Обязанности работодателя по обеспечению охраны труда следующие:
– обеспечение условий труда на каждом рабочем месте, соответствующее требованиям по охране труда;
– выдача работникам, занятым на работах, связанных с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением и (или) выполнением в неблагоприятных температурных условиях, необходимых средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ), смывающих и обезжиривающих средств в соответствии с установленными нормами;
– проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда и др.
В редакцию журнала «Я – специалист по охране труда» поступает много вопросов по указанной теме. На них ответила начальник государственной экспертизы условий труда и охраны труда комитета по труду, занятости и социальной защите Минского облисполкома Оксана Николаевна Ковалева.
Электрогазосварщик увольняется из строительной организации. От него потребовали возместить полную стоимость выданной спецодежды, потому что не истек срок ее использования (с момента выдачи прошло 9 месяцев).
Законно ли это?
Нет.
Документ:
Инструкция о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209 (далее – Инструкция по обеспечению СИЗ).
На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, наниматель обязан обеспечить бесплатную выдачу работникам СИЗ в объеме не менее установленных типовыми нормами, утвержденными Минтруда и соцзащиты (п. 7 Инструкции по обеспечению СИЗ).
Документ:
Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи СИЗ работникам, занятым на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 14.04.2010 № 54 (далее – Типовые нормы выдачи СИЗ).
В соответствии с Типовыми нормы выдачи СИЗ для электрогазосварщика (код профессии 19756) предусмотрена выдача таких СИЗ, как:
– костюм для сварщика летний со сроком носки 12 месяцев;
– белье нательное (2 комплекта) – 12 месяцев;
– ботинки для сварщика – 12 месяцев;
– рукавицы брезентовые с крагами (рукавицы спилковые с крагами) – до износа;
– перчатки диэлектрические – до износа;
– галоши диэлектрические – до износа;
– щиток электросварщика с креплением на каске защитной – до износа;
– очки защитные – до износа;
– каска защитная – 24 месяца.
В холодный период года также дополнительно предусмотрена выдача:
– костюма для сварщика зимнего со сроком носки 36 месяцев;
– подшлемника зимнего – 24 месяца;
– сапог кирзовых утепленных с защитным подноском – до износа;
– перчаток зимних двупалых – до износа.
Сроки носки СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи работникам, а для специальной одежды и специальной обуви от пониженных температур в указанные сроки также включается время ее хранения в теплый период года.
При заключении трудового договора наниматель обязан ознакомить работников с порядком обеспечения и нормами выдачи СИЗ.
СИЗ являются собственностью нанимателя (кроме арендуемых) и подлежат возврату по окончании носки, при увольнении работника до окончания сроков носки, переводе у того же нанимателя на другую работу, для которой выданные СИЗ не предусмотрены типовыми нормами.
СИЗ (кроме арендуемых) могут оставаться в собственности работника по его желанию на основании письменного заявления с удержанием остаточной стоимости при его увольнении до окончания сроков носки или переводе у того же нанимателя на другую работу, для которой выданные СИЗ не предусмотрены типовыми нормами.
Таким образом, если работник не изъявил желания (в виде письменного заявления) об оставлении у себя выданных СИЗ, удерживать при увольнении их стоимость наниматель не вправе. Выданные СИЗ при этом необходимо возвратить нанимателю.
Наниматель может по письменному заявлению работника оставить у него выданные СИЗ. При этом удерживается только остаточная их стоимость.
Организация (торгово-логистический центр) ответственно относится к выбору и закупке СИЗ для работников. Спецодежда приобретается с хорошими защитными качествами, прочная, износостойкая, соответственно не самая дешевая. Стирка спецодежды осуществляется централизованно за счет организации. В результате костюмы хлопчатобумажные (комбинезоны), выдаваемые работникам склада (укладчикам-упаковщикам, комплектовщикам товаров), после окончания сроков их носки (12 месяцев) нельзя назвать пришедшими в негодность (иногда они вовсе выглядят как новые). В то же время организация вынуждена их списывать и закупать новые.
Можно ли каким-то образом продлить сроки носки СИЗ или все же правильнее будет покупать самые дешевые СИЗ, которые к концу носки не жалко выбросить?
Инструкцией по обеспечению СИЗ установлены календарные сроки носки СИЗ, которые исчисляются со дня фактической выдачи работникам. Для специальной одежды и специальной обуви от пониженных температур в указанные сроки включается время ее хранения в теплый период года.
Сроки носки СИЗ, выдаваемых в качестве дежурных, в каждом конкретном случае в зависимости от характера и условий труда устанавливаются нанимателем по согласованию с первичными профсоюзными организациями или уполномоченными лицами по охране труда работников организации. При этом указанные сроки должны быть не менее сроков носки, установленных в типовых нормах для аналогичных СИЗ.
Инструкцией по обеспечению СИЗ прямо предусмотрено только одно основание для продления сроков носки СИЗ.
Сроки носки специальной одежды и специальной обуви могут быть продлены по решению нанимателя по согласованию с первичными профсоюзными организациями или уполномоченными лицами по охране труда работников организации при условии занятости работника на условиях неполного рабочего времени (неполный рабочий день или неполная рабочая неделя). В этом случае срок носки продлевается пропорционально разнице между рабочим временем нормальной продолжительности и фактически отработанным.
Однако, по мнению управления охраны и государственной экспертизы условий труда Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь, если в организации в соответствии с п. 28 Инструкции по обеспечению СИЗ создана комиссия по контролю качества СИЗ, она может установить, что если по истечении установленных типовыми нормами сроков носки СИЗ их потребительские качества, гигиенические характеристики, защитные свойства соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов, то в каждом конкретном случае срок носки СИЗ решением комиссии можно продлить на период сохранения защитных свойств СИЗ, но в пределах сроков их носки, установленных изготовителем.
По результатам проверки, проведенной государственным инспектором труда, одним из нарушений, указанных в акте, явилось несвоевременное обеспечение работников СИЗ (нарушение сроков выдачи СИЗ). Организация не смогла представить информацию о точной дате выдачи СИЗ, так как учет ведется в электронном виде, где нет подписи работников о получении.
Законно ли требование инспектора вести учет выдачи СИЗ на бумажном носителе с обязательной подписью работника о получении?
Выдача и сдача работниками СИЗ отмечаются в личной карточке учета СИЗ по утвержденной форме (п. 51 Инструкции по обеспечению СИЗ). Допускается ведение учета СИЗ на электронных носителях. При этом выдача СИЗ подтверждается подписью лица, получающего их, в бухгалтерском документе (ведомость, реестр и т.п.).
Из вышесказанного следует, что требование инспектора о наличии подписи лица, получившего СИЗ, на бумажном носителе законно и обоснованно, так как сроки носки СИЗ исчисляются не со времени внесения сведений в компьютер или дня составления ведомости и т.д., а со дня фактической выдачи работнику.
Ранее действовавшим нормативным правовым актом, регламентирующим порядок обеспечения работников СИЗ (постановление Минтруда Республики Беларусь от 28.05.1999 № 67), предусматривалось, что затраты по обеспечению работников по установленным нормам СИЗ включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Ныне действующий нормативный правовой акт (Инструкция по обеспечению СИЗ) этого не предусматривает.
Почему так произошло и как поступать нанимателю?
В настоящее время учетной политикой организации определяется порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности расходов организации, к которым также относятся расходы на приобретение СИЗ для работников.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете).
Организация самостоятельно формирует свою учетную политику и излагает ее в положении об учетной политике. Положение подписывается главным бухгалтером организации, руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, и утверждается руководителем организации (п. 1 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете).
Инструкция по обеспечению СИЗ не содержит требований по бухгалтерскому учету средств, расходуемых организациями на приобретение СИЗ.
Поэтому данные вопросы организация определяет самостоятельно согласно принятой учетной политике.
По результатам проведения вышестоящим органом проверки работы комиссии нашей организации по проверке знаний по вопросам охраны труда нас обязывают ввести в состав комиссии юрисконсульта и председателя профкома. При этом указанные специалисты должны пройти проверку знаний в комиссии вышестоящего органа. Они не хотят быть членами комиссии и тем более проходить проверку знаний в вышестоящем органе, ссылаясь на то, что это не входит в их должностные обязанности.
На основании чего мы можем их обязать?
Документ:
Положение о комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденное постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 210 «О комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда» (далее – Положение о комиссии).
Справочно:
комиссия организации создается приказом руководителя организации. Возглавляет комиссию организации руководитель организации или его заместитель, ответственный за организацию охраны труда. В ее состав включаются специалисты службы охраны труда, юридической службы, главный энергетик, главный механик, главный технолог и другие главные специалисты, уполномоченные представители профессиональных союзов, органов, уполномоченных на осуществление контроля (надзора) (при необходимости и по согласованию с этими органами) (п. 2 Положения о комиссии).
Комиссия организации создается приказом руководителя организации (п. 2 Положения о комиссии).
Данное требование носит не рекомендательный, а обязательный характер. Если указанные специалисты имеются в организации, то они должны быть включены в состав комиссии.
Руководители организаций, их заместители, ответственные за организацию охраны труда, главные специалисты, руководители (специалисты) служб охраны труда, члены комиссий организаций проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях вышестоящих организаций, республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь (далее – комиссии республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь).
Если организация не находится в подчинении республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, другой вышестоящей организации, то проверка знаний по вопросам охраны труда вышеназванных лиц проводится в комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов для проверки знаний по вопросам охраны труда.
Должностные обязанности работников предусматриваются в трудовых договорах (контрактах), должностных инструкциях, иных локальных нормативных правовых актах и должны соответствовать требованиям действующего законодательства.
Желание или нежелание работника выполнять свои должностные функции – это вопрос дисциплины.
Работник принят на работу для выполнения работ по двум профессиям (0,5 ставки + 0,5 ставки). Оба рабочих места аттестованы и относятся к работам с вредными условиями труда (по результатам аттестации установлен класс условий труда 3.1), что предусматривает предоставление дополнительного отпуска в размере 4 рабочих дней. Занятость работника по каждой профессии в течение рабочего дня составляет 50 %.
Суммируется ли в данном случае занятость работника, чтобы считаться полной (не менее 80 % от продолжительности работы (смены), установленной законодательством)? Как рассчитать дополнительный отпуск за работу с вредными условиями труда, если, допустим, на одном рабочем месте оценка условий труда – класс 3.1 (4 дня дополнительного отпуска), а на другом – 3.2 (7 дней)?
Принципиальным в ответе на данный вопрос моментом будет являться то, каким образом оформлены трудовые отношения с данным работником: работа по двум профессиям предусматривается одним трудовым договором и носит характер совмещения либо по двум трудовым договорам в виде совместительства.
Документ:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
Трудовой договор должен содержать в качестве одного из обязательных сведений и условий трудовую функцию – работу по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией. Наименование профессий, должностей, специальностей должно соответствовать классификационным справочникам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь (п. 3 ст. 19 ТК).
Работникам, выполняющим у одного и того же нанимателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены), производится доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника (ст. 67 ТК).
В таком случае нельзя руководствоваться для определения размеров компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда данному работнику результатами аттестации рабочих мест, на которых работник занят полный рабочий день. Необходимо провести аттестацию конкретно его рабочего места с учетом выполнения работ по двум профессиям.
Справочно:
структура рабочего времени, время воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, занятость с вредными и (или) опасными условиями труда определяются на основании результатов фотографий рабочего времени. Фотографии рабочего времени выполняются нанимателем с учетом технологического процесса операций и оформляются по форме, утвержденной Минтруда и соцзащиты.
Фотография рабочего времени – последовательное фиксирование времени, затрачиваемого работником в течение рабочего дня (смены) на выполнение определенных технологическим процессом операций и перерывы в работе.
Полученная по результатам аттестации оценка условий труда будет являться основанием для установления компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
При оформлении трудовых отношений в виде двух трудовых договоров по 0,5 ставки (совместительство) – оснований для предоставления компенсаций не будет совсем, так как ни по одной из профессий не будет полной занятости.
Справочно:
совместительство – это выполнение работником в свободное от основной работы время другой постоянно оплачиваемой работы у того же или у другого нанимателя на условиях трудового договора (ст. 343 ТК).
Документ:
Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 № 253 (далее – Положение).
В соответствии с Положением аттестация рабочих мест по условиям труда (далее – аттестация) проводится в целях выявления на конкретном рабочем месте работника, занятого на нем полный рабочий день, факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, воздействующих на работоспособность и здоровье работающего в процессе трудовой деятельности, разработки и реализации плана мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, определения права работника на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также для определения обязанностей нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию работников.
Пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда, дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенная продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, оплата труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по результатам аттестации предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы с вредными и (или) опасными условиями труда не менее 80 % от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством.
Какова методика расчета доплаты по результатам аттестации рабочих мет по условиям труда?
В соответствии с Положением аттестация проводится в целях выявления на конкретном рабочем месте работника, занятого на нем полный рабочий день, факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, воздействующих на работоспособность и здоровье работающего в процессе трудовой деятельности, разработки и реализации плана мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, определения права работника на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также для определения обязанностей нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию работников.
Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2014 № 575 «О некоторых вопросах предоставления компенсаций по условиям труда» (далее – Постановление № 575).
Порядок установления доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда определен постановлением № 575 (см. таблицу):
Размеры доплат за работу с вредными и (или) опасными
условиями труда
Классы условий труда |
Процент тарифной ставки первого |
Класс 3 (вредные условия труда): |
|
класс 3.1 (1-я степень вредности) |
0,10 |
класс 3.2 (2-я степень вредности) |
0,14 |
класс 3.3 (3-я степень вредности) |
0,20 |
класс 3.4 (4-я степень вредности) |
0,25 |
Класс 4 (опасные условия труда) |
0,31 |
Право на компенсацию в виде оплаты труда в повышенном размере путем установления доплат имеют работники, занятые полный рабочий день (не менее 80 % от ежедневной продолжительности работы (смены), установленной законодательством) на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 07.07.2014 № 57 «О некоторых вопросах предоставления компенсации по условиям труда в виде сокращенной продолжительности рабочего времени» (вместе с Инструкцией о порядке предоставления работникам компенсации по условиям труда в виде сокращенной продолжительности рабочего времени) (далее – постановление № 57).
Справочно:
если на конкретном рабочем месте в соответствии с постановлением № 57 установлена совращенная продолжительность рабочего времени (допустим, 35 ч в неделю или 7 ч в день), то 80 % исчисляется от 7-часового рабочего дня, а не 8-часового, как это установлено в общем случае.
Наниматель обязан вести ежедневный учет занятости работников на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Пример 1
На конкретном рабочем месте работника по результатам аттестации установлен класс условий труда 3.2, что дает право на предоставление компенсаций в виде дополнительного отпуска в размере 7 дней, сокращенной продолжительности рабочего времени в размере 35 ч в неделю и доплат в размере 0,14 % от тарифной ставки 1-разряда, действующей в организации, за каждый час работы в таких условиях. В организации, в которой он работает, в течение 3 дней проводился республиканский семинар, в работе которого был задействован конкретный работник. За эти 3 дня компенсации ему предоставляться не должны, так как он не был занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, несмотря на то, что он находился на работе и выполнял свои обязанности, предусмотренные трудовым договором. Уменьшение часов работы с вредными и (или) опасными условиями труда должно быть отражено в соответствующем документе по учету рабочего времени.
Размер доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда определяется согласно приложению к постановлению № 575 в зависимости от класса и степени вредности этих условий труда, определенных при аттестации в процентах от тарифной ставки 1-го разряда, установленной в организации, или фиксированной денежной величины, определяемой на основании коллективного договора или иного документа, принятого в организации. Размер доплат не может быть ниже размера доплат, рассчитанных от тарифной ставки 1-го разряда, установленной Правительством Республики Беларусь для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.
Пример 2. Расчет минимального размера доплат
за работу с вредными и (или) опасными условиями труда
Если работник занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, то доплата за каждый час работы в таких условиях должна быть не менее:
• 0,034 руб., или 3,4 коп. (34,0* × 0,001), – для класса 3.1;
• 0,048 руб., или 4,8 коп. (34 × 0,0014), – для класса 3.2;
• 0,068 руб., или 6,8 коп. (34 × 0,0020), – для класса 3.3;
• 0,085 руб., или 8,5 коп (34 × 0,0025), – для класса 3.4;
• 0,1054 руб., или 10,54 коп (34 × 0,0031), – для класса 4.
Доплата за каждый час работы в соответствии с установленным классом условий труда умножается на количество отработанных конкретным работников часов на работах с вредными и(или) опасными условиями труда.
Количество таких часов может не совпадать с месячной нормой часов, отработанных работником (см. вышеприведенный пример).
Работники, работающие по совместительству или на условиях неполного рабочего времени, имеют право на компенсацию в виде оплаты труда в повышенном размере только в дни, отработанные ими во вредных и (или) опасных условиях труда полный рабочий день (не менее 80 % от ежедневной продолжительности работы (смены), установленной законодательством).
* Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.03.2018 № 172 с 1 марта 2018 г. установлен размер тарифной ставки 1-го разряда для расчета заработной платы работников бюджетных организаций – 34,0 руб.