Предприятие использует отходы 3-го класса опасности на основании лицензии. В процессе работы оборудование перевозилось из одного места в другое (в производственное помещение, находящееся по другому адресу) без оформления проектной документации, приемки объекта в эксплуатацию и регистрации в реестре объектов по использованию отходов.
Нарушено ли законодательство и какое? Какие штрафы предусмотрены, какие последствия наступают для должностных лиц компании и самой компании как субъектов ответственности?
В данном случае имеет место целая серия нарушений действующего законодательства.
1. Нарушение законодательства в области экологической экспертизы.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 18.07.2016 № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» (далее – Закон о государственной экологической экспертизе).
Объекты по использованию отходов являются объектами, по которым проводится оценка воздействия на окружающую среду (п. 7 Закона о государственной экологической экспертизе).
Данные объекты являются также объектами государственной экологической экспертизы (ст. 5 Закона о государственной экологической экспертизе).
Документ:
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Ответственность предусмотрена ст. 15.3 КоАП.
Реализация проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственной экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин (БВ), на индивидуального предпринимателя – от 20 до 100 БВ, а на юридическое лицо – до 500 БВ.
2. Нарушение законодательства в области охраны атмосферного воздуха.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон об охране атмосферного воздуха).
Эксплуатация стационарных источников выбросов юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, допускается только при наличии разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексного природоохранного разрешения, выдаваемых территориальными органами Минприроды (ст. 33 Закона об охране атмосферного воздуха).
Документ:
Положение о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внесения в них изменений и (или) дополнений, приостановления, возобновления, продления срока действия разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, прекращения их действия, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2009 № 664 (далее – Положение о порядке выдачи разрешений).
Порядок получения разрешения на выбросы определен Положением о порядке выдачи разрешений. Получение разрешения на выбросы необходимо при эксплуатации заявителем на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды или ином законном основании стационарных источников выбросов в случае, когда согласно акту инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух суммарные валовые выбросы составляют более 3 т в год или валовые выбросы загрязняющих веществ 1-го класса опасности составляют более 10 кг в год (п. 4 Положения о порядке выдачи разрешений).
Документ:
единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее – Единый перечень административных процедур).
Для получения разрешения на выбросы от нового объекта в соответствии с п. 6.19 Единого перечня административных процедур при вводе в эксплуатацию объекта воздействия на атмосферный воздух, имеющего стационарный источник выбросов, представляется заявление, заполняемое на основании проектной документации. Ответственность за нарушения предусмотрена ст. 15.48 КоАП.
Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без разрешения уполномоченного государственного органа в случае, когда получение такого разрешения обязательно, или нарушение условий, установленных в таком разрешении, влекут наложение штрафа в размере от 2 до 15 БВ, на индивидуального предпринимателя – до 50 БВ, а на юридическое лицо – до 200 БВ.
Кроме того, в случае такого выброса есть основания для исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, в соответствии с п. 3 Положения № 1042.
Документ:
Положение о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.07.2008 № 1042 (далее – Положение № 1042).
3. Нарушение законодательства в области обращения с отходами.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее – Закон об обращении с отходами).
Объекты по использованию отходов, введенные в эксплуатацию, регистрируются в реестре объектов по использованию отходов. Эксплуатация таких объектов, не включенных в реестр, не допускается (ст. 28 Закона об обращении с отходами).
Ответственность наступает в соответствии со ст. 15.63 КоАП.
Нарушение иных требований законодательства об обращении с отходами влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 5 до 50 БВ, на индивидуального предпринимателя – до 200 БВ, а на юридическое лицо – до 1 000 БВ (ч. 2 ст. 15.63 КоАП).
4. Нарушение законодательства в сфере строительства.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон об архитектурной деятельности).
Строительная деятельность (строительство) – деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, в т.ч. оказание инженерных услуг в строительстве, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ (ст. 1 Закона об архитектурной деятельности).
Документ: Изменение № 2 ТКП 45-1.04-206-2010 «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию», утвержденное приказом Минстройархитектуры Республики Беларусь от 27.01.2015 № 19 (далее – ТКП 45-1.04-206-2010).
Документ: Изменение № 3 ТКП 45-1.01-4-2005 (02250) «Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Национальный комплекс технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства. Основные положения», утвержденное приказом Минстройархитектуры Республики Беларусь от 20.06.2011 № 212 (далее – Изменение № 3 ТКП).
Не требуется разработка проектной документации только при текущем ремонте (п. 4.8 ТКП 45-1.04-206-2010).
При выполнении работ по текущему ремонту объектов разработка проектной документации и ее экспертиза не требуются. Составляется только сметная документация на основании дефектных актов, подготовленных (при необходимости) на основании технических заключений.
При выполнении работ по капитальному ремонту объектов не требуется разработка чертежей по видам работ, выполнение которых не затрагивает несущей способности конструкций зданий и сооружений. Определение текущего ремонта содержится в п. 3.3.19 Изменения № 3 ТКП, в соответствии с которым текущий ремонт объекта – совокупность работ, в т.ч. строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий по предупреждению износа, устранению мелких повреждений и неисправностей, улучшению эстетических качеств объекта.
В отношении остальных объектов согласно п. 4.1 ТКП 45-1.04-206-2010 проектную документацию на ремонт, реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений выполняют на основании обоснования инвестиций в соответствии с требованиями 45-1.02-104, 45-1.02-295, 45-1.02-298, материалов технического обследования, определения физического и морального износа зданий и сооружений.
Ответственность предусмотрена ст. 21.19 КоАП: строительство, включая реконструкцию, ремонт, реставрацию, благоустройство, объекта (очереди строительства, пускового комплекса), а также выполнение видов, этапов, комплексов строительно-монтажных работ без наличия проектно-сметной документации, разработанной в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательными актами, либо по проектно-сметной документации, не прошедшей обязательную государственную экспертизу, либо по проектно-сметной документации, не утвержденной в установленном порядке, влекут наложение штрафа в размере до 50 БВ, а на юридическое лицо – от 20 до 300 БВ.
Документ:
ТКП 45-1.02-295-2014 «Строительство. Проектная документация. Состав и содержание», утвержденный приказом Минстройархитектуры Республики Беларусь от 27.03.2014 № 85 (далее – ТКП 45-1.02-295-2014).
Документ:
ТКП 45-1.02-298-2014 «Строительство. Предпроектная (предынвестиционная) документация. Состав, порядок разработки и утверждения», утвержденный приказом Минстройархитектуры Республики Беларусь от 14.07.2014 № 196 (далее – ТКП 45-1.02-298).
Документ:
ТКП 45-1.02-104-2008 «Проектная документация на ремонт, модернизацию и реконструкцию жилых и общественных зданий и сооружений. Порядок разработки и согласования», утвержденный приказом Минстройархитектуры Республики Беларусь от 27.11.2008 № 433 (далее – ТКП 45-1.02-104).
Глеб Ерилин, эколог ООО «Центр экономических проектов»