175 буквально, то получается, что руководителям автохозяйств при участии руководителей карьеров придется проводить в установленные сроки соответствующие инструктажи по охране труда с водителями транспортных средств и после практического ознакомления с маршрутами движения выдавать водителям удостоверения на право работы в карьере.
Инструкцией № 45 определен порядок проведения стажировки водителей механических транспортных средств, принятых на работу и имеющих перерыв в выполнении работ более 1 года, водителей, переведенных на другую марку (модель) автомобиля, а также водителей маршрутных транспортных средств при переводе на другой маршрут. Исходя из п. 1 Интрукции № 46 получается, что водитель, вновь принятый на работу, но имеющий перерыв менее года, стажировку проходить не должен, если не меняется марка (модель) автомобиля.
Так ли это?
Документ:
Инструкция о порядке проведения стажировки водителей механических транспортных средств, утвержденная постановлением Минтранса Республики Беларусь от 23.10.2012 № 46 (далее – Инструкция № 46).
В п. 1 Инструкции № 46 говорится о водителях механических транспортных средств, имеющих перерыв в выполнении работ более одного года в своей организации (болезнь, перевод на другую работу, социальный отпуск и т.п.). Иными словами, водителя сначала приняли на работу, и только потом у него по каким-то причинам наступил перерыв в выполнении работ более 1 года.
Я руководитель микроорганизации. У нас есть сотрудники, задействованные на работах с повышенной опасностью. Создать в организации комиссию для проверки знаний по вопросам охраны труда не представляется возможным. На основании п. 12 Положения о комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденного постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 210 (далее – Положение), данные работники будут проходить проверку знаний в комиссии местного исполнительного и распорядительного органа.
Кто в данном случае должен разработать билеты для проверки знаний работающих? Можно ли проводить проверку знаний без билетов?
Проводить проверку знаний без билетов нельзя!
Билеты для проверки знаний работающих по рабочим профессиям по вопросам охраны труда разрабатываются на основе требований по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг), содержащихся в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах, локальных нормативных правовых актах организации, и утверждаются руководителем организации (п. 14 Положения).
Следовательно, необходимо разработать и утвердить билеты для проверки знаний работающих по соответствующим рабочим профессиям и (или) отдельным видам работ (услуг), выполняемых в организации, и представить в комиссию местного исполнительного и распорядительного органа для проверки знаний по вопросам охраны труда работающих.
В Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта внесены изменения.
Необходимо ли сейчас, с учетом внесенных изменений, на автомобильном предприятии назначать ответственных лиц:
1) за безопасное проведение шиномонтажных работ;
2) за хранение, перевозку и использование антифриза (тосола)?
Документ:
ТКП 299 -2011(02190) «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания», утвержденный и введенный в действие приказом Минтранса Республики Беларусь от 21.03.2011 № 149-Ц (далее – ТКП).
1. В п. 7.12 ТКП указано, что монтажные и демонтажные работы по шинам должны выполняться в шиномонтажном отделении или приспособленном для этих работ помещении с применением специального оборудования, приспособлений и инструмента, а п. 7.13 ТКП предписывает владельцам транспортных средств назначать ответственных лиц за выполнение монтажно-демонтажных работ.
При назначении ответственных лиц, за безопасное проведение шиномонтажных работ можно (нужно) ссылаться на п. 7.13 названного ТКП.
2. Прямого указания о назначении лиц, ответственных за хранение, перевозку и использование антифриза (тосола), в нормативных правовых актах по охране труда нет.
Документ:
СТБ 960-2011 «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств. Общие требования безопасности», утвержденный и введенный в действие постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 28.03.2011 № 14 (далее – СТБ 960-2011).
Однако в п. 8.25 СТБ 960-2011 говорится, что при использовании в качестве охлаждающей жидкости антифриза при проведении технического обслуживания и ремонта транспортных средств должны соблюдаться следующие меры безопасности:
– перевозка и хранение антифриза должны осуществляться в исправных металлических бидонах с герметичными крышками или в бочках с завинчивающимися пробками;
– на таре, заполненной или порожней, делают несмываемую надпись «ЯД», а также знак, установленный для ядовитых веществ в соответствии с ГОСТ 19433 «Грузы опасные. Классификация и маркировка»;
– антифриз наливают в тару не более чем на 90 % емкости;
– запрещается перелив антифриза через шланг путем засасывания антифриза ртом, использовать тару из-под антифриза для перевозки и хранения пищевых продуктов;
– в целях исключения возможности использования антифриза не по назначению руководством предприятия должен быть установлен порядок его перевозки, хранения и расходования.
Как видно из последнего абзаца приведенного пункта СТБ, руководство организации обязано установить порядок перевозки, хранения и расходования антифриза в локальном нормативном правовом акте, в котором определит, в т.ч. и ответственных за это лиц.
В нашей организации поменялись нормы выдачи СИЗ: к старым нормам добавилась еще одна позиция.
Как поступить: переделывать личные карточки учета СИЗ или от руки можно дописать снизу еще одну добавленную позицию?
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209 «Об утверждении Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты» (далее – Инструкция № 209).
Справочно:
СИЗ – средства индивидуальной защиты.
Выдачу и сдачу работниками СИЗ отмечают в личной карточке учета средств индивидуальной защиты (далее – личная карточка) (п. 51 Инструкции № 209).
После ознакомления с личной карточкой работник ставит подпись, дату и расшифровку подписи.
В случае возникновения ситуации, когда работнику необходимо выдать дополнительные средства защиты, целесообразно завести еще одну личную карточку, с записями в которой работник также должен быть ознакомлен в установленном порядке.
Какие документы по охране труда необходимы при проведении работ по алмазному сверлению отверстий?
1. Медицинская справка о состоянии здоровья.
2. Инструкция по охране труда для сверловщика.
3. Приказ о стажировке.
4. Протокол проверки знаний по вопросам охраны труда.
5. Приказ (распоряжение) о допуске к самостоятельной работе, либо запись об этом в журнале регистрации инструктажа по охране труда.
Каков срок хранения журнала освидетельствования работающих?
Журнал освидетельствования работающих должен вестись до замены новым. Сроки его хранения нормативными правовыми актами не предусмотрены (постановление № 116/119).
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты и Минздрава Республики Беларусь от 02.12.2013 № 116/119 «О некоторых вопросах проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра и освидетельствования работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения» (далее – постановление № 116/119).
Можем ли мы слесаря, отработавшего в организации «А» 5 лет и в организации «Б» 6 месяцев, назначить в организации «Б» руководителем стажировки (несмотря на разные условия и факторы)?
Стажировка по вопросам охраны труда Законом об охране труда трактуется как практическое освоение безопасных методов и приемов работы, выполнение которой входит в функциональные (должностные) обязанности работающего, под руководством лица, уполномоченного работодателем.
Уполномоченное работодателем организации лицо, участвуя в стажировке работающего, руководит практическим освоением безопасных методов и приемов работы в ходе выполнения работ по конкретной профессии или виду работ.
Например, токарь проводит стажировку вновь принятого на работу токаря и показывает новичку, где хранится режущий инструмент, приспособления, подсказывает, как правильно настроить станок, выбрать технологические режимы, какие СИЗ необходимо применять при выполнении работы и т.п.
Можно ли назначать стажирующими тех высококвалифицированных рабочих, которые отработали в организации по данной профессии или виду работ менее 3 лет?
Можно, если общий стаж работы по данной профессии или виду работ составляет более 3 лет.
В противном случае нормотворческий орган, разработавший нормативный правовой акт, регулирующий эти вопросы, указал бы на необходимость допуска к процедуре стажировки лиц, имеющих стаж практической работы по данной профессии или виду работ не менее 3 лет именно в той организации, где проводится стажировка. Если такого указания нет, то стаж практической работы по данной профессии или виду работ не менее 3 лет может рассматриваться как общий стаж работы по профессии или виду работы стажирующего с учетом его работы в других организациях.
Например, микроорганизациям, в которых невозможно обеспечить прохождение рабочими стажировки в установленном порядке, разрешено ее прохождение в другой организации, где имеются аналогичные профессии, выполняются аналогичные виды работ. А в тех «других» организациях, как правило, характер и степень опасности факторов производственной среды и трудового процесса и наличие потенциально опасных видов деятельности, производств и объектов будут существенно отличиться от «наших».
Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда).