Инструкция определяет порядок проведения стажировки водителей механических транспортных средств, принятых на работу и имеющих перерыв в выполнении работ более 1 года, водителей, переведенных на другую марку (модель) автомобиля, а также водителей маршрутных транспортных средств при переводе на другой маршрут (далее, если не установлено иное, – водители-стажеры).
Действие Инструкции распространяется на все юридические лица и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих механические транспортные средства (далее, если не установлено иное, – юридическое лицо, эксплуатирующее транспортные средства).
Цель проведения стажировки
Стажировку водителей-стажеров (далее – стажировка) проводят с целью подготовки водителей-стажеров к самостоятельной работе на основе совершенствования их профессиональных знаний и навыков, обеспечивающих безопасность дорожного движения, культуру обслуживания пассажиров, сохранность перевозимых грузов, а также для практического освоения безопасных методов и приемов работы, выполнение которой входит в функциональные (должностные) обязанности водителя.
Справочно:
проведение стажировки организуется юридическим лицом, эксплуатирующим транспортные средства (п.4 Инструкции).
Водитель-наставник
Для проведения стажировки определяют лиц из числа опытных водителей или лиц, обучающих управлению механическим транспортным средством (далее – водитель-наставник).
Основанием для определения указанного лица водителем-наставником является:
– наличие общего стажа работы в качестве водителя механического транспортного средства или стажа обучения управлению механическим транспортным средством не менее 3 лет;
– наличие водительского стажа управления механическим транспортным средством (составом транспортных средств) той категории, на котором проводится стажировка, не менее 3 лет или наличие водительского стажа управления механическим транспортным средством той категории (составом транспортных средств), на котором проводится стажировка, не менее 2 лет с прохождением повышения квалификации водителей механических транспортных средств по соответствующей категории;
– наличие опыта работы на механическом транспортном средстве (составе транспортных средств) той марки (модели) или категории, на котором проводится стажировка;
– отсутствие дорожно-транспортных происшествий по его вине на протяжении 3 последних лет.
Основные изменения
В новой редакции Инструкции несколько изменены требования к водителю-наставнику и водителю-стажеру. Так, из требований, предъявляемых к водителю-наставнику исключены требование о наличии у него классности, а также требование об отсутствии нарушений трудовой дисциплины и нареканий к качеству выполнения заданий.
Водитель-стажер обязан знать требования правил дорожного движения (о чем раньше не упоминали) и подчиняться указаниям водителя-наставника .
Важно!
Как и ранее, продолжительность стажировки должна составлять не менее 2 рабочих дней.
Нововведением являются требования к прохождению стажировки водителями школьных автобусов.
Важно!
В состав комиссии по проверке пригодности водителя-стажера к самостоятельной работе включается представитель Госавтоинспекции. Кроме того, установлены требования к продолжительности стажировки.
В новой редакции Инструкции изменена форма карточки стажировки, а именно в нее добавлены сведения о прохождении теоретической части стажировки.
Продолжительность стажировки водителей разных категорий в ряде случаев увеличена, в частности, для водителя, принятого на работу и имеющего перерыв в работе более 1 года, если он ранее не работал водителем такси, установлена продолжительность стажировки в течение 32 ч вместо ранее действовавшей нормы 24 ч. Водитель легкового автомобиля, пересаженный с ауди на фольксваген, обязан пройти стажировку в течение 12 ч вместо ранее действовавшей нормы в 4 ч.
Документ:
постановление Минтранса Республики Беларусь от 25.09.2015 № 45 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 23 октября 2012 г. № 46» (далее – постановление № 45).
Справочно:
Инструкция о порядке стажировки водителей механических транспортных средств, утвержденная постановлением Минтранса Республики Беларусь от 23.10.2012 № 46, в редакции постановления № 45 (далее – Инструкция).
Справочно:
новая редакция Инструкции опубликована на Национальном правовом Интернет-портале 14 ноября 2015 г.
Виктор Серый, инженер по охране труда