Требования безопасности при проведении ремонта и техобслуживания ТС
Планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта транспортных средств (далее – ТС) представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий, проводимых в плановом порядке с заданной последовательностью и периодичностью для обеспечения работоспособности и исправности транспортного средства в течение всего срока их службы с учетом конкретных условий и режимов эксплуатации.
Участие водителей, других работников в выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту ТС допускается при соответствии их квалификации выполняемым работам (п. 95 Межотраслевых правил на транспорте).
Работы по техническому обслуживанию и ремонту ТС проводятся в специально отведенных местах, оснащенных необходимыми приборами и приспособлениями, инвентарем, оборудованием, предназначенными для выполнения соответствующих видов работ.
Помещения для технического обслуживания и ремонта ТС должны оснащаться противооткатными упорами, устанавливаемыми под колеса транспортных средств, страховочными подставками (козелками, тумбами) и специальными подставками на башмаки стоек подъемника в соответствии с технологической потребностью (п. 6.8 СТБ 960-2011).
ТС, установленное на пост технического обслуживания и ремонта, необходимо закрепить путем установки не менее двух противооткатных упоров под его колеса. Противооткатные упоры по размеру должны соответствовать диаметру колес транспортных средств. Не допускается использование противооткатных упоров со следами остаточной деформации.
Ремонт и техническое обслуживание ТС следует проводить при неработающем двигателе, за исключением операций, технология проведения которых требует его работы.
На рулевое колесо, а также на задний борт автомобиля, которые имеют дублирующее устройство для пуска двигателя, должны устанавливаться (вывешиваться) предупреждающие таблички с надписью «Двигатель не запускать! Работают люди!».
Посты для технического обслуживания и ремонта ТС, где по технологическому процессу предусматривается работа двигателя, должны быть оборудованы местными установками для отвода отработавших газов.
При установке ТС на страховочные подставки (тумбы, козелки) необходимо следить за тем, чтобы страховочные подставки были надежно установлены на полу, а кузов прочно опирался на рабочую поверхность каждой опоры.
Конструкция страховочных подставок (козелков, тумб) должна обеспечивать надежность и устойчивость при их применении. На страховочной подставке (козелке, тумбе) должна быть указана максимальная допустимая нагрузка. Использование страховочных подставок (козелков, тумб) со следами остаточной деформации не допускается. Запрещается увеличивать высоту страховочных подставок подкладкой посторонних предметов (п. 7.17 СТБ 960-2011).
При ремонте и обслуживании ТС с высоким расположением узлов и деталей работники должны быть обеспечены подмостями, специальными подставками, применять приставные лестницы запрещается.
Для снятия и установки деталей, узлов и агрегатов массой 15 кг и более необходимо пользоваться подъемно-транспортными механизмами, оборудованными специальными приспособлениями (захватами).
Что нельзя делать в зоне, где производится ремонт ТС
В зоне технического обслуживания и ремонта ТС не допускается:
- мыть агрегаты, узлы и детали ТС горючими и легковоспламеняющимися жидкостями;
- хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;
- хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;
- загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой;
- хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива, смазочных материалов и антифриза.
Правила проведения шиномонтажных работ
При проведении шиномонтажных работ должны быть соблюдены следующие условия:
- приказом по организации назначены лица, ответственные за выполнение шиномонтажных работ;
- монтажные и демонтажные работы по шинам выполняются в шиномонтажном отделении или приспособленном для этих работ помещении с применением специального оборудования, приспособлений и инструмента с обязательным использованием специальных ограждений, обеспечивающих безопасность работающих, без применения ударного действия;
- к выполнению работ допускаются работники, имеющие специальную квалификацию (монтировщик шин и шинно-пневматических муфт), которые прошли в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда;
- накачивание шин в сборе с ободом колеса производится в специальном металлическом ограждении, способном защищать работающих от ударов съемными деталями обода колеса при самопроизвольном демонтаже;
- таблицы норм внутреннего давления воздуха в шинах всех ТС, эксплуатируемых в автотранспортных организациях, должны быть вывешены на шиномонтажном участке, на участках первого технического обслуживания и второго технического обслуживания, контрольно-пропускном пункте.
Накачивание шин с разборным ободом колеса необходимо осуществлять в 2 этапа: вначале довести до давления 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) с проверкой положения замочного кольца колеса, а затем – до нормативного давления, установленного организацией-изготовителем.
В случае обнаружения неправильного положения замочного кольца колеса следует выпустить воздух из накачиваемой шины, исправить положение кольца колеса, а затем повторить действия, указанные выше.
Накачивание шин без демонтажа проводится, если давление воздуха в них снизилось не более чем на 40 % от нормативного давления, установленного организацией-изготовителем.
Для осмотра внутренней поверхности шины необходимо надеть средства индивидуальной защиты рук и применять спредер.
В процессе накачки шин необходимо вести постоянное наблюдение и контроль:
- за показанием манометра, не допуская повышения давления воздуха в шине выше установленной нормы (при отсутствии автоматического ограничителя или регулятора давления);
- положением замочного кольца, которое должно равномерно войти в обод и стать заподлицо с кромкой бортового кольца.
Происшествие 1
04.04.2019 водителю погрузчика П. заведующий мастерской отдела механизации и энергетики М. поручил выехать в командировку 05.04.2019 в населенный пункт N. В назначенный день в 7:00 П. выехал в пункт N, и с этого момента и до момента нахождения его в учреждении здравоохранения он не может вспомнить, что произошло. Момент несчастного случая он тоже не помнит.
По объяснениям производителя работ ОАО «Х» К., 05.04.2019 в 18:00 водитель погрузчика П. прибыл на строительный объект населенного пункта N.
06.04.2019 в 8:00 П. по заданию К. направился в карьер для погрузки растительного грунта. Во время производства работ другие водители обратили внимание, что в погрузчике П. появилась течь масла из распределителя, о чем сообщили К., который в свою очередь сказал П. прекратить выполнение работ и загнать погрузчик на стоянку, находящуюся в 800 м от карьера. Однако П. решил самостоятельно устранить течь масла на месте.
П. залез на погрузчик вблизи стрелы, начал откручивать ключом гайки на гидравлическом распределителе. После этого из гидравлического распределителя и шлангов гидравлической системы пошло масло, стрела погрузчика стала опускаться. В момент опускания стрелы П. пытался выскочить из-под нее, однако у него не получилось. Его зажало между стрелой погрузчика и колесом.
К. увидел, что П. зажало между стрелой и передним левым колесом погрузчика. К. побежал за помощью к машинисту бульдозера Л., который при помощи бульдозера приподнял ковш вместе со стрелой, и они освободили П.
К. вызвал скорую медицинскую помощь, которая доставила потерпевшего в учреждение здравоохранения.
Обстоятельства происшествия, установленные в ходе проведенного специального расследования
В ходе осмотра гидравлической системы поднятия стрелы погрузчика было установлено, что последняя имеет неисправности, так как на насосе гидравлической системы поднятия стрелы погрузчика лежали открученные болты, запчасти в виде полумесяцев, рожковые ключи. При этом на насосе имелись масляные подтеки из шлангов в местах их закручивания. Стрела погрузчика была опущена, рабочий агрегат (ковш) находился на земле.
Из ответа районного отдела Следственного комитета Республики Беларусь следует, что согласно руководству по эксплуатации погрузчика марки АМКАДОР 332С4 при проведении ремонтно-технических работ П. нарушил меры безопасности при эксплуатации погрузчика:
- погрузчик на стояночный (аварийный) тормоз поставлен не был, что повлекло откат транспортного средства при производстве ремонтно-технических работ и опускание стрелы погрузчика. Рычаг стояночного тормоза в кабине погрузчика на момент осмотра согласно таблице фотоснимков отсутствует, следовательно, погрузчик на стояночный (аварийный) тормоз поставлен не был;
- противооткатные устройства (башмаки) в ходе осмотра места происшествия находились в технологическом месте погрузчика и не использовались, что повлекло откат погрузчика в ходе проведения ремонтно-технических работ и опускание стрелы погрузчика. Место для остановки и ремонта погрузчика было выбрано П. неправильно. Покрытие, на котором находился погрузчик во время проведения ремонтно-технических работ, имело неровности, что, возможно, повлияло на откат ТС;
- рычаг ресивера находился во включенном состоянии в переднем крайнем положении и на момент осмотра был завален различными предметами, находящимися в кабине погрузчика, в нейтральное положение поставлен не был;
- разрешение на производство ремонтно-технических работ гидравлической системы от заведующего мастерской М. потерпевший не получал и о необходимости проведения ремонта не сообщал. П. принял самостоятельно решение о ремонте гидравлического оборудования. При производстве ремонтно-технических работ гидравлической системы П. стрелу погрузчика с рабочим агрегатом (ковшом) на надежную опорную поверхность или специальные подставки не поставил, стрела находилась в рабочем положении и была приподнята над землей. Давление в гидравлической системе управления распределителем при производстве ремонтно-технических работ гидравлической системы снижено не было. Это в дальнейшем при откручивании болтов шлангов гидравлической системы повлекло снижение давления в них и опускание стрелы с рабочим агрегатом (ковшом) с одновременным откатом погрузчика.
Этиловый спирт в крови потерпевшего не обнаружен.
Причины несчастного случая, установленные в ходе специального расследования
Потерпевший нарушил требования ЛПА по охране труда.
Перед началом работ по обслуживанию и ремонту гидравлической системы П. не убедился в отсутствии давления в системе (не снизил давление), не опустил стрелу погрузчика с рабочим органом (ковшом) на землю. Это в дальнейшем при откручивании болтов шлангов гидравлической системы повлекло снижение давления в них и опускание стрелы с рабочим органом (ковшом), чем нарушены требования
пп. 3.1.4, 4.2, 4.5.1, 4.6.8 руководства по эксплуатации погрузчика марки АМКАДОР 332С4, п. 6 локальной инструкции по охране труда для водителя погрузчика.
Согласно п. 3.1.4 руководства по эксплуатации погрузчика марки АМКАДОР 332С4, только убедившись в полной исправности, укомплектованности машины, проведении всех процедур технического обслуживания, рекомендуемых данным руководством, можно приступить к работе для осуществления ремонта, регулировки, а также проведения технического обслуживания. При этом необходимо опустить рабочий орган на землю.
Перед проведением технического обслуживания гидросистемы нужно убедиться в том, что давление управления распределителем снято, а стрела погрузочного оборудования с рабочим органом опущены на землю на надежную опорную поверхность или специальные подставки (п. 4.6.8 руководства по эксплуатации погрузчика марки АМКАДОР 332С4). Перед началом работ по обслуживанию и ремонту гидравлической системы необходимо убедиться в отсутствии давления в системе, для чего надо остановить дизель и перевести несколько раз вперед-назад (вправо-влево) рычаги управления гидросистемой.
Перед началом обслуживания необходимо убедиться в том, что все поднятые или открытые части машины надежно зафиксированы от падения или самопроизвольного закрытия (п. 4.5.1 руководства по эксплуатации погрузчика марки АМКАДОР 332С4).
Потерпевший был ознакомлен с руководством по эксплуатации погрузчика марки АМКАДОР 332С4 и вышеуказанные требования знал.
Погрузчик должен использоваться согласно технологической документации на производство работ, в которой указаны меры и приемы работы (п. 6 локальной инструкции по охране труда для водителя погрузчика). П. проходил повторный инструктаж 01.03.2019 в объеме вышеуказанной инструкции.
Лицом, допустившим нарушения актов законодательства о труде и об охране труда, ТНПА, ЛПА, признан сам потерпевший.
Происшествие 2
10.04.2019 тракторист-машинист сельскохозяйственного производства ОАО «Ф» Ц. прибыл на работу на машинный двор в 7:00, после чего приступил к ремонту трактора МТЗ-82, закрепленного за ним.
В 14:20 на машинный двор прибыл специалист по торговле Г. для ремонта личного автомобиля «Renault», используемого для нужд предприятия в соответствии с заключенным договором между Г. и ОАО «Ф».
Г. при помощи двух досок и двух бревен соорудил наклонную эстакаду, на которую заехал на автомобиле так, чтобы передняя часть автомобиля была приподнята над поверхностью земли. Поскольку ручной тормоз автомобиля был неисправен и автомобиль скатывался с эстакады, Г. попросил Ц. помочь затормозить автомобиль путем установки под заднее колесо металлического уголка. В момент установки уголка автомобиль покатился с эстакады, вследствие чего пальцы правой руки Ц. оказались зажаты между уголком и доской.
Г. оказал Ц. первую доврачебную помощь и сообщил о случившемся инженеру по охране труда ОАО «Ф» К., который на личном автомобиле доставил потерпевшего в учреждение здравоохранения.
Этиловый спирт в крови потерпевшего не обнаружен.
Причины нечастного случая, установленные в ходе расследования
- Нарушение требований безопасности при эксплуатации автомобиля «Renault», выразившееся в установке металлического уголка под колеса машины, установленной для ремонта, вместо применения упоров (не менее двух). Этим нарушены требования п. 959 Правил по охране труда № 14.
- Допуск потерпевшего к выполнению работ по профессии «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» без прохождения повторного инструктажа по охране труда и проверки знаний по вопросам охраны труда, чем нарушены требования пп. 23, 54 Инструкции № 175.
Лицом, допустившим нарушения актов законодательства о труде и об охране труда, ТНПА, ЛПА, признан заведующий ремонтной мастерской ОАО «Ф» И. Он допустил потерпевшего к выполнению работ по профессии «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» без прохождения повторного инструктажа по охране труда и проверки знаний по вопросам охраны труда, что привело к установке потерпевшим металлического уголка под колеса автомобиля «Renault» вместо применения упоров (не менее двух).
Документы:
Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты и Минтранса Республики Беларусь от 04.12.2008 № 180/128 (Межотраслевые правила на транспорте).
Государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 960-2011 «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств. Общие требования безопасности», утвержденный и введенный в действие постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 28.03.2011 № 14 (СТБ 960-2011).
Правила по охране труда при ремонте, техническом обслуживании и постановке на хранение сельскохозяйственных машин, агрегатов и оборудования, утвержденные постановлением Минсельхозпрода Республики Беларусь от 25.02.2008 № 14 (Правила по охране труда № 14).
Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175 (Инструкция № 175).