(Окончание. Начало см.: «Я – специалист по охране труда», 2019, № 12, с. 6.)
7. Пункт 338 Правил четко определил мероприятия, которые должны быть выполнены в субъекте промышленной безопасности для обеспечения безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. В соответствии с этим пунктом в организации, эксплуатирующей краны:
– устанавливается порядок периодических осмотров, обслуживания и ремонта грузоподъемных кранов, крановых путей, приспособлений для грузоподъемных операций и тары;
– проводится не реже одного раза в 12 месяцев годовой контроль технического состояния грузоподъемных кранов;
– обеспечивается проведение в субъекте промышленной безопасности проверки знаний по вопросам промышленной безопасности работников субъекта промышленной безопасности;
– определяется перечень лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию, подлежащих подготовке по вопросам промышленной безопасности;
– разрабатываются в соответствии с Правилами и требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации изготовителя грузоподъемных кранов, технических устройств инструкции для лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию, и инструкции по безопасному ведению работ (инструкции по эксплуатации) для работников, имеющих рабочую профессию, журналы, технологическая документация, проекты производства работ грузоподъемными кранами, схемы строповки, складирования грузов и другие регламенты по безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов;
– обеспечивается снабжение лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию, лиц, указанных в п. 16 Правил, иных работников, определенных Правилами, инструкциями, технологической документацией, схемами строповки, складирования грузов, проектами производства работ грузоподъемными кранами и другими регламентами по безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов;
– обеспечивается выполнение работниками субъекта промышленной безопасности требований Правил;
– осуществляется информирование Госпромнадзора в соответствии с Инструкцией № 33.
Документ:
Инструкция о порядке, сроках направления и сбора информации о возникновении аварии или инцидента, утвержденная постановлением МЧС Республики Беларусь от 06.07.2016 № 33 (далее – Инструкция № 33).
8. Нет необходимости оформлять стажировку машиниста крана (крановщика) при переводе его с одного грузоподъемного крана на другой того же типа, но другой модели, другого индекса или с другим приводом (п. 350 Правил). Машинисты должны быть ознакомлены с особенностями устройства и обслуживания грузоподъемного крана, получить практические навыки по управлению грузоподъемным краном (в предыдущей редакции Правил требовалось обязательно пройти стажировку).
9. Внесены серьезные изменения в порядок проведения технического освидетельствования грузоподъемных кранов.
Исключены понятия «частичное техническое освидетельствование» и «полное техническое освидетельствование».
Вместо частичного технического освидетельствования введено понятие «годовой контроль технического состояния грузоподъемных кранов».
Пункт 339 Правил вводит новое ответственное лицо, на которое возложены соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности. Это инженер по промышленной безопасности, на которого возлагаются обязанности по проведению годового контроля технического состояния грузоподъемных кранов при наличии в организации до 100 кранов.
Годовой контроль технического состояния грузоподъемных кранов, указанных в подп. 3.1 и 3.2 п. 3 Правил, проводит инженер по промышленной безопасности (лицо, на которое возложены соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности), а при наличии в организации 100 и более грузоподъемных кранов – лицо по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов.
Для проведения годового контроля технического состояния грузоподъемных кранов, указанных в подп. 3.1 и 3.2 п. 3 Правил, владелец грузоподъемного крана вправе привлечь эксперта в области промышленной безопасности Госпромнадзора или организации, имеющей разрешение Госпромнадзора.
Пункты 340, 341 и 376 Правил определяют объем работ, выполняемых при годовом контроле технического состояния грузоподъемного крана, и требования к записи результатов контроля в паспорт крана.
Вместо понятия «полное техническое освидетельствование крана» введено понятие «техническое освидетельствование крана» (проводится не реже одного раза в 3 года, если иное не установлено изготовителем грузоподъемных кранов).
При анализе содержания п. 339 Правил, по мнению автора, не совсем понятно, как будут распределены обязанности по проведению годового контроля технического состояния кранов между инженером по промышленной безопасности и лицами по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов. Есть ли смысл назначать лиц по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов при небольшом количестве грузоподъемных кранов или надо вводить в штат инженера по промышленной безопасности?
Справочно:
в характеристиках ЕТКС работ для машиниста крана (крановщика) отсутствует информация об управлении краном-манипулятором или выполнении работ на кране-манипуляторе, а работающий на кране стреловом автомобильном должен иметь профессию «машинист крана автомобильного».
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 33 «Об утверждении выпуска 1 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих» (далее – ЕТКС).
Документ:
Положение о порядке регистрации потенциально опасных объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2016 № 613 (далее – Положение о регистрации).
10. В связи с тем что большое количество кранов в Республике Беларусь отработало нормативный срок, в Правила добавлена новая глава «Техническое диагностирование грузоподъемных кранов», в которой изложены требования:
– к проведению диагностирования;
– отчетной документации;
– применяемым методам неразрушающего контроля.
11. Как и в предыдущих редакциях Правил, в новой редакции отсутствуют понятия «кран стреловой автомобильный» и «машинист крана автомобильного», хотя краны автомобильные составляют достаточно большой процент в составе грузоподъемных кранов Республики Беларусь.
Содержание первого абзаца п. 348 Правил: «Управление грузоподъемным краном на колесном ходу, краном-манипулятором на колесном ходу, а также грузоподъемным краном, установленным на ином шасси, должно быть поручено водителю транспортного средства, имеющему водительское удостоверение на право управления соответствующим транспортным средством, и после получения им профессии «машинист крана (крановщик)», – на взгляд автора, противоречит положениям ЕТКС по профессиям «машинист крана (крановщик)» и «машинист крана автомобильного».
12. Из Правил исключена глава «Регистрация», так как регистрация (внесение изменений в документы, связанные с регистрацией) грузоподъемных кранов в настоящее время осуществляется в соответствии с Положением о регистрации.
13. Съемные грузозахватные приспособления и тара снабжаются индивидуальным номером и под этим номером должны учитываться их владельцем в журнале учета и осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары. Форма журнала приведена в приложении 15 к Правилам.
14. Введено требование по обеспечению работников инструкциями по безопасному ведению работ (ранее – инструкциями производственными и инструкциями по охране труда) (п. 351 Правил).
15. Внесены изменения в правила допуска грузоподъемного крана к эксплуатации. В пп. 356–361 Правил определено, в каких случаях требуется ввод в эксплуатацию (пуск в работу) грузоподъемного крана, какие требования для этого нужно выполнить и кто может это осуществить.
Ответственность за допуск крана к работе возложена на инженера по промышленной безопасности (лицо, на которое возложены соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности), назначенного владельцем грузоподъемного крана.
16. Требования к строповке грузов текстильными ленточными съемными грузозахватными приспособлениями (приложение 17 к предыдущей редакции Правил) внесены непосредственно в текст Правил, а именно в гл. 24 «Выполнение работ грузоподъемными кранами» (п. 416). Однако появились приложение 7 «Технические требования к конструкции и материалам стропов из текстильных лент» и приложение 8 «Маркировочная бирка стропа из текстильных лент» к Правилам.
В приложение 18 «Нормы браковки грузозахватных приспособлений» к Правилам добавлены нормы браковки строп из текстильной ленты.
Александр Жулин, специалист
по промышленной безопасности