О том, что труд должен быть безопасным, знают все. Профессиональные заболевания и несчастные случаи на производстве отрицательно влияют на жизнь работников и их семей, на их способность работать в будущем, а также на производительность и доходность предприятий.
По оперативным данным Департамента государственной инспекции труда, в организациях Беларуси в январе - феврале 2016 г. произошло 35 несчастных случаев со смертельным исходом. Нередко несчастные случаи происходят по вине самих работников, которые не считают нужным применять выдаваемые им средства индивидуальной защиты (далее – СИЗ). Еще одна причина травматизма и несчастных случаев – отсутствие СИЗ, обеспечивающих безопасность труда.
1. Какие документы подтверждают защитные свойства СИЗ?
На выдаваемые работникам СИЗ у нанимателя должны быть в наличии документы, подтверждающие соответствие СИЗ требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011) (далее – ТР ТС). Этими документами являются декларация соответствия или сертификат соответствия.
Кроме того, должны быть:
– документы об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов (ТНПА) в области технического нормирования и стандартизации согласно:
Закону Республики Беларусь от 05.01.2004 № 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации»;
постановлению Госстандарта Республики Беларусь от 16.12.2008 № 60 «Об утверждении перечня продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь»;
– документы, подтверждающие защитные свойства и гигиенические характеристики выдаваемых работникам по типовым нормам СИЗ;
– сертификаты соответствия (копии сертификатов соответствия) на изделия;
– сертификаты соответствия (копии сертификатов соответствия) на материалы, из которых изготовлены СИЗ;
– удостоверения о государственной гигиенической регистрации;
– технические условия организации-изготовителя;
– паспорта на изделия, эксплуатационная документация (инструкции по эксплуатации и т.п.).
Справочно:
ТР ТС распространяется на СИЗ (независимо от страны происхождения), ранее не находившиеся в эксплуатации (новые) и выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Евразийского экономического союза.
2. Какие СИЗ декларировать, а какие сертифицировать?
Декларирование и сертификация обязательно должны быть проведены до выпуска СИЗ в обращение на рынок. В противном случае несертифицированные (недекларированные) СИЗ подлежат изъятию из обращения с привлечением к ответственности лиц, допустивших данное нарушение ТР ТС.
На продукции, прошедшей процедуру декларации, изготовитель или поставщик наносит единый знак обращения на рынке стран Евразийского экономического союза.
При декларировании документ составляет сам заявитель на основании собственных испытаний своей продукции и доказательств ее соответствия требованиям ТНПА. Декларацию регистрирует орган по сертификации.
Сертификат соответствия выдает орган по сертификации, который принимает решение на основании результатов испытаний, полученных от заявителя.
3. Обязательно ли подтверждать соответствие СИЗ, которые изготавливаются на самом предприятии для собственных нужд, требованиям ТР ТС?
Обязательно.
СИЗ подлежат сертификации и декларированию в зависимости от того, какое средство для собственных нужд изготавливает организация, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 09.02.2015 № 48 «О мерах по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов».
Справочно:
не допускается применять СИЗ, защитные свойства которых меньше, чем определены в ТР ТС.
Документ:
Инструкция о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209 (в редакции от 28.09.2012) (далее – Инструкция № 209).
Справочно:
СИЗ – технические средства, используемые для предохранения или уменьшения воздействия на человека вредных и (или) опасных факторов, а также для защиты от загрязнений.
4. Как и для каких СИЗ нужно проводить испытания?
Наниматель обязан обеспечивать:
– регулярное в соответствии с установленными сроками испытание и проверку исправности СИЗ (респираторов, противогазов, самоспасателей, предохранительных поясов, диэлектрических перчаток и др.);
– своевременную замену фильтров, стекол и других частей с понизившимися защитными свойствами;
– при выдаче СИЗ проводить инструктаж по правилам пользования и способам проверки исправности этих средств;
– при необходимости проводить тренировку работников по применению СИЗ (абз. 4 части первой п. 55 Инструкции № 209).
После испытания на СИЗ ставят отметку (клеймо, штамп) о сроках следующего испытания.
Все виды испытаний проводит лаборатория, аккредитованная по СТБ ИСО/МЭК 17025-2007 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий», которая руководствуется ГОСТ и ТУ на соответствующие виды СИЗ. Если в организации нет такой, то следует обращаться к сторонней аккредитованной лаборатории.
Документ:
постановление Госстандарта Республики Беларусь 29.11.2012 № 78 «Об утверждении, введении в действие, отмене и изменении технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (с изменениями и дополнениями).
Документ:
Решение Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе» (вместе с «Положением о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу Таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза») (далее – Единые санитарные требования).
Виды испытаний СИЗ указаны в разд. 14 Единых санитарных требований. Раздел 14 применяется в отношении продукции, произведенной и выпущенной в обращение на основании документов о соответствии продукции указанным требованиям, выданных или принятых до 1 июня 2012 г. (п. 1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.06.2012 № 89).
5. Необходимо ли согласовывать периодичность стирки СИЗ с территориальными органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, и первичными профсоюзными организациями или уполномоченными лицами, если в п. 57 Инструкции № 209 сказано, что согласование необходимо, а в п. 452 СанПиН – что стирка производится не реже 1 раза в месяц?
Документ:
Санитарные нормы и правила «Требования к условиям труда работающих и содержанию производственных объектов», утвержденные постановлением Минздрава Республики Беларусь от 29.12.2012 № 215 (далее – СанПиН).
Химчистка, стирка, ремонт, дегазация, дезактивация, обезвреживание и обеспыливание СИЗ наниматель производит в сроки, установленные с учетом производственных условий по согласованию с территориальными органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, и первичными профсоюзными организациями или уполномоченными лицами. При необходимости указанные выше меры по уходу за СИЗ производятся досрочно. СИЗ, подвергшиеся химической чистке и стирке, не должны оказывать вредного воздействия на работника и иметь посторонних запахов.
Указанные в вопросе нормативные правовые акты не противоречат друг другу. Инструкция № 209 определяет порядок обеспечения СИЗ работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, поэтому СИЗ, выдаваемые для работы в вышеперечисленных условиях, должны проходить стирку по согласованию. Во всех остальных случаях – стирка производится по мере загрязнения и износа, но не реже 1 раза в месяц, т.е. согласно СанПиН.
При инфекционном заболевании работника СИЗ, которыми он пользовался, подвергаются дезинфекции или уничтожению, а помещение, в котором они хранились, – дезинфекции по решению территориальных органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор.
Документ:
Типовые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам общих профессий и должностей для всех отраслей экономики, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 22.09.2006 № 110 (далее – Типовые нормы выдачи СИЗ).
6. Как правильно осуществлять выдачу дополнительных СИЗ, защищающих работника от вредных факторов, не связанных с его непосредственными трудовыми рисками?
Если в Типовых нормах выдачи СИЗ предусмотрена выдача отдельных СИЗ дополнительно при определенных условиях труда или выполнении работ, а по технологическому процессу, осуществляемому в организации, не предусмотрены указанные виды работ и результатами аттестации подтверждено отсутствие вредных факторов, для защиты от которых данные СИЗ дополнительно выдавались, то наниматель может не выдавать работнику эти дополнительные СИЗ.
Срок носки СИЗ, выдаваемых в качестве дежурных, в каждом конкретном случае в зависимости от характера и условий труда устанавливаются в организации по согласованию с профсоюзом (при его наличии) или уполномоченными лицами по охране труда работников организации, но не менее сроков носки, указанных в Типовых нормах выдачи СИЗ для аналогичных СИЗ.
Дежурные СИЗ коллективного пользования выдаются работникам только на время выполнения тех работ, для которых они предусмотрены. Как вариант, дежурные СИЗ закрепляются за определенными рабочими местами и передаются от одной смены к другой. Количество дежурных СИЗ определяется из числа занятых на данном рабочем месте в наиболее загруженную смену. Ответственность за дежурные СИЗ возлагается на должностных лиц (мастеров, начальников участков, цехов и т.д.).
Кроме того, наниматель имеет право предусматривать по коллективному, трудовому договору выдачу работникам СИЗ сверх типовых норм (п. 18 Инструкции № 209).
7. Как правильно подобрать работнику СИЗ?
В первую очередь нужно ориентироваться на наименование должности (профессии) работника. Проверить, есть ли оно в типовых отраслевых нормах.
Работникам, совмещающим профессии (должности) или постоянно выполняющим совмещаемые работы, в т.ч. и в комплексных бригадах, помимо выдаваемых им СИЗ по основной профессии должны быть в зависимости от выполняемых работ дополнительно выданы и другие виды СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для совмещаемой профессии (должности). В этих случаях сроки носки дополнительно выдаваемых СИЗ наниматель продлевает по согласованию с первичными профсоюзными организациями или уполномоченными лицами как для СИЗ, используемых неполный рабочий день.
8. При проверке качества СИЗ комиссия по контролю качества СИЗ обязана проверить правильность маркировки.
Как это сделать?
На каждой упаковке (партии) СИЗ проверяется наличие стандартной маркировки. Бывают случаи, когда в документах указан один вид СИЗ, а в информации, нанесенной на маркировку, – другой.
С 1 января 2016 г. действует ГОСТ EN 340-2012 «Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная защитная. Общие технические требования». Данный ГОСТ идентичен международному стандарту маркировки по защитным свойствам и будет включен в перечень стандартов ТР ТС.
9. В организации есть технический переводчик, которому периодически приходится работать на производстве в цехах на монтаже оборудования.
Необходимо ли его обеспечивать СИЗ? Имеет ли право переводчик отказаться от выполнения порученной работы, если не имеет СИЗ?
Данный работник относится к категории административного персонала. Этот специалист при исполнении своих трудовых функций в зоне действия вредных производственных факторов (в производственных цехах) в целях защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, должен быть обеспечен аналогичными для работников на данном участке работ СИЗ со сроком носки до износа.
Наниматель обязан обеспечить бесплатную выдачу работникам СИЗ, если эти работники заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением и (или) выполняемых в неблагоприятных температурных условиях (часть первая ст. 230 ТК).
Каждый работник имеет право на отказ от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности, а также при непредоставлении ему СИЗ, непосредственно обеспечивающих безопасность труда (п. 6 ст. 222 ТК).
Таким образом, работник имеет право отказаться выполнять поручения начальника, если не имеет соответствующие СИЗ, например защитную каску.
При отказе от выполнения порученной работы по указанным основаниям работник обязан незамедлительно письменно сообщить нанимателю либо уполномоченному должностному лицу нанимателя о мотивах такого отказа, подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, за исключением выполнения вышеуказанной работы.
10. В организацию приглашены подрядчики для выполнения ремонтных работ.
Кто несет расходы по обеспечению работающих по договору подряда СИЗ?
Вопросы, связанные с обеспечением СИЗ лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, регулируют:
– Закон об охране труда;
– Указ № 314;
– ТК.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда).
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» (далее – Указ № 314).
Документ:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
Вышеназванными документами установлено, что гарантии работающих по гражданско-правовым договорам (договорам подряда) на охрану труда определяются в самих договорах.
Работающие по гражданско-правовым и трудовым договорам обеспечиваются СИЗ, смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с этими договорами (ст. 14 и 28 Закона об охране труда; часть четвертая ст. 222, часть третья ст. 225, п. 5 ст. 226, ст. 230 ТК).
Работающие по гражданско-правовым договорам с учетом вида этого договора обязаны использовать СИЗ (подп. 1.4 п. 1 Указа № 314).
Таким образом, условия о расходах и обеспечении работающих СИЗ должны быть оговорены в договоре.
Дмитрий Щербина, специалист по охране труда