Какие вопросы подлежат рассмотрению при проведении внеплановой проверки по обращению физического лица?
При проведении проверки изучаются исключительно факты, изложенные в обращении физического лица.
Однако отметим, что иногда в адрес Департамента госинспекции труда поступают жалобы о невыполнении нанимателем своей обязанности по обеспечению охраны труда работающих. В качестве примера можно привести результаты внеплановой проверки, проведенной по обращению одного из работников.
Справочно:
под проверкой понимается совокупность мероприятий, проводимых контролирующими (надзорными) органами в отношении проверяемых субъектов для оценки соответствия требованиям законодательства осуществляемой ими деятельности, в т.ч. совершенных финансово-хозяйственных операций, а также действий (бездействия) их должностных лиц и иных работников.
В ходе проведенной проверки установлено следующее:
- не разработана и не внедрена система управления охраной труда, обеспечивающая идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определяющая меры управления профессиональными рисками и анализа их эффективности;
- не разработан план мероприятий по охране труда на 2013 г. в соответствии с Положением о планировании и разработке мероприятий по охране труда, утвержденным постановлением Минтруда РБ от 23.10.2000 № 136;
- не осуществляется периодический контроль за соблюдением законодательства об охране труда в организации в соответствии с Типовой инструкцией о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 26.12.2003 № 159, не разработан локальный нормативный акт, регламентирующий проведение контроля за соблюдением законодательства об охране труда;
- не проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу), периодические (в течение трудовой деятельности) и внеочередные медицинские осмотры лиц, поступающих на работу, а также работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, для выполнения которых в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе (Инструкция о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденная постановлением Минздрава РБ от 28.04.2010 № 47);
- не проводятся обучение, стажировка, инструктаж и проверка знаний работающих по вопросам охраны труда в соответствии с требованиями Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 175, постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2008 № 210 «О комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда»;
- не разработан паспорт санитарно-технического состояния условий и охраны труда в соответствии с Инструкцией по проведению паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 04.02.2004 № 11;
- не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда в порядке, установленном законодательством;
- исходя из особенностей производства отсутствует перечень работ с повышенной опасностью, выполняемых по наряду-допуску на производство работ повышенной опасности (далее – наряд-допуск), требующих осуществления специальных организационных и технических мероприятий, а также постоянного контроля за их производством (огневые работы на временных рабочих местах, работы на крыше зданий, в резервуарах, колодцах, подземных сооружениях и др.);
- отсутствует перечень лиц, имеющих право выдачи наряда-допуска;
- в процессе эксплуатации зданий и сооружений не соблюдаются требования технического кодекса установившейся практики «Техническая эксплуатация производственных зданий и сооружений. Порядок проведения» (ТКП 45-1.04-78-2007 (02250)), утвержденного приказом Минстройархитектуры РБ от 17.09.2007 № 286;
- для систематического наблюдения за зданиями в процессе их эксплуатации приказом руководителя организации не назначены лица, ответственные за правильную эксплуатацию, сохранность и своевременный ремонт закрепленных за подразделением зданий или отдельных помещений;
- не проводятся периодические технические осмотры зданий или отдельных помещений специально уполномоченными на то лицами. Результаты осмотров не оформляются соответствующими актами, в которых не отмечаются обнаруженные дефекты, а также необходимые меры для их устранения с указанием сроков выполнения работ;
- работники не обеспечены средствами индивидуальной защиты в полном объеме в соответствии с Инструкцией о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2008 № 209.
Справочно:
внеплановые проверки в соответствии с частью первой п. 5 Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510) назначает руководитель контролирующего (надзорного) органа (в т.ч. территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) или его уполномоченный заместитель в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа с соблюдением иных требований Указа № 510.
Отметим, что работодателем разработаны инструкции по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг) в 2013 г. и утверждены лишь 20 марта 2013 г.
Таким образом, можно сделать вывод о неисполнении нанимателем обязанностей по вопросам соблюдения законодательства об охране труда.
По результатам проверки составлен акт проверки, в установленные сроки будет выдано требование (предписание) об устранении выявленных нарушений.