Недостаточно просто установить тахограф и отправить транспортное средство в рейс. Тахограф требует обслуживания. Водитель должен уметь пользоваться устройством и знать, какие действия могут повлечь ответственность.
Почему нужно установить тахограф?
К водителям, выполняющим международные автомобильные перевозки пассажиров и грузов, применяются положения ЕСТР. Европейским соглашением определены:
– требования к возрасту и стажу водителей;
– продолжительность управления транспортным средством;
– количество и продолжительность перерывов для отдыха и приема пищи;
– другие правила осуществления международных перевозок.
Перевозчик (транспортная организация, работодатель) обязан обеспечить безопасные условия труда водителю, контролировать время управления, часы другой работы и время отдыха, используя для этого все находящиеся в его распоряжении документы, такие как личные контрольные книжки.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон № 278-З).
Справочно:
ЕСТР – Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, заключенное в г. Женеве 01.07.1970.
Предприятия, грузоотправители, экспедиторы, туристические операторы, генеральные подрядчики, субподрядчики и агентства по найму водителей обеспечивают, чтобы при составлении согласованных договорных графиков перевозки соблюдались положения ЕСТР.
Перевозчик несет ответственность за нарушения, совершенные его водителями.
Одним из условий допуска транспортного средства к выполнению международных перевозок является установка на транспортном средстве тахографа (ст. 18 Закона № 278-З). Данное устройство регистрирует и ведет учет режима труда и отдыха водителя, а также движение автомобиля согласно заданному маршруту.
Тахограф – контрольное устройство, устанавливаемое на механических транспортных средствах в целях непрерывного измерения и (или) регистрации в автоматическом режиме информации о пройденном пути и скорости движения транспортного средства, периодах работы и отдыха водителей, иной дополнительной информации, касающейся эксплуатации транспортного средства. Самописец данных поездки регистрирует скорость движения, проходимое расстояние и продолжительность движения механического транспортного средства с помощью датчиков, установленных на его узлах и агрегатах.
Документ:
Инструкция о порядке использования тахографов на транспортных средствах, утвержденная постановлением Минтранса Республики Беларусь от 21.02.2008 № 8 (далее – Инструкция № 8).
Документ:
Правила автомобильных перевозок грузов, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970 (вместе с Порядком применения норм времени нахождения грузового транспортного средства на погрузке и разгрузке, а также на выполнение дополнительных операций, связанных с погрузкой и разгрузкой груза) (далее – Правила автомобильных перевозок грузов).
Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.06.2010 № 903 «О некоторых вопросах функционирования системы цифровых тахографов» (в редакции от 29.03.2013).
Тахограф устанавливается на панели приборов механического транспортного средства и может быть следующих типов: электронно-механический (аналоговый) и электронный (цифровой). Устройство подключают к бортовой электрической сети таким образом, что оно работает как при включенном, так и при выключенном двигателе. Тахографы снабжаются светосигнальным устройством, которое срабатывает, когда скорость механического транспортного средства превышает разрешенную, наперед заданную скорость движения.
Регистрация информации о пройденном пути и скорости движения транспортного средства, периода работы и отдыха водителей, иной дополнительной информации, касающейся эксплуатации транспортного средства, в электронно-механическом тахографе осуществляется при помощи регистрационных листов, а в электронном (цифровом) тахографе – при помощи карточки водителя (п. 7 Инструкции № 8).
Для выполнения международных автомобильных перевозок грузов перевозчик должен передать водителю регистрационные листки (тахограммы) при использовании аналогового тахографа в соответствии с законодательством Республики Беларусь, требованиями ЕСТР (п. 347 Правил автомобильных перевозок грузов).
Водители используют регистрационные листки или карточку водителя каждый день, когда они управляют транспортным средством, с момента приема транспортного средства под свою ответственность (ст. 12.2а ЕСТР).
Водитель, выполняющий автомобильные перевозки грузов, в зависимости от вида перевозки и перевозимого груза должен иметь при себе в т.ч. карточку водителя (при управлении транспортным средством, оборудованным цифровым тахографом) (п. 340 Правил автомобильных перевозок грузов).
Из приведенных выше норм следует, что рабочее время водителя, по тахографу, начинается с начала рабочей смены водителя, с момента принятия транспортного средства под свою ответственность.
Справочно:
карточка цифрового тахографа – пластиковая карточка с интегральными микросхемами, позволяющая хранить данные о режимах труда и отдыха водителя, иную информацию, необходимую для работы с цифровым тахографом;
карточка водителя – документ, используемый для идентификации личности водителя и хранения соответствующих данных о периодах работы и отдыха водителя при управлении им транспортным средством, оборудованным цифровым тахографом;
карточка автомобильного перевозчика – документ, используемый автомобильным перевозчиком для учета времени работы и отдыха водителей, загрузки, распечатки или блокировки данных цифрового тахографа для обеспечения конфиденциальности и неизменности информации о действиях владельца или пользователя транспортного средства, оборудованного цифровым тахографом;
карточка мастерской – документ, используемый работником сервисной мастерской для оказания услуг (выполнения работ) по установке, активированию и ремонту цифрового тахографа;
контрольная карточка – документ, используемый работниками государственных органов и организаций, уполномоченных на осуществление контроля за соблюдением режимов труда и отдыха водителей, скоростных режимов движения транспортных средств, оснащенных цифровым тахографом.
Порядок использования тахографа
Порядок использования устройства определен Инструкцией № 8. Эксплуатация тахографа осуществляется в соответствии с требованиями организации – изготовителя тахографа, ЕСТР, нормативными правовыми актами Республики Беларусь (п. 5 Инструкции № 8).
На электронно-механическом (аналоговом) тахографе с помощью тахограммы (регистрационного листа (диаграммного диска) тахографа), а в электронном (цифровом) тахографе – при помощи карточки водителя регистрируются следующие данные:
– скорость, с которой движется транспортное средство;
– расстояние, пройденное транспортным средством;
– продолжительность управления водителем транспортным средством (продолжительность движения и продолжительность остановки или стоянки (пребывание в неподвижном состоянии));
– перерывы в работе и ежедневные периоды отдыха (режимы труда и отдыха водителей);
– вскрытие корпуса, содержащего регистрационный листок.
Конструкция тахографа позволяет производить его калибровку (настройку) под конкретное транспортное средство.
Анализ данных цифрового тахографа позволяет организации (работодателю) контролировать соблюдение водителями режима работы и отдыха, скоростного режима и прочих параметров, обеспечивающих безопасность на дорогах.
Согласно ЕСТР проводить своевременную поверку тахографа – забота организации-перевозчика.
Работники, которые будут обслуживать и использовать тахограф, должны изучить руководство по эксплуатации прибора, которое входит в комплект документов. В руководстве прописаны последовательность действий, режимы работы устройства и возможные ошибки. Водитель должен знать, как использовать устройство, чтобы показания режима труда и отдыха не сбились: например, водитель должен знать, что извлекать карту из тахографа во время движения нельзя.
Как выбрать тахограф?
Цифровые данные нельзя откорректировать или подделать – в этом заключается огромное преимущество современных моделей цифровых тахографов перед аналоговыми.
Моделей тахографов, которые сегодня перевозчики могут использовать, – множество. При этом всего четыре модели цифровых тахографов имеют европейский сертификат утверждения типа контрольного устройства:
– производства фирмы Continental Automotive GmbH под торговой маркой VDO;
– производства фирмы Stoneridge Electronics;
– производства фирмы EFKON AG;
– производства фирмы ACTIA.
Тахографы, установленные на транспортных средствах, зарегистрированных в Республике Беларусь, подлежат обязательной поверке (калибровке). Ее проводят органы Госстандарта. Поверка тахографов осуществляется при выпуске из производства или ремонта, а также в процессе эксплуатации. Свидетельство о поверке тахографа хранится у автомобильного перевозчика (водителя) в течение срока его действия и предъявляется по требованию уполномоченных контролирующих органов.
Положительные результаты поверки тахографа удостоверяются выдачей свидетельства о поверке тахографа и нанесением на тахограф знака поверки средств измерений (п. 12 Инструкции № 8).
Услуги по установке, подключению, ремонту тахографа должны осуществляться квалифицированными специалистами сервисных мастерских (юридические лица, индивидуальные предприниматели), имеющих соответствующее разрешение Минтранса на оказание услуг по установке, активированию и ремонту цифровых тахографов.
Справочно:
сервисная мастерская – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие разрешение Минтранса Республики Беларусь на оказание услуг (выполнение работ) по установке, активированию и ремонту цифровых тахографов, либо структурное подразделение юридического лица, указанное в этом разрешении.
На что обращают внимание инспекторы при проверке транспортных средств?
Водитель обязан по требованию сотрудника ГАИ представлять регистрационные листки (тахограммы), карточку водителя, распечатки с тахографа – при оснащении транспортного средства тахографом, свидетельство о поверке (калибровке) тахографа. При этом водитель представляет должностному лицу Транспортной инспекции доступ к тахографу.
Проверяются следующие требования:
• наличие тахографа в предусмотренных законом случаях;
• соответствие тахографа установленным требованиям;
• правильное функционирование тахографа;
• соблюдение правил эксплуатации тахографа;
• модификация данных тахографа.
При ДТП водитель не имеет права вскрывать (изымать) тахограмму из тахографа. Это в установленном порядке должен сделать или дать на это разрешение работник милиции (ГАИ, следствия, дознания) или эксперт.
Информация, которую несет тахограмма, оценивается любым из 3 методов: визуальным, электронным или микроскопическим. Наиболее простым методом является визуальная оценка, так как тахограмма позволяет с одного взгляда проводить оценку и контролировать суточную работу водителя. Микроскопические исследования (регистрационного листа при аналоговом тахографе) предполагают использование специального микроскопа для анализа записанных данных в пределах диапазона, измеряемого в секундах и метрах. На основе таких исследований могут быть точно восстановлены некоторые события, предшествовавшие ДТП.
Штрафы и ответственность
За выполнение автомобильных перевозок без контрольного устройства (тахографа) предусмотрена ответственность по ст. 18.26 «Нарушение установленного режима труда и отдыха и требований к его учету при выполнении автомобильных перевозок» КоАП. Штраф составит от 30 до 50 базовых величин.
Документ:
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Документ:
Правила дорожного движения, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» (далее – ПДД).
Часть 2 ст. 18.26 КоАП предусматривает штрафные санкции в размере от 5 до 10 базовых величин за нарушение требований законодательства к использованию контрольного устройства (тахографа), которое может повлечь искажение или утрату данных о режиме труда и отдыха водителя, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 18.26 КоАП.
Нарушение предусмотренных законодательством сроков перенесения информации из контрольного устройства (тахографа) или карточки водителя в программно-технические средства либо сроков хранения информации о режиме труда и отдыха водителя влечет наложение штрафа от 2 до 5 базовых величин.
Обращаем внимание, что по ст. 18.26 КоАП установлен универсальный субъектный состав, т.е. к административной ответственности по данной статье могут привлекаться как перевозчик (транспортная организация, работодатель), так и водитель. Так, при нахождении в международном рейсе за отсутствие поверки (калибровки) тахографа штраф будет наложен на водителя как представителя перевозчика (согласно подп. 15.3 п. 15 ПДД водитель обязан иметь и предъявлять для проверки на дорогах свидетельство о поверке (калибровке) тахографа). Однако, если водитель даст письменное объяснение о том, что в рейс был направлен перевозчиком принудительно, несмотря на замечание о неисправности тахографа (об отсутствии поверки), протокол может быть составлен и в отношении перевозчика.
Важные выводы
1. Водитель обязан письменно уведомить Транспортную инспекцию о повреждении, утрате (хищении) карточки цифрового тахографа.
2. Перевозчик обязан письменно уведомить мастерскую о прекращении трудовых отношений с работником, на которого была оформлена карточка цифрового тахографа.
3. За несоответствие установленного тахографа законодательству предусмотрена административная ответственность, как и за его отсутствие.
4. Водитель может продолжать управлять транспортным средством без карточки водителя в течение максимум 15 календарных дней или в течение более продолжительного периода, если это необходимо для возвращения транспортного средства на предприятие, при условии, что он в состоянии доказать невозможность предъявления или использования карточки в течение этого периода.
Алгоритм использования цифрового тахографа
Шаг 1. Проверьте исправность устройства до выезда на дорогу.
С самого начала рабочей смены водитель обязан вставить свою карту в слот цифрового тахографа чипом вверх. При правильной вставке на дисплее отобразятся данные собственника карты.
Если прибор не читает карту или выдает ее обратно, нужно срочно обратиться в сервисный центр, обслуживающий тахограф, для выявления причин неисправности.
Если в принтере тахографа кончилась бумага, обратитесь в сервисную мастерскую за заменой кассеты бумаги принтера.
Шаг 2. Проследите, чтобы была обеспечена защита регистрационных листов или карточки водителя от воздействия внешних факторов.
Шаг 3. Если прибор исправлен, то после ввода данных водитель начинает движение, при этом тахограф автоматически регистрирует режим вождения.
Шаг 4. Во время остановки транспортного средства водитель обязательно проверяет текущий режим деятельности. После выключения ключа зажигания тахограф автоматически переходит в режим отдыха.
Шаг 5. По окончании смены водитель обязан вынуть свою карту.
Сергей Карпов, начальник бюро охраны труда
и отдела охраны труда и промышленной
безопасности ОАО «МЗКТ»