Энерговооруженность рабочих массовых профессий заметно повысилась. Разнообразие инструмента, в т.ч. ручного электрифицированного, поражает воображение: вместо молотка и гвоздей – мебельный степлер, обшивка мебели тканью упростилась в разы. Исчезли мастера строгания досок, берешь электрорубанок – и за один проход получаешь идеально ровную поверхность, а уважающий себя штукатур или маляр уже не занимается бесконечным перемешиванием мастерком или лопатой раствора – для этого есть дрели со специальной насадкой. И так везде.
Одна беда – у нас как-то не принято читать инструкции по эксплуатации всего этого инструмента до того, как начать с ним работать. Что делает наш работник, если, например, степлер начинает выплевывать по две скобы за раз, причем в сторону, а не в материал? Он начинает выяснить, что же не так, и для этого не читает инструкцию, а поворачивает степлер выходной щелью к себе и, нажимая рычаг, внимательно смотрит, а где же оно застряло? Хорошо, если скобы в накопителе просто закончились. А если нет? Тогда хорошо, что не попал в глаз!
А в инструкции, оказывается, на первой странице большими буквами написано, что обращать степлер щелью к себе категорически запрещается! Ну надо же!..
«Защита от дурака»
Головная боль конструкторов инструмента, технологов, разрабатывающих технологические процессы, и инженеров по охране труда, ревизующих инструкции по охране труда, – как защититься от дурака? Конструктор придумывает для инструмента хитрые блокировки пуска двигателя и специально затрудняет его разборку и доступ к рабочим органам.
Технолог выстраивает процесс таким образом, чтобы сократить время контакта работника с заготовками и инструментом, проектирует специальную оснастку. Инженер по охране труда добросовестно переписывает из инструкции по эксплуатации инструмента раздел «Указания мер безопасности» в инструкцию по охране труда.
Мастер периодически читает инструкцию работнику. Вроде бы все предусмотрено. Но…
Менталитет нашего работника таков, что, как его не наказывай, все равно он с любопытством пятилетнего ребенка будет пытаться засунуть палец в подходящее отверстие станка, открыть мешающую панель, чтобы посмотреть, а как оно там все крутится. Все равно он будет предлагать свои услуги напарнику или сослуживцу в ремонте автомобиля или иного инструмента или, просто проходя мимо, не преминет подсказать (а то и показать), как это делается.
Ситуация
Бригада маляров выполняла отделку внутренних помещений в новом жилом доме. Операция – затирка и выравнивание поверхностей стен после оштукатуривания перед окончательной отделкой – выполнялась с помощью ручного электрифицированного инструмента – шлифмашинок. Как положено, шлифмашинки запитывались напряжением 36 Вольт от преобразователя 330/220 на 36. К преобразователю на выходе были подключены 4 машинки. Сам преобразователь по входу был подключен к временному электрошкафу, причем без использования штепсельной розетки: силовой кабель разделкой проводов был посажен непосредственно на фазы за клеммы предохранителей внутри шкафа.
Работа вынужденно прервалась, когда длины кабеля подключения преобразователя стало недостаточно для перехода к другим помещениям. Маляры – четыре женщины – сообщили об этом мастеру, и тот отправился на поиски электромонтера, который один на стройке имел право на подключение электроустановок.
Женщины, пользуясь перерывом, разговаривали, в это время мимо них проходил каменщик, работавший на соседнем этаже. Работницы поведали каменщику о своей беде, а тот, недолго думая, предложил свои услуги: «Делов-то на пять минут, а вы тут полсмены просидите, пока электрика найдут!» – и отправился к электрошкафу.
Нашли его минут через десять, когда женщины забеспокоились из-за отсутствия каких-нибудь результатов деятельности «помощника». Каменщик лежал у раскрытого электрошкафа без признаков жизни, сжимая в руке один из проводов кабеля, все еще присоединенного к клемме предохранителя. Причина смерти – электротравма.
Причины травмы, установленные специальным расследованием, – повреждение изоляции кабеля, выполнение работником работ, не предусмотренных трудовой функцией.
Как с этим бороться?
Нежелание читать инструкции по эксплуатации инструмента нужно опережать проведением внепланового инструктажа работников при первом же появлении инструмента в технологическом процессе. А значит, инструкция по охране труда по данной профессии или виду работ была соответствующим образом актуализирована.
Для этого оперативно выпускается дополнение к инструкции, утвержденное в обычном порядке, а впоследствии, при плановом пересмотре инструкций, дополнения вводятся в основной текст.
Содержание такого дополнения – раздел «Указания мер безопасности», который есть в каждой инструкции по эксплуатации каждого изделия. В какую именно инструкцию вносится дополнение, зависит от того, сколько человек в организации и каких профессий будут пользоваться данным инструментом. Как правило, указания по безопасным приемам труда с использованием ручного слесарного или электрифицированного инструмента приводят в инструкциях по видам работ и включают в программы первичного инструктажа работников различных профессий. Тем самым решается проблема предупреждения травматизма излишне любопытных работников: например, клеевара обычно не инструктируют по инструкциям для сборщика мебели, а вот дать ему знания по безопасной работе с ручным инструментом необходимо.
Предупредить несчастный случай с «добровольцем-электриком» тоже было не сложно. Достаточно было выполнить требование о том, что электрораспределительные шкафы должны быть закрыты на запоры, открываемые с помощью инструмента. То есть элементарно ограничить доступ.
Другое нарушение в этой ситуации – отсутствие штепсельного разъема для присоединения электроустановки. А ведь переключение с помощью разъема безопасно могли бы выполнить работники с группой по электробезопасности I, но в приведенном случае на этом «сэкономили».
Виктор Серый, инженер по охране труда