Успешное прохождение проверок является одним из самых актуальных вопросов. В статье расскажем, как подготовиться к проверке, поделимся тонкостями, которые необходимо учесть.
С 1 января 2019 г. в практику контрольной (надзорной) деятельности введена система выборочных проверок, основанная на оценке степени риска совершения субъектом хозяйствования нарушений законодательства и степени их возможных негативных последствий.
Отбор субъектов для включения в планы выборочных проверок осуществляется на основании критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки (далее – критерии оценки степени риска). Критерии оценки степени риска определяются контролирующими (надзорными) органами в соответствии с методикой формирования системы оценки степени риска, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2018 № 43, и согласовываются с Межведомственным советом по контрольной (надзорной) деятельности.
Информация об утвержденных критериях оценки степени риска размещена на официальных сайтах контролирующих (надзорных) органов.
Основным нормативным источником регулирования контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь является Указ № 510.
Справочно:
изменения, внесенные Указом Президента Республики Беларусь от 23.10.2019 № 394 в Указ № 510, вступают в силу через 6 месяцев после официального опубликования (Указ № 394 опубликован на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь 26.10.2019).
Справочно:
нормы Указа № 510 не применяются в случаях, перечисленных в п. 23 Указа № 510.
Виды проверок
Законодательством установлены следующие виды проверок:
1) выборочная проверка;
2) внеплановая проверка;
3) внеплановая тематическая оперативная проверка;
4) дополнительная проверка;
5) встречная проверка (может послужить основанием для однократного продления плановой проверки не больше чем на 15 рабочих дней).
Кроме того, могут проводиться:
– мероприятия технического (технологического, поверочного) характера;
– мониторинг;
– общественный контроль;
– обследование соблюдения законодательства о труде и (или) об охране труда.
Проверьте, есть ли вы в плане выборочных проверок на 2020 год
План выборочных проверок на 1-е полугодие 2020 г. в г. Минске опубликован на сайте Комитета госконтроля в открытом доступе.
Включение субъекта проверки в план выборочных проверок осуществляется с учетом критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки и на основании результатов анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей о высокой степени риска нарушений законодательства и невозможности их выявления и (или) устранения иными формами контроля (часть вторая п.9 Указа № 510).
При назначении проверки проверяющий орган учитывает информацию, в т.ч.:
– представленную проверяемым субъектом по контрольному списку вопросов (чек-листу), административные данные, аудиторское заключение (при его наличии);
– полученную:
в ходе осуществления мер профилактического и предупредительного характера;
от органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, судов по находящимся в их производстве делам;
от государственного органа, иностранного государства, иной организации или физического лица.
Не позднее чем за 10 рабочих дней до начала выборочной проверки проверяемый субъект получит письменное уведомление о ее проведении (п.22 Положения о проверках). Уведомление считается полученным по истечении 3 дней со дня его направления.
Перед началом проведения проверки проверяющий обязан предъявить проверяемому субъекту или его представителю служебное удостоверение, предписание на проведение проверки, а также внести необходимые сведения в книгу учета проверок (в случае ее представления) (часть первая п.33 Положения о проверках).
Алгоритм ваших действий при проверке
Узнав о выборочной проверке, рекомендуем провести совещание с руководителями подразделений, специалистами и работниками организации. Обозначьте, на какие вопросы и кто будет отвечать проверяющему должностному лицу.
В случае если это необходимо, попросите проверяющего лица надеть светоотражающий жилет и каску защитную в целях безопасности перемещения по территории организации, соблюдения требований охраны труда, установленных на ее территории. Ответственное за охрану труда лицо может акцентировать внимание на то, что на территории и в помещениях организации посетители обязаны соблюдать установленные требования и правила безопасности. Скажите, что запрещается перемещение посетителей без участия сопровождающего их лица, назначенного самой организацией. Также проверяющему лицу запрещается отвлекать работников от выполняемой ими работы без предварительного согласования с непосредственным руководителем.
На время проведения проверки в организации должен быть назначен ответственный, который будет сопровождать проверяющее лицо и с ним взаимодействовать. Не подходите к данному вопросу формально. Именно координатор во многом может повлиять на исход проверки. Координатор должен ознакомиться с чек-листом проверки заранее.
Права проверяемых субъектов, их представителей, участников контрольного обмера перечислены в п. 7 Положения о проверках:
– получать от контролирующих (надзорных) органов информацию об основаниях включения проверки в план выборочных проверок;
– требовать от проверяющего предъявления служебного удостоверения и предписания на проведение проверки;
– отказать в допуске проверяющих на территорию проверяемого субъекта в случае отсутствия у них предписания на проведение проверки, служебных удостоверений, истечения срока проверки, предусмотренного в предписании на ее проведение, а при посещении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, – отсутствия документов, предусмотренных законодательством для допуска на объекты;
– присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
– заявить отвод эксперту, специалисту;
– просить назначить эксперта, специалиста из числа указанных лиц;
– представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта, специалиста;
– присутствовать с разрешения должностного лица контролирующего органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;
– знакомиться с заключением эксперта, специалиста;
– указывать в акте проверки свое согласие или несогласие с ее результатами;
– получить копию предписания на проведение проверки, акт (справку) проверки, а также промежуточный акт – в случае его составления;
– обжаловать в соответствии с гл. 9 Положения о проверках решения контролирующего (надзорного) органа по акту проверки, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих.
Справочно:
придерживайтесь принципа «Не представляем документы, которые не просят».
Справочно:
проверяемые субъекты не вправе производить личный досмотр проверяющих, осматривать технические средства, находящиеся в пользовании проверяющих, изымать эти средства или иным способом препятствовать их использованию.
Если вопросы, содержащиеся в уведомлении о проверке (чек-листе), за проверяемый период уже были проверены иным контрольным (надзорным) органом (с приложением акта или справки соответствующей проверки), то проводить проверку по таким вопросам запрещено. Об этом проверяемый субъект должен уведомить проверяющий орган.
Результаты проверки
Если в ходе проверки выявлены нарушения, то проверяющий составляет акт проверки (п. 59 Положения о проверках). Результаты проверки, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой проверки (часть вторая п. 59 Положения о проверках).
В некоторых случаях (п. 70 Положения о проверках) до окончания проверки (до составления окончательного акта проверки) проверяющий может составить отдельный промежуточный акт проверки. Факты, изложенные в промежуточном акте проверки, включаются в акт проверки.
Акт проверки в течение 2 рабочих дней вручают под роспись проверяемому или направляют заказным письмом с уведомлением о вручении (п. 68 Положения о проверках).
Руководитель проверяемого субъекта вправе отказаться от подписания акта проверки, письменно изложив мотивы отказа (к примеру, указать, что проверяющими были допущены нарушения правил проведения проверки). Акт проверки может быть подписан с дополнительной надписью «с возражением». Наличие такой записи дает право на оспаривание результатов проверки.
Решение проверки – это итоговый документ по результатам проверки. Решение проверки контролирующий орган обязан вынести в течение 30 рабочих дней со дня составления акта проверки.
Общепринятое убеждение, что с контролирующими органами лучше не спорить, морально устарело. Да, лучше не спорить. Но почему же не оспорить?
Оспариваем акт проверки, решение по акту проверки грамотно
При наличии возражений к акту проверки (в т.ч. промежуточному) необходимо сделать соответствующую надпись о наличии возражений при ознакомлении с ним.
Затем подготовьте письменные возражения на акт проверки, но не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта[1].
В соответствии с частью четвертой п. 59 Положения о проверках не допускается включение в акт проверки не подтвержденных документально фактов и данных о деятельности проверяемого субъекта. То есть все выводы проверяющего органа должны быть подтверждены документально. Наличие в акте и (или) решении выводов, не основанных на документах, является поводом для признания их необоснованными и незаконными.
Обходите в возражении общие фразы типа «мы считаем», «возможно, указано неверно» и т.п. Нужно четко сформулировать свое несогласие. Обязательно при этом укажите ссылку на нормативный документ. Письменное возражение дополните фразой: «О результатах проведения рассмотрения данного заявления просим уведомить посредством электронной почты (укажите адрес), факса (№ факса), по почте (укажите адрес доставки) и иными способами». В течение 15 рабочих дней контролирующий орган обязан направить вам письменное заключение по возражениям, указанным в вашем заявлении.
Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучается проверяющим (руководителем проверки), и по ним в течение 15 рабочих дней составляется письменное заключение, которое направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись.
При необходимости не позднее 10 рабочих дней со дня поступления возражений может быть назначена дополнительная проверка в отношении проверяемого субъекта. Такая проверка проводится тем контролирующим (надзорным) органом, который первоначально проводил проверку. В этом случае письменное заключение по возражениям направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись не позднее 10 рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки.
В течение 30 рабочих дней со дня вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю заключения по возражениям должностным лицом контролирующего (надзорного) органа, уполномоченным рассматривать материалы проверки, при наличии оснований выносится решение по акту проверки и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки. По решению руководителя государственного органа или его уполномоченного заместителя указанный срок может быть продлен не более чем на 15 рабочих дней. В указанные сроки не включается время нахождения материалов проверки в органах уголовного преследования и судах.
Обжалование решения
Решение по акту может быть обжаловано:
• вышестоящим должностным лицом;
• судом;
• вышеуказанными инстанциями одновременно.
Сроки подачи жалобы:
– в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) – в течение 30 календарных дней со дня вынесения решения;
– в суд – в течение 1 года со дня вынесения решения.
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (Указ № 510) вместе с Положением о порядке организации и проведения проверок (Положение о проверках).
[1]* Положение о проверках не поясняет, с какого момента должно исчисляться начало течения срока на подачу возражений (с момента подписания акта проверки проверяющим органом или с момента подписания проверяемым).