1. Можно ли эксплуатирующей организации мостового крана самостоятельно установить частотные преобразователи для уменьшения скорости перемещения моста крана?
2. Необходимо ли вносить изменения в паспорт крана?
1. Можно, но при условии, что эксплуатирующая организация обеспечит соблюдение требований Правил № 66.
Применение частотных преобразователей в системе управления приводом грузоподъемных кранов упрощает электрическую схему управления краном, обеспечивает широкий диапазон регулирования скорости механизмов крана и экономию электроэнергии, что, по сути, является модернизацией грузоподъемного крана.
Документ:
Правила по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденные постановлением МЧС Республики Беларусь от 22.12.2018 № 66 (вступили в силу 1 июня 2019 г.; далее – Правила № 66).
Справочно:
совокупность работ по усовершенствованию грузоподъемного крана посредством замены конструктивных элементов и систем на более качественные в целях повышения его технического уровня и экономических характеристик является его модернизацией (п. 2 Правил № 66).
Правила № 66 предъявляют следующие требования при модернизации кранов:
– модернизация, требующая внесения изменений в конструкцию грузоподъемных кранов, должна производиться по проекту и (или) техническим условиям (при наличии), разработанным изготовителями грузоподъемных кранов или специализированными организациями, имеющими специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения работ и (или) услуг по проектированию грузоподъемных кранов;
– если проектом на модернизацию грузоподъемного крана предусмотрено выполнение монтажных, наладочных, ремонтных работ, то такие работы должны осуществляться специализированной организацией, имеющей специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения работ и (или) услуг по монтажу, наладке, ремонту грузоподъемных кранов соответствующего типа (п. 71 Правил № 66).
2. Необходимо.
Организация, проводившая модернизацию, вносит в паспорт грузоподъемного крана сведения о проведенной модернизации. К паспорту грузоподъемного крана прилагается проектная и исполнительная документация по проведенным работам (п. 73 Правил № 66).
После модернизации грузоподъемного крана эксперт в области промышленной безопасности Госпромнадзора должен провести его техническое освидетельствование (п. 365 Правил № 66).
Также следует помнить, что при проведении капитального ремонта (реконструкции, модернизации) грузоподъемных кранов, которые были спроектированы и изготовлены до введения в действие ТР ТС 010/2011, а также иных ТР ТС и ТР ЕАЭС, действие которых на них распространяется, их приборы и устройства безопасности должны быть приведены в соответствие с требованиями п. 31 и гл. 12 Правил № 66 (п. 13 Правил № 66).
Александр Денисенко, главный государственный инспектор
Гомельского областного управления
Госпромнадзора