На сегодняшний день действуют 4 нормативных правовых акта, регламентирующих прохождение водителями сельскохозяйственных организаций предрейсового медицинского обследования. По просьбе читателей нашего журнала, редакция вместе с автором статьи проанализирует, каким из них следует руководствоваться и что необходимо учесть при выборе документа.
Четыре инструкции – какую применять?!
В последние годы в сельскохозяйственных организациях республики выпуск техники с машинных дворов допускается только при наличии в путевых листах водителей автомобилей и трактористов-машинистов отметки о прохождении ими освидетельствования на предмет отсутствия у них состояния алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
И также прочно вошли в практику разночтения в юридически правильном документальном оформлении освидетельствования работников начиная с того, кто имеет право проводить освидетельствование, и заканчивая тем, как правильно оформить его результаты. Казалось бы, простое решение лежит на поверхности: бери нормативный правовой акт, регулирующий этот вопрос, и действуй в строгом соответствии с написанным, но нет.
Дело в том, что на сегодняшний день (февраль 2016 г.) в республике действуют 4 (!) нормативных документа, регулирующих вопросы предрейсового осмотра водителей механических транспортных средств. Это не считая десятка промежуточных постановлений различных министерств, которыми были введены изменения и дополнения в основную «четверку». Итак, давайте разберемся.
Инструкция № 84
Начнем со знаменательной даты – 3 декабря 2002 г. В этот день Минздрав утвердил 2 документа:
– Инструкцию о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований трактористов-машинистов № 83 (далее – Инструкция № 83);
– и Инструкцию о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов) № 84 (далее – Инструкция № 84).
Содержание обеих инструкций практически совпадало. Обратим внимание на те положения, которые впоследствии подвергались принципиальным изменениям:
1) обследование имел право проводить только квалифицированный медицинский персонал, состоящий в штате организаций или привлекаемый по договору;
2) инструкции распространялись на всех водителей механических транспортных средств всех организаций без исключения, независимо от того, использовались ли эти средства транспорта исключительно для собственных целей или для оказания услуг, например, автоперевозок. Условие существенное: последний вид деятельности подлежит лицензированию;
3) в обе инструкции в качестве приложения входит форма журнала, в который надлежало вносить сведения только о тех водителях, которые не допускались к работе по причине «нездорового» состояния. Кроме того, прилагались формы рапорта о наличии отклонений у конкретного работника и форма направления работника в медицинское учреждение для проведения освидетельствования на наличие алкоголя.
Минздрав трижды вносил (постановления от 03.08.2007 № 69, от 08.05.2008 № 88 и от 08.09.2010 № 122) изменения в текст Инструкции № 84. В последней редакции действие Инструкции № 84 сужено и распространено:
– только на организации, осуществляющие лицензируемую деятельность;
– в журнал заносятся сведения о каждом факте освидетельствования, независимо от его результатов;
– формы рапорта и направления сохранены (с изменениями).
В таком виде документ действует по сей день.
Инструкция № 83
Инструкцию № 83 ждала иная судьба: после изменений, внесенных постановлением Минздрава Республики Беларусь от 03.08.2007 № 68, она была отменена полностью постановлением от 08.05.2008 № 86.
Вместо Инструкции № 83 постановлением Минздрава Республики Беларусь от 08.05.2008 № 87 была утверждена Инструкция о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей колесных тракторов и самоходных машин (далее – Инструкция № 87). С внесенными изменениями (постановление Минздрава Республики Беларусь от 08.09.2010 № 123) Инструкция № 87 действует по настоящее время. Она также распространяется:
– только на организации, осуществляющие лицензируемую деятельность;
– к проведению освидетельствования допускаются только медицинские работники;
– в журнал заносятся сведения о каждом факте освидетельствования.
Итак, имеем 2 документа Минздрава с ограниченной сферой распространения.
Инструкция № 37
По мнению автора, такая практика применения приведенных выше инструкций Минздрава полностью поставила выпуск автотранспорта на линию в зависимость от медиков. Возникшие при этом неразрешимые проблемы заставили Минтранс и Минздрав договориться и «разделить сферы влияния» в вопросе предрейсовых осмотров водителей.
Минтранс издал Инструкцию о порядке проведения контроля юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области автомобильного транспорта, на осуществление которой не требуется специального разрешения (лицензии), состояния водителей механических транспортных средств на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, утвержденную постановлением от 28.03.2008 № 37 (далее – Инструкция № 37). Революционной в данном документе была норма, согласно которой профилактический осмотр проводится «работником нелицензиата, прошедшим стажировку в учреждении здравоохранения в установленном законодательством Республики Беларусь порядке (далее – инспектор по профилактическим осмотрам водителей), в специализированном пункте (кабинете) перед началом работы водителей, а также может проводиться во время и после окончания рабочей смены водителей».
Возможно, вот как раз об объеме стажировки стороны и не смогли договориться (и действительно, какой она должна быть продолжительности, чтобы механика автобазы довести до уровня среднего медицинского персонала?), поэтому Минтранс в том же 2008 г. своим постановлением от 29.10.2008 № 110 отменяет действие Инструкции № 37 и издает новую инструкцию, просуществовавшую до ее отмены в 2013 г. Содержание этого документа опускаем.
Инструкция № 25/28
Инструкцию, утвержденную постановлением № 110, заменила Инструкция о порядке проведения контроля состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ», утвержденная совместным постановлением Минтранса и Минсельхозпрода Республики Беларусь от 09.07.2013 № 25/28 (далее – Инструкция № 25/28), которая действует по настоящее время.
Инструкция № 25/28 определяет порядок проведения контроля юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области автомобильного транспорта, на осуществление которой не требуется специального разрешения (лицензии), состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.
Как видим, в отличие от инструкций Минздрава, эта инструкция уже не делит работников на водителей и трактористов: под определение подпадают все лица, управляющие механическими транспортными средствами и самоходными машинами. Приборный контроль осуществляет любой работник, назначенный приказом руководителя организации, и от него не требуется каких-либо медицинских познаний – только умение обращаться прибором-алкотестером. В качестве приложений к инструкции даются формы журнала водителей, отстраненных от работы по результатам освидетельствования, и форма информирования руководителя организации о результатах приборного контроля.
То, что в журнал освидетельствования заносятся сведения только о нарушителях, нужно отметить как недостаток действующего нормативного акта. Любые записи в журналах могут рассматриваться как юридически значимые документы при расследовании различного рода происшествий и правонарушений. А при расследовании дорожно-транспортных происшествий невозможно определить, то ли при выезде водитель был трезв, как стеклышко, то ли он вообще не проходил контроль – наличие штампа о прохождении освидетельствования в путевом листе считается недостаточным. Действительно, штампы в листах можно наставить на год вперед, а вот записи в журнале наперед не нарисуешь: тот в отпуске, тот заболел, тот не выехал, тот проверился и упросил диспетчера не записывать факт прохождения приборного контроля в журнал, после чего отправился к начальнику отпрашиваться с работы.
Еще один момент. Если работник не согласен с результатами освидетельствования, бремя доказательства возложено на организацию. Что не совсем правильно: появление работника на работе в состоянии алкогольного опьянения должно быть полностью проблемой самого работника-нарушителя. В инструкциях, перечисленных ранее, указывалось, что при несогласии работника с результатами предрейсового осмотра он имеет право в течение не более 2 ч с момента отстранения от работы обратиться в лечебное учреждение для прохождения повторного медицинского освидетельствования. Инструкция № 25/28 – это третий действующий документ, но не последний, который применяется на практике при недопущении к работе или отстранении работника от работы по причине наличия у него промилле алкоголя в крови.
Дело в том, что все ранее перечисленные инструкции регламентировали только порядок фиксации факта наличия алкогольного опьянения у работника, далее предлагалось довести сей факт до сведения начальства – и все. В общем, сделано было правильно: отраслевые министерства не решились поставить точку и расписывать процедуру отстранения работника от работы, поскольку ее нет и в Трудовом кодексе Республики Беларусь (далее – ТК).
Постановление № 116/119
Эту задачу решил другой нормативный правовой акт. В целях реализации Закона Республики Беларусь «Об охране труда» и на основании изменений ТК Минтруда и соцзащиты и Минздрав Республики Беларусь издали постановление от 02.12.2013 № 116/119 «О некоторых вопросах проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра и освидетельствования работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения» (далее – постановление № 116/119), вступившее в силу 25 января 2014 г.
Постановлением № 116/119 утверждены две инструкции:
– о порядке проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра;
– о порядке проведения освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работающих.
Причем, если проведение медицинских осмотров регламентировано только в отношении работников отдельных профессий, то освидетельствование допускается не только в отношении работников упомянутых профессий (для них проведение предсменного приборного контроля обязательно), но и в отношении любого работника: «Работодатель также имеет право проводить освидетельствование работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения в случаях, когда в отношении их имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения».
Освидетельствование проводится с использованием алкотестера любым работником, назначенным работодателем; стажировка у медиков ответственным работникам уже не требуется, имеется журнал, в который заносятся сведения о результатах освидетельствования работников только в случае подтверждения алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Форма информирования работодателя о наличии нарушителей – акт, который составляет лицо, проводившее осмотр или освидетельствование.
Заметим, что в постановлении № 116/119 за ненадобностью отсутствует форма направления работника на освидетельствование в лечебное учреждение, которое имеется в остальных документах.
Постановление № 116/119 – безусловно, шаг вперед. Впервые получила юридическое обоснование процедура отстранения работника от работы, сведенная, к тому же, к минимально формализованным действиям, а также разъяснено, как должно поступать должностное лицо любого уровня, получив рапорт или информацию о работнике, явившемся на работу «под градусом».
Интересный момент: в перечне профессий, в отношении которых согласно постановлению № 116/119 обязателен предсменный контроль физического состояния, присутствуют только отдельные представители водителей механических транспортных средств: водители погрузчиков, электротележек, машинисты специальной техники, машинист автокрана. Водителей автомобиля и тракториста-машиниста нет!
Ложка дегтя заключается и в том, что постановление № 116/119 как бы игнорирует наличие трех действующих инструкций, касающихся того же вопроса. Строго говоря, если руководствоваться постановлением № 116/119, подходить к водителям и трактористам с просьбой «подышать в трубку» можно лишь тогда, когда у него имеются явные признаки опьянения, указанные в п. 4: запах алкоголя изо рта; выраженное изменение окраски кожных покровов лица; затруднения при сохранении равновесия; шатающаяся походка; нарушения речи; покраснение глаз; сужение или расширение зрачков глаз, спонтанные движения глаз в горизонтальном направлении при их крайнем отведении в стороны.
Формально получается, что руководствоваться требованиями постановления № 116/119 при организации предрейсового медицинского осмотра или приборного контроля водителей и трактористов-машинистов в противовес сложившейся практике нельзя!
Выбираем инструкцию
1. При проведении предрейсового и иных осмотров физического состояния водителей механических транспортных средств, работающих в организациях, для которых деятельность в области автомобильного транспорта является лицензируемой, необходимо руководствоваться Инструкцией № 84 и Инструкцией № 87.
Нужно иметь 2 журнала регистрации освидетельствования: для водителей колесных тракторов и самоходных машин и для всех прочих; к проведению освидетельствования допускаются только медицинские работники; в журнал заносятся сведения о каждом факте освидетельствования.
2. Организациям, у которых деятельность в области автотранспорта не является лицензируемой, а механические транспортные средства, принадлежащие им, используются исключительно для собственных нужд, необходимо применять Инструкцию № 25/28.
Приборный контроль осуществляет любой работник, назначенный приказом руководителя организации; ведется журнал водителей, отстраненных от работы по результатам освидетельствования; при выявлении нарушения руководителю направляется информация по установленной форме для принятия решения.
Важно!
В обоих случаях решение работодателя об отстранении (не допуске к работе) работника, находящегося в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения, должно приниматься в соответствии с требованиями постановления № 116/119. В организации должен быть в наличии журнал соответствующей формы, в который заносятся сведения только о нарушителях; форма информирования работодателя – акт освидетельствования.
3. Для организаций, у которых деятельность в области автотранспорта не является лицензируемой, отсутствует требование ведения журнала, фиксирующего каждый факт проведения освидетельствования водителей механических транспортных средств, кроме ограниченного ряда работ и профессий.
Сложная задача
Документов несколько, а вопросы остаются, например: кого нужно проверять ежедневно, а кого – выборочно, сколько и каких журналов нужно, в какой форме давать информацию для выработки управленческих решений? Неудивительно, что на практике всегда что-то идет не так.
Сложность заключается еще и в том, что исполнение требований всех этих документов (по меньшей мере – двух последних) ложится на плечи руководителей низшего звена управления и рядовых исполнителей – механика гаража, диспетчера, кладовщика и т.п. – которым непросто учесть все нюансы применения законодательства.
Напрашивается следующий вывод: должен быть издан нормативно-правовой акт, например Инструкция по организации приборного контроля физического состояния работающих, призванный свести в работающую систему требования каждого из нормативных правовых актов, быть простым и понятным для исполнителя и при этом не противоречащим законодательству. Скажем прямо – задача не из простых.
Желательно, конечно, чтобы эту задачу взяли на себя заинтересованные министерства, хотя бы для того, чтобы называть вещи своими именами: в практике распорядительных документов различного уровня до сих пор массово фигурирует «предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр» вместо фактически проводимого приборного контроля.
Рекомендации
1. Приказом по организации должны быть назначены не менее 3–4 человек, которые имеют право проводить освидетельствование работников с использованием алкотестеров.
Справочно:
водители нередко начинают работу раньше всех и заканчивают позже всех. А его нужно кому-то встретить и проводить.
2. Право отстранения от работы нарушителей трудовой дисциплины должно быть предоставлено всем должностным лицам организации.
3. Любая организация должна иметь не менее 2 сертифицированных приборов-алкотестеров.
Справочно:
поверка приборов-алкотестеров производится с периодичностью 1 раз в 6 месяцев и занимает определенное время, а приборный контроль должен проводиться ежедневно и круглосуточно.
4. Каждый факт проведения освидетельствования, особенно в части проведения контроля водителей механических транспортных средств (предрейсовый и послерейсовый контроль), необходимо фиксировать в журнале независимо от результатов освидетельствования (форма такого журнала не регламентирована).
5. Для соблюдения требований законодательства и при возможных разбирательствах в судах необходимо иметь еще 2 журнала для фиксации сведений о нарушителях: по формам постановления № 116/119 (общий, табл. 2) и Инструкции № 25/28 (для водителей механических транспортных средств, табл. 3).
Виктор Серый, инженер по охране труда