Президент Беларуси Александр Лукашенко 23 ноября подписал Декрет № 7 «О развитии предпринимательства». Документ направлен на развитие предпринимательской инициативы, стимулирование деловой активности. Подробнее о некоторых положениях Декрета № 7 расскажем в данной статье.
Документ:
Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7).
Одно из направлений либерализации хозяйственной деятельности в Декрете № 7 – сфера технического регулирования. Большое число технических нормативных правовых актов (ТНПА), многие из которых ранее отсутствовали в открытом доступе и приобретались у разработчиков на платной основе, создавали значительную часть проблем для бизнеса. Для их решения подп. 3.5 п. 3 Декрета № 7 предусматривает, что субъекты хозяйствования в процессе осуществления экономической деятельности обязаны соблюдать следующие требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования:
– общие требования пожарной безопасности;
– санитарно-эпидемиологические требования;
– требования в области охраны окружающей среды;
– требования в области ветеринарии.
Другими словами, устанавливается определенный минимальный набор требований, который закрепляется на уровне Декрета № 7, следовательно, никакие ТНПА не могут им противоречить.
Справочно:
ТНПА – технический нормативный правовой акт.
Что касается иных требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений) изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, содержащихся в ТНПА, то они подлежат применению по усмотрению субъектов хозяйствования (за исключением технических регламентов).
Справочно:
технический регламент (ТР) – обязательный к применению ТНПА, обладающий наивысшей среди них юридической силой. На сайте www.tnpa.by размещена информация о 44 действующих ТР ТС (ЕАЭС) и 6 ТР Республики Беларусь. Один из них имеет прямое отношение к рассматриваемой теме – ТР 2009/013/BY «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность», утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 № 1748.
Субъекты хозяйствования могут не соблюдать данные требования при условии обеспечения в процессе экономической деятельности безопасности, исключающей причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан. При этом субъекты хозяйствования должны обеспечивать нормальные условия для выполнения работниками норм труда в соответствии со ст. 89 ТК.
Документ:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
Декрет № 7 помимо основного текста содержит еще несколько приложений, среди которых:
1) Общие требования пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования;
2) Общие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования;
3–4) аналогичные Общие требования в области охраны окружающей среды и ветеринарии.
В будущем (до 2020 г.) Декрет № 7 обозначил еще более амбициозные цели:
– замена санитарно-гигиенической и экологической экспертизы единой комплексной государственно-строительной экспертизой;
– введение единой государственной строительной экспертизы;
– дальнейшая консолидация, сокращение и упрощение требований ТНПА (в т.ч. противопожарных, санитарных) при строительстве объектов и т.п.
Общие санитарно-эпидемиологические
требования
Документ:
Закон Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон).
До принятия Декрета № 7 основу этих требований составлял Закон и принятые в его развитие другие НПА:
1) санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы (ст. 13 Закона), которые утверждает Минздрав (в области строительной деятельности дополнительно согласуются с Минстройархитектуры) и обязательны для соблюдения государственными органами, иными организациями, физическими лицами, в т.ч. ИП;
2) санитарно-эпидемиологические требования (ст. 14 Закона), в т.ч. к организации и выполнению работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, согласно Перечню № 104 (включает такие виды деятельности, как электросвязь, физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность, услуги парикмахерских, торговля автомобилями и др.).
Документ:
перечень работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, утвержденный постановлением Минздрава Республики Беларусь от 17.07.2012 № 104 «Об установлении (далее – Перечень № 104).
Нельзя сказать, что все из них перестанут применяться после вступления 25.01.2018 в силу Декрета № 7: санитарно-эпидемиологические требования в Декрете № 7 сформулированы узко, применительно к капитальным строениям, используемым в процессе производства или оказания услуг, и практически не касаются требований к самой продукции, ее качеству, маркировке, упаковке и т.п. Более того, сами Общие санитарно-эпидемиологические требования (п. 2) уполномочивают Совет Министров на принятие (а) гигиенических нормативов, (б) специфических санитарно-эпидемиологических требований к опасным объектам (радиация, атомная энергетика) и отдельным сферам деятельности (медицина, образование, соцобслуживание и т.п.).
Справочно:
в тексте Декрета № 7 под объектами недвижимого имущества понимаются принадлежащие субъектам хозяйствования на праве собственности, ином вещном праве или на основании гражданско-правового договора капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения (за исключением жилых помещений). То есть не имеет значения, является ли субъект хозяйствования собственником или арендатором. Под субъектами хозяйствования обычно понимаются как коммерческие, так и некоторые некоммерческие организации, а также ИП.
Главное требование – в помещениях объектов должна поддерживаться чистота. В помещениях объектов, в которых осуществляются обращение пищевой продукции, оказание бытовых услуг, текущая уборка должна проводиться ежедневно и по мере необходимости с использованием разрешенных к применению моющих средств и средств дезинфекции в соответствии с инструкциями по их применению. Генеральная уборка и дезинфекция – не реже 1 раза в месяц.
Все поверхности помещений объектов (полы, стены, потолки) должны быть изготовлены из нетоксичных материалов, устойчивых к коррозии, подвергающихся мойке и дезинфекции (при необходимости ее проведения), поддерживаться в исправном состоянии.
На объектах должна быть аптечка первой помощи универсальная с перечнем вложений, установленным Минздравом, и обеспечен контроль за сроками годности лекарственных средств.
Документ:
постановление Минздрава Республики Беларусь от 04.12.2014 № 80 «Об установлении перечней аптечек первой помощи, аптечек скорой медицинской помощи, вложений, входящих в эти аптечки, и определении порядка их комплектации».
Документ:
постановление Минздрава Республики Беларусь от 09.07.2010 № 92 «Об установлении форм «Медицинская справка о состоянии здоровья», «Выписка из медицинских документов» и утверждении Инструкции о порядке их заполнения».
Документ:
Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 287-З «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения».
Документ:
Закон Республики Беларусь от 29.06.2003 № 217-З «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека».
Лица, участвующие в обращении пищевой продукции, оказании бытовых услуг, непосредственно связанных с воздействием на кожу, тело и волосы потребителя, обязаны иметь медицинскую справку о состоянии здоровья с отметкой о прохождении гигиенического обучения (ст. 26 ТК).
При обращении продукция должна соответствовать установленным гигиеническим нормативам. Пищевая продукция должна сопровождаться документами, обеспечивающими ее прослеживаемость и подтверждающими качество и безопасность.
Декрет № 7 разрешает размещение объектов в жилых домах с соблюдением ограничений, установленных п. 9 ст. 21 ЖК. Но при размещении объектов в многоквартирных жилых домах:
а) помещения объектов должны быть изолированы от жилых помещений и иметь отдельные входы (выходы);
б) деятельность объектов не должна приводить к выделению в воздушную среду жилых помещений вредных веществ с превышением предельно допустимой концентрации, создавать в жилых помещениях уровни шума, инфразвука, ультразвука, вибрации, электромагнитных полей с превышением гигиенических нормативов.
Запрещается располагать помещения машинного отделения для стационарных холодильных агрегатов, вентиляционных камер, электрощитовой, бойлерной или теплового узла, холодильные камеры с агрегатами, грузоподъемники непосредственно под жилыми помещениями многоквартирных жилых домов без проведения мероприятий, обеспечивающих соблюдение гигиенических нормативов условий проживания человека.
Справочно:
в нежилых помещениях жилых домов не допускается размещение:
– пунктов приема посуды;
– бань, саун, химчисток и прачечных (кроме приемных пунктов и прачечных самообслуживания производительностью до 75 кг белья в смену);
– АТС общей площадью более 100 м2, предназначенных для телефонизации жилых домов;
– похоронных бюро, магазинов ритуальных услуг;
– дискотек;
– ФОКов общей площадью более 150 м2;
– пунктов временного содержания животных, приютов и гостиниц для животных.
Документ:
Жилищный кодекс Республики Беларусь (далее – ЖК).
Требования к территории
Требование содержать территорию объекта в чистоте включает создание условий для сбора отходов. Сбор и временное хранение крупногабаритных отходов лома и отходов черных и цветных металлов (металлолома), тары, стройматериалов, твердых коммунальных отходов должны осуществляться на обозначенных площадках, имеющих ограждение и твердое покрытие, или других специально оборудованных конструкциях. Соответствующие площадки и конструкции должны иметь удобные подъезды для транспортных средств, осуществляющих вывоз отходов (данное требование не распространяется на ИП и микроорганизации) и содержаться в чистоте. Сбор и временное хранение ртутьсодержащих отходов на территории производственного объекта должны осуществляться в контейнерах, расположенных в изолированных помещениях.
Справочно:
микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно (ст. 3 Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства»).
Требования к помещениям
В производственных помещениях, санитарно-бытовых помещениях объектов следует предусмотреть естественную и (или) механическую системы вентиляции в соответствии с характером производства (оказываемых услуг). Попадание воздушного потока системы вентиляции из загрязненной зоны в чистую зону не допускается. Вентиляционные системы должны находиться в исправном состоянии и чистоте. На все действующие и вновь принимаемые в эксплуатацию вентиляционные установки обязательно наличие паспортов.
Справочно:
определение эффективности работы вентиляционных установок необходимо проводить не реже 1 раза в 3 года.
При размещении объектов в многоквартирных жилых домах система приточно-вытяжной вентиляции объектов должна оборудоваться отдельно от системы вентиляции этих домов.
На объектах, в которых разрешено курение, должны быть оборудованы специальные места на территориях объектов или комнаты для курения. Оборудовать специальные комнаты для курения необходимо так, чтобы перетекание воздуха, содержащего табачный дым, в другие помещения не допускалось.
Специальные комнаты для курения и помещения объектов с выделением мест для курящих и некурящих должны быть оборудованы отдельной приточно-вытяжной системой вентиляции с десятикратным обменом воздуха, выводящей воздух за пределы здания без рециркуляции.
Запрещается:
– использовать ртутные термометры и приборы с ртутным наполнением;
– эксплуатировать пришедшее в негодность инженерное оборудования, системы отопления, вентиляции, освещения, водоснабжения и водоотведения, санитарно-техническое оборудование;
– при обращении продукции использовать оборудование, емкостей, тары, инвентаря, посуды с поврежденным покрытием, отбитыми краями, деформированных, с трещинами и иными дефектами;
– осуществлять ремонтные работы в производственных помещениях объектов по производству пищевой продукции, оказанию бытовых услуг без прекращения деятельности в этих помещениях. Эксплуатация оборудования после ремонта допускается только после проведения его санитарной обработки.
Производство
Важно!
Наряду с общими требованиями, предъявляемыми к помещениями, Декрет № 7 содержит специальные, относящиеся в отдельным сферам деятельности. В частности, новый введенный им уведомительный порядок осуществления деятельности по производству пищевой продукции предусматривает, что субъект хозяйствования, направивший уведомление об осуществлении данного вида деятельности, обязан в течение месяца со дня направления обратиться за получением санитарно-гигиенического заключения, выдаваемого по результатам проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы на предмет соответствия деятельности субъекта хозяйствования требованиям Декрета № 7.
Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.07.2012 № 635 «О некоторых вопросах санитарно-эпидемиологического благополучия населения» (далее – постановление № 635).
На сегодняшний день требования и порядок проведения такой экспертизы регулируются ст. 16 Закона, а также Перечнем продукции, подлежащей государственной санитарно-гигиенической экспертизе, утвержденным постановлением № 635.
При организации постоянных рабочих мест в производственных помещениях должно быть обеспечено естественное освещение. В производственных помещениях без естественного освещения для отдыха работников должны предусматриваться места с естественным освещением. При этом коэффициент естественной освещенности не должен быть менее 0,5 %.
Оборудование, являющееся источником интенсивного выделения тепла, влаги и вредных веществ, должно максимально герметизироваться и снабжаться приточно-вытяжной вентиляцией с устройством местных вытяжных отсосов.
Работники, занятые на производстве с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты, в т.ч. специальной защитной одеждой, средствами индивидуальной защиты ног, смывающими и обезвреживающими средствами (ст. 226 ТК).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда».
Документ:
Инструкция о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209.
Документ:
Типовые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам государственных организаций, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 12.04.2017 № 17.
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 208 «О нормах и порядке обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами».
Торговля и общепит
На объектах общественного питания, в торговых объектах, в помещениях рынка запрещается:
а) проживание людей;
б) содержание в производственных, вспомогательных и санитарно-бытовых помещениях животных и птиц.
В торговых помещениях объектов необходимо выделить отдельные торговые зоны (отделы, места) для реализации сырья и готовой пищевой продукции, непродовольственных товаров, кормов для животных. Помещения объекта, предназначенные для хранения пищевой продукции и непродовольственных товаров, должны быть раздельными.
Размещение помещений торгового объекта, предназначенных для хранения и подготовки пищевой продукции к реализации, в т.ч. охлаждаемых камер, под душевыми, туалетами и моечными запрещается (данные требования не распространяются на ИП и микроорганизации).
Бытовые услуги
Специальный упор сделан на бытовые услуги, связанные с гигиеной: услуги соляриев, бассейнов (включая температуру воды), прачечной и химчистки.
Отдельно регламентируется ремонт транспортных средств. В частности, электрогазосварочные работы необходимо выполнять на сварочных постах, оборудованных стационарными или переносными ограждениями и местной вытяжной вентиляцией. Место проведения сварочных работ должно быть ограждено защитными экранами.
Проведение окрасочных работ, в т.ч. пульверизационным способом, должно осуществляться в изолированном помещении, оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией, или в окрасочной камере, оборудованной вытяжной вентиляцией. Участок для приготовления красок должен быть оборудован приточно-вытяжной вентиляцией, рабочее место для ремонта резинотехнических изделий с использованием клеевых составов – местной вытяжной вентиляцией. Системы местной вытяжной вентиляции отделения зарядки и обслуживания аккумуляторов, агрегатного отделения, окрасочного участка и местной вытяжной вентиляции от установки регенерации масла должны быть раздельными.
Декрет № 7 разрешает размещение мастерской для оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств без согласия общего собрания членов гаражного кооператива. В этом случае производственные и бытовые отходы должны храниться на площадках с твердым покрытием, расположенных на территории гаражных кооперативов. Также должен быть оборудован туалет (биотуалет).
Общие требования пожарной безопасности
Ранее правовую основу пожарной безопасности составляли Закон о пожарной безопасности, а также Закон о промышленной безопасности, Закон о перевозке опасных грузов и др., которые дополнялись правилами пожарной безопасности (ППБ), другими подзаконными актами и ТНПА, принимаемыми МЧС.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 15.06.1993 № 2403-XII «О пожарной безопасности» (далее – Закон о пожарной безопасности).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 05.01.2016 № 354-З «О промышленной безопасности» (далее – Закон о промышленной безопасности).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 06.06.2001 № 32-З «О перевозке опасных грузов» (далее – Закон о перевозке опасных грузов).
Отныне основу правового и технического регулирования в данной сфере будут составлять Общие требования пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, а Совет Министров должен определить обязательные для соблюдения специфические требования по обеспечению пожарной безопасности:
– для объектов, специально предназначенных для пребывания детей, а также объектов с одновременным пребыванием свыше 300 чел.;
– объектов социальной сферы и здравоохранения с круглосуточным пребыванием людей;
– взрывопожароопасных и пожароопасных производств;
– объектов железнодорожного транспорта, метрополитена, гражданской и государственной авиации, на судах внутреннего водного транспорта;
– в лесах, при осуществлении геологоразведочных работ.
Внимание!
Лицом, ответственным за соблюдение пожарной безопасности, назван руководитель субъекта хозяйствования, однако он вправе назначить лиц, ответственных за пожарную безопасность субъекта хозяйствования (его структурных подразделений), передав им часть полномочий.
Важно!
Субъект хозяйствования должен разработать общеобъектовую инструкцию по пожарной безопасности, которая утверждается руководителем субъекта хозяйствования.
Для каждого принадлежащего субъекту хозяйствования здания, сооружения, помещения и наружной установки субъект хозяйствования должен определить категории по взрывопожарной опасности в соответствии с критериями, определяемыми МЧС. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности объекта при его аренде (субаренде, ссуде) устанавливается в соответствии с договором аренды (субаренды, ссуды), если иное не предусмотрено законодательством.
Въезды (выезды), дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, наружным установкам и водоисточникам должны содержаться в состоянии, обеспечивающем свободный подъезд аварийно-спасательной техники.
Руководитель субъекта хозяйствования (должностным лицом) должен обеспечить ознакомление (под подпись) граждан, прибывающих в гостиницы, мотели, общежития и другие здания, приспособленные для временного пребывания людей, с правилами пожарной безопасности.
В зданиях, сооружениях и помещениях не допускается применение:
а) пиротехнических изделий;
б) открытого огня (свечи, факелы и другие эффекты с применением огня), за исключением случаев использования огня при проведении служб и обрядов в культовых зданиях, сооружениях, а также при горении свечей в спа-объектах и в залах объектов общественного питания.
Огневые работы (электро- и газосварочные работы, газо-, электро-, бензорезка, работы по разогреву битума, нагреву деталей открытым пламенем, применение факелов, горелок) на временных местах разрешается проводить только при наличии оформленного наряда-допуска, выданного руководителем организации, ИП или иным уполномоченным лицом (за исключением работ по ликвидации аварий).
Перечень должностей, имеющих право выдачи наряда-допуска, определяется руководителем организации, ИП. При проведении огневых работ на объекте сторонней организацией ответственным за проведение огневых работ лицом является специалист данной организации, что фиксируется в наряде-допуске, но руководитель подразделения организации, ИП, на объектах которых проводятся огневые работы сторонней организацией, ИП должны проверить наличие и действие талона о прохождении пожарно-технического минимума у лица, ответственного за проведение огневых работ.
При единовременном нахождении на этаже более 10 чел. должны быть разработаны планы эвакуации людей при пожаре для каждого этажа здания, сооружения. Они утверждаются руководителем субъекта хозяйствования по форме, определяемой МЧС.
Документ:
Правила пожарной безопасности Республики Беларусь. ППБ Беларуси 01-2014, утвержденные постановлением МЧС Республики Беларусь от 14.03.2014 № 3.
Документ:
Решение Совета Евразийской экономической комиссии № 40 «О техническом регламенте Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (принято в г. Москве 23.06.2017).
Определение необходимого типа и количества первичных средств пожаротушения (огнетушители, немеханизированный ручной пожарный инструмент, емкости с запасом воды, полотнище противопожарное) должно проводиться в соответствии с нормами, определяемыми МЧС, в зависимости от их огнетушащей способности, а также площади защищаемых помещений, открытых площадок и установок.
Порядок подготовки работников по вопросам пожарной безопасности и проверки их знаний в данной сфере, включая порядок проведения противопожарного инструктажа, порядок проведения подготовки по программе пожарно-технического минимума, категории работников, подлежащих обязательной подготовке по этой программе, определяются МЧС, а место, периодичность проведения – приказом руководителя субъекта хозяйствования.
Ответственность
Сам Декрет № 7 практически не затрагивает вопросы ответственности, но за его нарушение могут быть применены нормы КоАП:
– ст. 16.8 «Нарушение санитарно-эпидемиологических, гигиенических требований и процедур, установленных техническими регламентами, санитарных норм и правил, гигиенических нормативов»;
– ст. 15.43 «Несоблюдение зоогигиенических и ветеринарно-санитарных требований при размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию или эксплуатации объектов»;
– ст. 23.56 «Нарушение законодательства о пожарной безопасности» и др.
В случае неоднократного нарушения либо при наступлении тяжких последствий возможна уголовная ответственность по ст. 336 «Нарушение санитарно-эпидемиологических, гигиенических требований и процедур, установленных техническими регламентами, санитарных норм и правил, гигиенических нормативов» УК и ст. 304 «Нарушение правил пожарной безопасности» УК.
Справочно:
органы как санитарного, так и пожарного надзора включены в Перечень контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».
Документ:
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Документ:
Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее – УК).
Сергей Овсейко, канд. юрид. наук,
канд. экон. наук