Рекомендации разработаны Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь в целях оказания методической помощи нанимателям при разработке системы управления охраной труда (далее – СУОТ) в организациях независимо от их организационно-правовых форм и вида осуществляемой деятельности.
Рекомендации основаны на изменениях, внесенных Законом № 274-З, Концепции «Нулевой травматизм» (Vision Zero), которая была разработана Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО) и представлена в Сингапуре 04.09.2017 на XXI Всемирном конгрессе по безопасности и гигиене труда (далее – Концепция Vision Zero).
О данной концепции в национальном законодательстве впервые было упомянуто в п. 47 Генерального соглашения между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2019–2021 годы (заключено 19.12.2018).
Теперь же положения Концепции Vision Zero красной нитью проходят через все Рекомендации, а также более детально изложены в гл. 24 Рекомендаций.
Еще одной отличительной особенностью Рекомендаций является то, что при их разработке учитывались требования СТБ ISO 9001-2015, других технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.
В виде какого документа принимать СУОТ?
Рекомендации нацеливают нанимателей излагать положения СУОТ в виде процессуальных (процедурных) норм, которые органично интегрированы в общую систему управления (менеджмента) организации (п. 7 Рекомендаций). Иными словами, Рекомендации предлагают принять СУОТ как один из механизмов корпоративного управления. Так, в частности, в п. 6 Рекомендаций указано, что основой организации и функционирования СУОТ является ЛПА (например, Положение о СУОТ), разрабатываемый в организации самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов. Положение о СУОТ утверждается приказом нанимателя. В практике устоялась традиция для указанных целей утверждать Руководство по СУОТ. Полагаем, что наименование соответствующего ЛПА не имеет существенного значения.
При этом п. 6 Рекомендаций также указывает на то, что СУОТ должна разрабатываться, внедряться и функционировать в соответствии с характером деятельности организации, т.е. быть уникальной для каждой организации, отражать ее специфику.
Структура СУОТ
В целом структура Рекомендаций соответствует общепринятой структуре СУОТ и содержит в себе 6 разделов и 24 главы.
Так, разд. I включает в себя такие главы, как «Общие положения» и «Термины и определения, применяемые в настоящих Рекомендациях».
Раздел II – «Основные направления политики организации в области охраны труда» и «Цели в области охраны труда».
Раздел III – «Обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда)», «Идентификация опасностей и оценка профессиональных рисков» и «Управление профессиональными рисками».
Раздел IV – «Подготовка работников по вопросам охраны труда», «Организация и проведение производственного контроля и оценки условий труда», «Организация и обеспечение соответствия объектов, производственных процессов и оборудования, рабочих мест, продукции требованиям по охране труда», «Организация оптимальных режимов труда и отдыха работников», «Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами», «Организация и проведение медицинских осмотров и освидетельствований работников. Санитарно-бытовое обслуживание», «Организация проведения подрядных работ или снабжения безопасной продукцией», «Информирование работников» и «Планирование и разработка мероприятий по охране труда».
Раздел V – «Контроль за соблюдением работниками требований по охране труда», «Определение эффективности, мониторинг СУОТ, корректирующие и предупредительные действия» и «Управление документами СУОТ».
Раздел VI – «Анализ состояния условий и охраны труда», «Стимулирование деятельности по обеспечению охраны труда структурных подразделений и работников», «Планирование улучшений функционирования СУОТ», «Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания» и «Концепция «Нулевой травматизм» (Vision Zero) в системе управления охраной труда». Глава 24 «Концепция «Нулевой травматизм» (Vision Zero) в системе управления охраной труда» является относительно новой и, как видно из названия главы, посвящена положениям Концепции Vision Zero.
Подготовка работников по охране труда
С целью организации процедуры подготовки работников по охране труда наниматель, исходя из специфики своей деятельности, устанавливает (п. 43 Рекомендаций):
– перечень профессий рабочих (должностей служащих), которые должны проходить стажировку;
– перечень должностей руководителей, специалистов и других служащих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда;
– перечень вопросов (билеты) для проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов;
– перечень профессий рабочих (должностей служащих), освобождаемых от первичного инструктажа на рабочем месте и повторного инструктажа по вопросам охраны труда;
– работников, ответственных за проведение вводного инструктажа по охране труда, инструктажа по охране труда на рабочем месте, целевого инструктажа по охране труда;
– состав комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда и регламент ее работы.
Обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда работников организует служба охраны труда (специалист по охране труда) или специалист организации, на которого возложены эти обязанности совместно со структурными подразделениями организации.
Знания работников в области охраны труда должны касаться (п. 48 Рекомендаций):
– обязанностей в области охраны труда, установленных законодательством об охране труда и должностными инструкциями;
– понимания ответственности за соответствие трудовой деятельности требованиям по охране труда, системы управления, включая действия в аварийных ситуациях;
– возможных последствий несоблюдения требований по охране труда.
Производственный контроль
С целью организации и проведения производственного контроля за содержанием вредных веществ в воздухе рабочей зоны (далее – производственный контроль) на кожных покровах работников наниматель, исходя из специфики своей деятельности:
– определяет работников, ответственных за организацию проведения (проведение) производственного контроля;
– разрабатывает план-график производственного контроля с учетом анализа результатов лабораторных измерений содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны за последние 2 года, выявления рабочих мест и технологических процессов, при которых выделения вредных веществ в воздух рабочей зоны максимальны (пары, газы, аэрозоли), технологических операций с возможностью загрязнения кожных покровов работников;
– определяет специализированные лаборатории, аккредитованные в установленном порядке (в случае отсутствия в организации лаборатории), которые могут провести данный вид контроля.
Производственный контроль за содержанием вредных веществ в воздухе рабочей зоны должен осуществляться вне плана-графика при подозрении и расследовании случаев профессиональных заболеваний и отравлений.
«Нулевой травматизм»
Как указывалось выше, Концепция Vision Zero нашла свое отражение во всех главах Рекомендаций. Так, в п. 2 Рекомендаций прямо указано, что в Рекомендациях заложены подходы к организации профилактики производственного травматизма, объединяющие 3 направления: безопасность, гигиену труда и благополучие работников на всех уровнях производства, предусмотренные в Концепции Vision Zero. Пункт 54 Рекомендаций говорит в т.ч. о профилактике утомляемости работников. В п. 74 Рекомендаций впервые за долгое время прозвучало понятие культуры труда на рабочих местах.
План мероприятий по охране труда
Отдельно следует обратить внимание на п. 72 Рекомендаций. Нанимателям предлагается в обязательном порядке включать в план мероприятий по охране труда дополнительно еще 2 позиции:
1) распределение ответственности за их выполнение, достижение целей и задач, нормативных показателей условий и охраны труда для каждого структурного подразделения и уровня управления в организации;
2) организация проверки выполнения принятых решений.
Контроль за работниками
В гл. 17 «Контроль за соблюдением работниками требований по охране труда» Рекомендаций особо подчеркивается, что руководители структурных подразделений (цеха) в соответствии со своими должностными обязанностями осуществляют контроль постоянно в течение рабочего дня (смены). Дополнительно контроль руководителями структурных подразделений (цеха) осуществляется на периодической основе с участием общественного инспектора профсоюза по охране труда.
Кроме того, Рекомендации содержат предложение о внедрении и механизмах реализации талонной системы контроля (персонифицированного учета допускаемых работниками нарушений требований по охране труда) в целях повышения личной ответственности работников за соблюдение требований по охране труда (п. 87 Рекомендаций).
Для целей анализа состояния условий и охраны труда предлагается балльная система оценки, где хорошей признается работа, если общая оценка составит от 171 до 200 баллов, удовлетворительной – от 101 до 170, неудовлетворительной – 100 и ниже. В то же время при наличии несчастных случаев на производстве общее количество баллов по организации (структурному подразделению) снижается. В приложении 4 к Рекомендациям предлагается в качестве образца Перечень показателей по оценке условий и охраны труда, включая Показатели сводной оценки состояния работы по управлению охраной труда в организации (табл. 5 приложения 4 к Рекомендациям).
Подведем итог: разработка организациями СУОТ с учетом Рекомендаций позволит внедрить передовой международный опыт воздействия на состояние условий и охраны труда и положительно скажется на динамике производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Документы:
Рекомендации по разработке системы управления охраной труда в организации, утвержденные приказом Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.12.2019 № 108 (Рекомендации).
Закон Республики Беларусь от 18.12.2019 № 274-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране труда» (Закон № 274-З).
Государственный стандарт Республики Беларусь СТБ ISO 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования», утвержденный постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 14.12.2015 № 58 (СТБ ISO 9001-2015).