Документ:
Закон Республики Беларусь от 05.01.2008 № 313-З «О дорожном движении» (далее – Закон № 313-З).
Директор, управляя автомобилем, выполняет функции водителя автомобиля.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства, обязаны, в частности, организовывать проведение предрейсовых и иных медицинских обследований водителей принадлежащих им механических транспортных средств (ст. 34 Закона № 313-З).
Фактически данное обследование реализуется по Инструкции о порядке проведения контроля состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, утвержденной постановлением Минтранса и Минсельхозпрода Республики Беларусь от 09.07.2013 № 25/28 (далее – Инструкция).
Инструкция определяет порядок проведения контроля юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области автомобильного транспорта, на осуществление которой не требуется специального разрешения (лицензии), состояния водителей механических транспортных средств на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ (далее – приборный контроль опьянения).
Приборный контроль опьянения проводит работник, назначенный руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем, вне зависимости от его квалификации с использованием приборов, соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов, и экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин), предназначенных для определения наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.
При несогласии водителя с результатами приборного контроля опьянения, а также в иных случаях по решению руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя приборный контроль опьянения может проводиться на основании гражданско-правового договора, заключенного с организацией здравоохранения, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, имеющими специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности, включающее работы и услуги по освидетельствованию на допуск к работе.
В отношении работника, уполномоченного на проведение приборного контроля опьянения, соответствующий приборный контроль опьянения проводится иным работником, назначенным руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем, либо на основании гражданско-правового договора, описанного выше.
Приборный контроль опьянения проводят перед началом рабочей смены (рабочего дня) водителей или перед началом осуществления перевозки грузов или пассажиров (в случае выполнения данной перевозки в течение нескольких дней).
По решению руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя приборный контроль опьянения может также проводиться во время и после окончания рабочей смены (рабочего дня) водителей.
Водитель после прохождения приборного контроля опьянения вправе ознакомиться с показаниями приборов, экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин), которые ему доводятся работником, уполномоченным на проведение приборного контроля опьянения.
На основании показаний приборов, экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин), подтверждающих отсутствие у водителя состояния алкогольного опьянения или состояния, вызванного употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, информацию о допуске к работе водителя вносят в установленном законодательством порядке в путевой лист.
При выявлении в результате приборного контроля опьянения у водителя состояния алкогольного опьянения или состояния, вызванного употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, работник, уполномоченный на проведение приборного контроля опьянения:
– доводит до сведения руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя информацию о результатах приборного контроля опьянения по форме согласно приложению 1 к Инструкции;
– регистрирует результаты приборного контроля опьянения в журнал регистрации водителей, отстраненных от работы, по форме согласно приложению 2 к Инструкции.
Отказ водителя от прохождения приборного контроля опьянения является основанием для отстранения его от работы.
Все вышесказанное относится к ситуации, когда директор едет в командировку на служебном транспорте, причем неважно куда, в Литву или по Беларуси.
Однако на практике может возникнуть вопрос, как быть с личным транспортом, ведь в Законе № 313-З идет речь о водителях механических транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям?
Документ:
Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 № 30 (в редакции от 31.07.2015) (далее – Правила расследования).
В этом случае достаточно обратиться к Правилам расследования: расследуются несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, указанными в подп. 2.4 п. 2 Правил расследования (далее – работающие), на личном транспорте, используемом в рабочее время в соответствии с заключенным в установленном порядке договором (соглашением) между работником и организацией, страхователем об использовании личного транспорта работающего в интересах организации, страхователя или по соглашению сторон трудового договора (подп. 3.3 п. 3 Правил расследования).
То есть при наличии указанного договора (соглашения) наниматель имеет право и обязан проводить, а директор обязан проходить приборный контроль опьянения.
При отсутствии такого договора (соглашения) наниматель и директор (как работник) сами определяют необходимость проведения приборного контроля опьянения, равно как и в отношении других работников.
Александр Тылиндус, инженер по охране труда
ЗАО «БелНовация»,
эксперт-аудитор в области сертификации
систем управления охраной труда