Сейчас начало года, а это значит, что многие организации проводят закупку средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ). На сегодняшний день производителей СИЗ достаточно много, именно поэтому перед руководителем организации стоит непростая задача – как не ошибиться и выбрать средства защиты, действительно отвечающие всем предъявляемым к ним требованиям. О том, как это сделать, расскажем в статье.
Закупаем СИЗ
Справочно:
к средствам индивидуальной защиты относятся: специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (средства защиты органов дыхания, средства защиты рук, средства защиты головы, средства защиты органа слуха, средства защиты глаз, предохранительные приспособления).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда).
Документ:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
Обязанность нанимателя (работодателя) обеспечить безопасные условия труда предусмотрена законодательством Республики Беларусь, а именно ст. 41 Конституции Республики Беларусь, ст. 55, 222, 226 ТК, ст. 11, 17, 28 Закона об охране труда.
Поэтому любая организация независимо от формы собственности обязана заботиться о безопасности своих сотрудников, особенно если дело касается профессий, связанных с повышенной опасностью или рисками для здоровья. Для выполнения этой задачи необходимо своевременно приобрести качественные СИЗ, способные уберечь работников от негативных последствий выполняемых работ, травм и несчастных случаев на производстве.
Основополагающим в ряду нормативных правовых актов, регулирующих различные аспекты операций со специальной одеждой, специальной обувью и другими необходимыми средствами индивидуальной защиты, является ТК.
Каждый работник имеет право на обеспечение необходимыми средствами коллективной и индивидуальной защиты (п. 3 ст. 222 ТК).
Справочно:
порядок обеспечения работников СИЗ определяется на основании Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209 (далее – Инструкция № 209).
Качественные СИЗ способны обеспечить выполнение необходимых работ и защиту от неблагоприятных производственных факторов, среди которых высокие температуры, брызги горячего металла, растворы кислот и щелочей и т.д. При этом СИЗ должны сохранять свои потребительские характеристики на протяжении всего периода носки, быть удобными, прочными в носке, красивыми по внешнему виду.
С чего начать?
Организацию процесса закупочной деятельности предприятия можно представить в виде технологического процесса, состоящего из четкой последовательности действий.
В первую очередь нанимателю необходимо определить, по какой профессии, каким работникам и в каком количестве будут выдаваться СИЗ.
Необходимость применения СИЗ должна соответствовать содержанию работ по профессиям и должностям, определенным Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и Единым квалификационным справочником должностей служащих.
При этом следует учесть, что обеспечение работников специальной одеждой и другими СИЗ не зависит от желаний нанимателя – это его прямая обязанность.
Наниматель обязан обеспечивать охрану труда работников, в т.ч. выдачу работникам, занятым на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, а также с загрязнением или неблагоприятными температурными условиями, специальной одежды, специальной обуви и других необходимых СИЗ (часть пятая ст. 226 ТК).
С целью выполнения этих обязанностей при организации труда работников наниматель разрабатывает ряд локальных документов, одним из которых является Перечень профессий и должностей работников, имеющих право на бесплатное обеспечение СИЗ (далее – Перечень).
Кто составляет Перечень?
Обеспечение работников специальной одеждой и обувью, другими СИЗ, а также организация надлежащего хранения и ухода за этими средствами являются непосредственной обязанностью нанимателя (п. 8 ст. 55 ТК).
Поскольку обязанностей по обеспечению безопасных условий труда очень много, понятно, что наниматель самостоятельно реализовать все не сможет, но он может привлечь других должностных лиц организации, заинтересованных в соблюдении законодательства об охране труда.
Служба охраны труда (инженера по охране труда) осуществляет совместно с иными структурными подразделениями подготовку ряда локальных документов по вопросам охраны труда, предусмотренных законодательством об охране труда (подп. 11.3 п. 11 Положения о службе охраны труда).
Документ:
Типовое положение о службе охраны труда организации утверждено постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.09.2013 № 98 (далее – Положение о службе охраны труда).
К таким локальным документам можно отнести и перечень профессий и должностей работников, имеющих право на бесплатное обеспечение СИЗ, который разрабатывается службой охраны труда (инженером по охране труда) в соответствии с ТК на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, штатного расписания и других нормативных документов и утверждается руководителем организации.
Это вполне оправданно, так как именно служба охраны труда (инженер по охране труда) досконально владеет информацией об особенностях технологического процесса, условиях труда, наличии вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах, возможных рисках при выполнении работы. Ведь выбор СИЗ должен основываться на изучении и оценке всех рискообразующих факторов, которые встречаются на рабочем месте.
В перечне профессий и должностей работников, имеющих право на бесплатное обеспечение СИЗ, указываются виды изделий, нормы выдачи, защитные свойства и сроки носки.
Важно!
Типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ являются основой для определения полагающихся СИЗ в соответствии с наименованиями профессий и должностей, включенными в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих».
Внимание!
На практике перечень профессий и должностей работников, имеющих право на бесплатное обеспечение СИЗ и Нормы выдачи СИЗ оформляются одним документом и утверждаются нанимателем.
Оформляем документацию о закупке
После того как наниматель определяет, по какой профессии, каким работникам и в каком количестве будет выдаваться СИЗ, он устанавливает требования к СИЗ и порядок закупок и осуществляет выбор поставщика.
В случае проведения конкурентных видов процедур закупок наниматель должен сформировать документацию о закупке (часть первая подп. 2.8 п. 2 постановления № 229).
Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее – постановление № 229).
При формировании документации в целях достижения максимального соотношения цены и качества товара нанимателю целесообразно установить обязательные требования к СИЗ.
Определяем требования, предъявляемые к СИЗ
Справочно:
ТНПА – технический нормативный правовой акт.
СИЗ, в т.ч. иностранного производства, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь для данных СИЗ, и обеспечивать безопасные условия труда работающих (часть третья ст. 230 ТК).
К ТНПА, устанавливающим требования к СИЗ, относятся:
– технические регламенты;
– технические кодексы;
– стандарты, в т.ч. государственные стандарты, стандарты организаций;
– технические условия (ст. 15 Закона № 262-З).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» (далее – Закон № 262-З).
Технические требования, установленные в ТНПА, являются нормативной базой для формирования обязательных требований безопасности СИЗ.
Еще одним документом, имеющим первоочередное значение при выборе качественных СИЗ, является вступивший в силу 1 июня 2012 г. ТР ТС 019/2011.
Документ:
технический регламент Таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты», утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 878 (далее – ТР ТС 019/2011).
В п. 4.4 ТР ТС 019/2011 подробно прописаны все требования к СИЗ и дополнительные условия их выбора. Это удобно при подборе конкретного СИЗ и позволяет учитывать специфику практически любого производства, а также субъективные ощущения работника.
Важно!
Документами, подтверждающими защитные свойства и гигиенические характеристики выдаваемых работникам по типовым нормам СИЗ, являются сертификаты соответствия (их копии) на изделия, сертификаты соответствия (их копии) на материалы, из которых изготовлены СИЗ, удостоверения о государственной гигиенической регистрации, технические условия организации-изготовителя, паспорта на изделия, эксплуатационная документация (инструкции по эксплуатации и т.п.) (п. 25 Инструкции № 209).
Для определения наиболее эффективных (лучших по защитным свойствам, эксплуатационным, эргономическим, технико-эстетиче-
ским, гигиеническим и экономическим показателям) СИЗ среди однородных, предлагаемых различными поставщиками, наниматель вправе проводить опытную эксплуатацию их образцов в производственных условиях. Это позволит обезопасить нанимателя от риска поставки СИЗ, не соответствующих условиям закупки.
Справочно:
при закупках СИЗ в целях выбора из предлагаемых организациями-поставщиками (изготовителями) однородных товаров лучших по защитным свойствам, эксплуатационным, эргономическим, технико-эстетическим, гигиеническим и экономическим показателям СИЗ наниматель имеет право проводить опытную эксплуатацию их образцов в условиях, соответствующих характеристикам производственной среды, тяжести и напряженности труда, для которых предусмотрено их применение с учетом требований соответствующих нормативных правовых актов, в т.ч. технических нормативных правовых актов (часть вторая п. 26 Инструкции № 209).
Результаты опытной эксплуатации заносятся в акт опытной эксплуатации СИЗ, примерная форма которого приведена в приложении 1 к Инструкции № 209.
Внимание!
Решение о выборе СИЗ и поставщика принимается с учетом результатов опытной эксплуатации.
Это проводится в целях выбора из предлагаемых организациями-поставщиками (изготовителями) однородных товаров, лучших по защитным свойствам, эксплуатационным, эргономическим, технико-эстетическим, гигиеническим и экономическим показателям СИЗ.
Иногда наниматели отдают предпочтение цене, а не качеству. В таких случаях закупаются СИЗ, не отвечающие требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации. Экономия на приобретении таких СИЗ влечет за собой экономические потери со стороны организации, оборачивается потерей здоровья, а иногда и жизни работника.
После того как были определены поставщики и выбраны соответствующие условиям эксплуатации СИЗ, производят их закупку.
Кто занимается закупкой?
При организации закупок у нанимателя неизбежно возникает вопрос: на кого из сотрудников следует возлагать обязанности по выполнению функций заказчика, подлежащих выполнению при проведении процедур закупок?
Для этого наниматель в организации создает службу снабжения (закупок). Организационная структура службы снабжения (закупок) зависит от типа и размера организации. В небольшой организации за все закупки может отвечать один сотрудник. В организации средних размеров может быть создан отдел, где работают сотрудники, осуществляющие закупки. В крупной организации снабжением могут заниматься десятки людей, координирующих огромные закупки материалов.
При подготовке процедур закупок нередко привлекаются и сотрудники иных подразделений в случае, когда выполнение определенной функции при проведении закупки лежит в сфере их должностных обязанностей.
Так, закупка СИЗ осуществляется по согласованию со службой охраны труда организации (специалистом по охране труда или специалистом, на которого возложены обязанности по охране труда) (п. 26 Инструкции № 209).
Принимаем и выдаем СИЗ
Приемка от поставщика каждой партии СИЗ должна производиться с проверкой документов, подтверждающих их качество и соответствие требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, проверкой соответствия заявленному ассортименту по назначению, защитным свойствам, моделям, родовому признаку, размерам, ростам, цветовой гамме и другим качественным показателям.
Поступающие СИЗ могут подвергаться выборочному контролю на соответствие требованиям технических нормативных правовых актов. При несоответствии указанным требованиям СИЗ подлежат возврату с предъявлением в установленном порядке соответствующих претензий (п. 27 Инструкции № 209).
Внимание!
Для контроля качества приобретаемых СИЗ, организации их хранения и ухода за ними наниматель может создать комиссию по контролю качества СИЗ (п. 28 Инструкции № 209) и оформить внутреннюю инструкцию по обеспечению работников СИЗ, с которой ознакомит работников при заключении трудового договора (ознакомление с порядком обеспечения и нормами выдачи СИЗ является обязанностью нанимателя (п. 20 Инструкции № 209)).
Проверяем исправность СИЗ
В соответствии с действующим законодательством наниматель обязан не только обеспечить закупку и бесплатную выдачу качественных СИЗ, но и регулярные в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, ТНПА испытание и проверку исправности СИЗ (респираторов, противогазов, самоспасателей, предохранительных поясов, диэлектрических перчаток и другого), если иное не указано в эксплуатационных документах, а также своевременную замену фильтров, стекол и других частей с понизившимися защитными свойствами, при выдаче таких СИЗ проводить инструктаж по правилам пользования и простейшим способам проверки исправности этих средств, при необходимости тренировку работников по их применению (п. 55 Инструкции №209).
Таким образом, эффективность использования СИЗ в условиях выполнения работ с вредными и (или) опасными условиями труда во многом зависит от правильного их выбора и эксплуатации. Только закупка качественных СИЗ и правильное их применение смогут обеспечить максимальный защитный эффект на рабочих местах.
Инна Барсук, начальник службы охраны труда,
стандартизации и идеологической работы
ООО «Гетц Групп»