Во многих организациях принято самостоятельно производить ремонтные работы, например, по замене колес на транспортных средствах. Казалось бы, что может быть проще: сорвал гайки, поднял домкратом транспорт, открутил гайки, заменил колесо, закрутил гайки, опустил домкрат – и можешь ехать.
По сути, минутное дело!
Однако при этом многие забывают требования правил по охране труда об обязательном закреплении транспортного средства путем установки не менее 2 противооткатных упоров под его колеса. А это, в свою очередь, нередко приводит к травмированию работающих.
Особенно наглядно обязательность выполнения таких требований прописана для работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств.
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты и Минтранса Республики Беларусь от 04.12.2008 № 180/128 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта» (далее – постановление № 180/128).
Так, в п. 108 постановления № 180/128 указано, что транспортное средство, установленное на пост технического обслуживания и ремонта, необходимо закрепить путем установки не менее 2 противооткатных упоров под его колеса.
На рулевое колесо автомобиля, автобуса, а также на задний борт автомобиля, автобуса, имеющих дублирующее устройство для пуска двигателя, должны устанавливаться (вывешиваться) предупреждающие таблички с надписью «Двигатель не запускать! Работают люди!».
Если неисправность возникла на линии, водитель обязан при осуществлении ремонта транспортного средства перед снятием колес поднять транспортное средство домкратом с установкой страховочных подставок (тумб, козелков) и противооткатных упоров (п. 147 постановления № 180/128).
Подобное требование касается даже трамваев и троллейбусов, ремонт которых на линии может выполняться при следующих мерах безопасности:
1) водитель трамвая должен предварительно установить трамвай на запасный путь, а водитель троллейбуса – на отведенное для троллейбуса место ремонта;
2) токоприемники трамвая (троллейбуса) должны быть опущены и надежно зафиксированы;
3) трамвай (троллейбус) должен быть заторможен ручным (стояночным) тормозом;
4) под колеса трамвая (троллейбуса) должны быть установлены противооткатные упоры;
5) реверсивная рукоятка контроллера управления должна быть переведена в нулевое положение, снята и на время проведения ремонта находиться у лица, выполняющего ремонт;
6) на задней части трамвая (троллейбуса) должна быть вывешена табличка «Токоприемники не ставить. Работают люди!» (п. 114 постановления № 180/128).
На линии водитель трамвая также обязан применять противооткатные упоры при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту трамвая. Перед началом выполнения таких работ водитель должен затормозить трамвайный вагон стояночным тормозом, установить под колесо трамвая противооткатные упоры и отключить автоматический выключатель электрооборудования трамвая (п. 166 постановления № 180/128).
Но не только ремонт и устранение поломок на линии обуславливают обязательное применение противооткатных упоров.
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 12.12.2005 № 173 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ» (далее – постановление № 173).
При выполнении погрузочно-разгрузочных работ автомобильный транспорт, поставленный под погрузку (разгрузку), закрепляется при помощи противооткатных устройств (п. 189 постановления № 173).
Однако, как показывает практика, часто данное требование не выполняется или, вернее, игнорируется как руководителями работ, так и водителями транспортных средств. Кроме того, многие транспортные средства (особенно легковые автомобили) вообще не укомплектованы подобными устройствами.
Важно!
В правилах по охране труда нет указаний на то, что только при ремонте грузовых автомобилей необходимо применять противооткатные упоры. Названные устройства должны быть в комплекте любого транспортного средства!
Использование противооткатных упоров при ремонте транспортного средства
Документ:
СТБ 960-2011 «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств. Общие требования безопасности», утвержденный постановлением Госкомитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.03.2011 № 14 «Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (далее – СТБ 960-2011).
Более подробные требования по применению противооткатных упоров при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств можно найти в СТБ 960-2011. В нем указано, что транспортное средство, установленное на напольный пост технического обслуживания и ремонта, необходимо затормозить стояночным тормозом. При этом рычаг коробки перемены передач должен быть установлен в нейтральное положение (для механических коробок перемены передач), на пульте управления гидромеханических передач должна быть нажата кнопка «N» («нейтраль»). На транспортном средстве с бензиновыми двигателями необходимо выключить зажигание и извлечь ключ из замка зажигания, а на транспортном средстве с дизельным двигателем – перекрыть подачу топлива. Во всех случаях кнопка массы транспортных средств должна быть выключена.
Рулевое колесо должно быть зафиксировано от проворачивания, цепи приборов и потребителей – отключены.
После этого необходимо надежно зафиксировать транспортное средство от перемещения вдоль его оси путем установки не менее 2 противооткатных упоров с обеих сторон колеса.
Противооткатные упоры должны устанавливаться (извлекаться) за ручку или конструктивный элемент упора, предназначенные для этой цели и исключающие травму руки работающего.
На рулевое колесо транспортного средства должна быть вывешена предупреждающая табличка с надписью «Двигатель не запускать! Работают люди!». На транспортные средства, имеющие дублирующее устройство для запуска двигателя, аналогичная табличка должна быть вывешена у этого устройства (подп. 5.2.6 п. 5 СТБ 960-2011).
Кроме того, не допускается:
1) выполнять какие-либо работы, находясь под транспортным средством, вывешенным на подъемнике, без установки страховочной подставки (козелка) и без установки 2 противооткатных упоров с обеих сторон колеса неподнимаемого моста;
2) использовать для установки под вывешенное транспортное средство случайные предметы (камни, кирпич и т.п.);
3) поднимать и вывешивать транспортное средство за буксирные приспособления, крюки путем захвата за них тросами, цепью или крюком подъемного механизма;
4) находиться, производить какие-либо работы в салоне на поднятом транспортном средстве;
5) оставлять по окончании работ вывешенное транспортное средство, установленное на подъемниках (подп. 5.3.2.9 п. 5 СТБ 960-2011).
На упоры противооткатные автомобильные, предназначенные для предотвращения самопроизвольного перемещения автомобиля вдоль его оси во время технического обслуживания, ремонта, стоянки, распространяется действие СТБ 2249-2012.
Документ:
СТБ 2249-2012 «Упоры противооткатные для транспортных средств. Общие технические условия», утвержденный и введенный в действие постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 10.02.2012 № 126 (далее – СТБ 2249-2012).
СТБ 2249-2012 устанавливает классификацию упоров противооткатных автомобильных, их основные размеры, общие технические требования к форме, конструкции, конструкционным материалам и покрытиям, а также правилам приемки, маркировки и методам контроля.
Поэтому при приобретении противооткатных упоров стоит изучить этот документ, тем более что противооткатные упоры должны соответствовать требованиям стандарта при соблюдении условий хранения, транспортирования и эксплуатации.
Соблюдение требований по охране труда на рабочих местах всеми работодателями (нанимателями) и работающими при выполнении любых видов работ позволит избежать производственного травматизма.
Надежда Козловская, начальник
Минского городского управления
Департамента государственной инспекции труда
Минтруда и соцзащиты
Республики Беларусь
Сергей Жартун, директор
центра поддержки предпринимательства
ОДО «ПрофиТруд»