Практически на каждом предприятии в цехах и на складах используются грузоподъемные краны (далее – краны), управляемые с пола посредством кнопочного пульта, подвешенного на кране, со стационарного пульта, по радиоканалу или однопроводной линии связи. Чаще всего это подвесные электрические краны мостового типа (кран-балки), тали электрические, электротельферы различных типов. Они не подлежат регистрации в органах Госпромнадзора, однако на них распространяются нормы Правил.
Документ:
Правила по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденные постановлением МЧС Республики Беларусь от 28.06.2012 № 37 (в редакции от 15.05.2015; далее – Правила).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 05.01.2016 № 354-З «О промышленной безопасности» (далее – Закон).
Документ:
Примерное положение об организации и осуществлении производственного контроля в области промышленной безопасности, утвержденное постановлением МЧС Республики Беларусь от 15.07.2016 № 37.
Такие краны не внесены в перечень опасных и потенциально опасных объектов в области промышленной безопасности, поэтому требования Закона на них не распространяются (приложение 2 к Закону).
Соответственно и нормы ст. 29 Закона о производственном контроле в области промышленной безопасности владельцев этих кранов не коснулись. Поэтому от владельца крана не требуются разработка и утверждение положения о порядке организации и осуществления производственного контроля в области промышленной безопасности.
Также от руководителя организации – владельца крана пока не требуется создавать службу промышленной безопасности или вводить в штат должность инженера по промышленной безопасности. Необходимо выполнять только требования Правил и обеспечить содержание кранов в исправном состоянии и их безопасную эксплуатацию.
Важно!
В настоящее время на стадии завершения находится разработка Госпромнадзором новой редакции Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов. Возможно введение в них новых требований.
Алгоритм действий нанимателя для правильной организации работы с кранами
Шаг 1. Присвоить крану индивидуальный номер и под этим номером зарегистрировать его в журнале учета кранов и грузозахватных приспособлений.
Шаг 2. Приказом по организации назначить специалистов, ответственных за содержание кранов в исправном состоянии, и лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами.
Шаг 3. Надзор за кранами возложить приказом на специалиста по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары.
Шаг 4. Направить ответственных лиц на обучение в соответствующих учреждениях образования или организациях, которые имеют право осуществлять образовательную деятельность.
Шаг 5. Направлять ответственных лиц не реже 1 раза в 5 лет на повышение квалификации по соответствующему профилю.
Шаг 6. Ответственным лицам проходить не реже 1 раза в 3 года проверку знаний действующего законодательства в области промышленной безопасности. Порядок проведения проверки знаний по вопросам промышленной безопасности регламентирован Инструкцией о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности.
Документ:
постановление МЧС Республики Беларусь от 06.07.2016 № 31 «О некоторых вопросах подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности» (вместе с Инструкцией о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, Инструкцией о порядке создания и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, Инструкцией о порядке выдачи удостоверения на право обслуживания потенциально опасных объектов).
Справочно:
при наличии в организации небольшого количества кранов допускается возложение обязанностей лиц, ответственных за содержание кранов в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами, на одного человека.
Справочно:
допускается возлагать обязанности ответственных специалистов на работников других организаций по договору в случае, если владелец крана не имеет возможности назначить своих работников.
Шаг 7. Специалисту по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары, назначенному владельцем крана, производить допуск крана к эксплуатации с записью в паспорте крана, в случаях, если приобретен и установлен новый кран или кран переставлен на новое место.
Шаг 8. Для управления кранами и к зацепке без предварительной обвязки груза на крюк допускать работников любых профессий, которые задействованы в технологических процессах с применением кранов (токари, слесари и т.д.), после прохождения стажировки по вопросам охраны труда с проверкой знаний.
Если требуется обвязка (строповка) перемещаемых грузов, то для этих целей нужно использовать стропальщиков или обучить работников других профессий профессии «стропальщик».
Шаг 9. Обеспечить обслуживающий персонал производственными инструкциями, определяющими их обязанности, инструкциями по охране труда, определяющими порядок безопасного производства работ, их права и ответственность. Желательно вывесить в местах производства работ схемы зацепки или обвязки (строповки) грузов.
Шаг 10. Установить порядок осмотра кранов, грузозахватных приспособлений и тары, чтобы обслуживающий персонал вел наблюдение за порученным ему оборудованием путем осмотра, проверки действия и поддержания в исправном состоянии. Работники, выполняющие работы с помощью кранов, управляемых с пола, должны производить осмотр кранов перед началом работы. Для этого им должно быть выделено время перед началом работы.
Шаг 11. Обеспечить краны информационными табличками с обозначением индивидуального номера крана, паспортной грузоподъемности, даты следующего частичного и полного технического освидетельствования.
Порядок проведения технического освидетельствования и технического диагностирования кранов
Краны, управляемые с пола, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:
– частичному – не реже 1 раза в 12 месяцев;
– полному – не реже 1 раза в 3 года.
Освидетельствование проводится специалистом по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары и специалистом, ответственным за содержание крана в исправном состоянии в соответствии с руководством по эксплуатации крана, а при отсутствии в руководстве соответствующих указаний – в соответствии с Правилами.
При техническом освидетельствовании кран подвергается:
– осмотру;
– статическим испытаниям;
– динамическим испытаниям.
При частичном техническом освидетельствовании статические и динамические испытания не проводятся.
Статические испытания крана производятся подъемом груза весом, на 25 % превышающим его паспортную грузоподъемность на высоту 100–200 мм с выдержкой в таком положении в течение 10 мин. При этом проверяются прочность рабочих элементов крана, отсутствие остаточных деформаций крана.
Важно!
При наличии деформации, являющейся следствием испытания крана грузом, кран к работе не допускается.
Динамические испытания крана производятся путем подъемов и опусканий груза весом, на 10 % превышающим его паспортную грузоподъемность. При этом проверяется работа механизма передвижения крана, тормозов, крюковой подвески и электрических аппаратов.
На основе результатов осмотра и испытаний крана делается заключение о пригодности крана к дальнейшей эксплуатации, о чем делается запись в паспорт крана лицом, проводившим освидетельствование.
Важно!
Если кран отработал нормативный срок службы, он должен быть подвергнут техническому диагностированию с целью определения возможности продления срока службы. Поскольку данный вид деятельности является лицензируемым, то техническое диагностирование крана должно производиться организацией, имеющей специальное разрешение (лицензию) на проведение технического диагностирования. Результатом технического диагностирования должен стать технический отчет с заключением о возможности и условиях продления срока службы. Технический отчет прикладывается к паспорту крана и должен являться его неотъемлемой частью. После этого проводится полное техническое освидетельствование крана.
Александр Жук, начальник службы надзора
ОАО «Управление механизации № 12»