В статье приведены рекомендации по техническому обслуживанию автопогрузчиков грузоподъемностью до 12,5 т общего назначения, которые используются для выполнения погрузочно-разгрузочных операций и перевозки грузов на близкие расстояния. Эти рекомендации помогут специалистам при проведении технического освидетельствования автопогрузчиков, в т.ч. с истекшим сроком службы, для которых возможность их дальнейшей эксплуатации определяется в зависимости от вида и степени повреждений.
Документ:
ГОСТ 16215-80 Е «Автопогрузчики вилочные общего назначения. Общие технические условия», утвержденный постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 15.08.1980 № 4286 (далее – ГОСТ 16215-80 Е).
Документ:
ГОСТ 12.2.003-91 «Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности», введенный в действие в качестве государственного стандарта Республики Беларусь постановлением Комстандарта Республики Беларусь от 17.12.1992 № 3 «О признании действующими на территории Республики Беларусь государственных стандартов бывшего СССР» (далее – ГОСТ 12.2.003-91).
Справочно:
техническое освидетельствование автопогрузчиков проводится с целью определения их состояния, которое должно отвечать требованиям ГОСТ 16215-80 Е, ГОСТ 12.2.003-91.
Техническое освидетельствование автопогрузчиков проводится в процессе эксплуатации не реже 1 раза в год и перед вводом в эксплуатацию после капитального ремонта автопогрузчика, замены грузоподъемника или шасси (рамы).
Капитальный ремонт автопогрузчика проводят организации, которые имеют разрешения, выданные головной организацией по эксплуатации и ремонту напольного безрельсового транспорта.
Результаты ежегодного технического освидетельствования заносятся в эксплуатационные документы организаций-владельцев погрузчиков с указанием срока следующего технического освидетельствования или оформляются актом.
Акт хранится у лица, ответственного за выпуск на линию автопогрузчиков в исправном состоянии.
Автопогрузчики, не прошедшие техническое освидетельствование в указанные выше сроки, считаются неисправными, их эксплуатация не допускается.
Внеочередное техническое освидетельствование автопогрузчиков производится в случаях:
– ремонта грузоподъемника с применением сварки или при замене грузоподъемника;
– ремонта шасси (рамы) с применением сварки;
– капитального ремонта автопогрузчика, когда заменяются или ремонтируются капитально не менее трех основных агрегатов.
Справочно:
основные агрегаты:
– двигатель;
– ведущий мост;
– управляемый мост;
– рулевое управление;
– грузоподъемник;
– гидроцилиндр подъема.
Требования охраны труда при техническом обслуживании автопогрузчиков
Документ:
Межотраслевые общие правила по охране труда, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 03.06.2003 № 70 (далее – Межотраслевые общие правила по охране труда).
Документ:
Правила охраны труда при работе на высоте, утвержденные постановлением Минтруда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 52 (далее – Правила охраны труда при работе на высоте).
Грузоподъемные машины и механизмы, ручной инструмент, в т.ч. электрифицированный, используемые при проведении технического освидетельствования автопогрузчиков должны соответствовать требованиям:
– Межотраслевых общих правил по охране труда;
– Правил охраны труда при работе на высоте;
– других нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов;
– эксплуатационных документов предприятий-изготовителей погрузчиков.
После постановки автопогрузчика на пост для освидетельствования под руководством лица, ответственного за своевременный осмотр и ремонт, необходимо:
– установить под колеса не менее 2 упоров;
– установить погрузчик на стояночный тормоз;
– выключить зажигание (подачу топлива), извлечь ключ из замка
зажигания погрузчика.
Грузозахватное устройство погрузчика должно быть опущено в нижнее положение или зафиксировано упором, препятствующим его самопроизвольному опусканию.
Перед вывешиванием автопогрузчика с помощью домкратов, талей и подобных механизмов следует предварительно установить под неподнимаемые колеса противооткатные упоры, а вывесив погрузчик, поставить под вывешенную часть козелки и опустить на них погрузчик.
Козелки должны иметь табличку с указанием допустимой нагрузки.
Проведение технического освидетельствования автопогрузчиков, работающих на сжиженном газе, может производиться в помещении, которое соответствует категориям взрывопожарной и пожарной опасности в соответствии с требованиями норм пожарной безопасности Республики Беларусь или на открытой площадке.
При проведении технического освидетельствования автопогрузчиков не допускается:
– выполнять какие-либо работы на автопогрузчике, вывешенном только на грузоподъемном механизме без дополнительных подставок (козелков);
– находиться в осмотровой канаве, под эстакадой при перемещении по ним погрузчика;
– использовать вместо штатных подставок (козелков) случайные предметы (кирпичи, доски и т.д.);
– поднимать груз при косом натяжении канатов, цепей;
– работать на неисправном оборудовании, с неисправными приспособлениями, инструментами.
На постах технического освидетельствования и ремонта автопогрузчиков не допускается:
– использовать открытое пламя для проверки уровня или утечки топлива, электролита или охлаждающей жидкости;
– заправка бака автопогрузчика топливом;
– хранение легковоспламеняющихся жидкостей, кислот, красок, отработанного масла, тары из-под топлива, смазочных материалов, чистых или использованных обтирочных материалов;
– загромождение проходов и выходов из помещения демонтированными агрегатами, оборудованием, материалами.
Организационные мероприятия при проведении технического освидетельствования автопогрузчиков
Техническое освидетельствование автопогрузчиков:
– проводится владельцем;
– возлагается на лицо по надзору за безопасной эксплуатацией;
– осуществляется при участии лица, ответственного за содержание автопогрузчика в исправном состоянии.
Для проведения технического освидетельствования автопогрузчики должны подаваться чистыми, в сухом состоянии, полностью укомплектованными, с исправными счетчиками моточасов.
При проведении технического освидетельствования обязательным является наличие эксплуатационной документации, включающей паспорт и руководство по эксплуатации. В паспорте должны содержаться сведения о проведенных технических освидетельствованиях и ремонтах.
График проведения технического освидетельствования автопогрузчиков в организации составляет лицо, ответственное за выпуск автопогрузчиков на линию в исправном состоянии, и (или) лицо, ответственное за своевременный осмотр и ремонт автопогрузчиков.
Первичное (при вводе в эксплуатацию), очередное и внеочередное (после ремонта) техническое освидетельствование автопогрузчиков проводит лицо, ответственное по надзору за безопасной эксплуатацией погрузчиков.
Лица, ответственные по надзору за безопасной эксплуатацией автопогрузчиков, за своевременный осмотр и ремонт автопогрузчиков, за содержание и выпуск автопогрузчиков на линию в исправном состоянии, должны пройти (как и водители автопогрузчиков) соответствующий курс обучения и иметь удостоверения установленного образца.
Указанные категории работников должны проходить повышение квалификации с подтверждением знаний не реже 1 раза в 5 лет, а водители – ежегодно.
Требования по охране труда к помещениям
Техническое освидетельствование автопогрузчиков проводится в специальных помещениях или на закрепленных постах, оснащенных необходимыми устройствами (осмотровыми канавами, эстакадами, подъемниками и др.) с применением исправных приспособлений, оборудования и инструмента.
Длина осмотровой тупиковой канавы должна быть больше длины осматриваемого автопогрузчика с учетом входной лестницы и запасного выхода.
Осмотровые канавы (эстакады) должны иметь реборды по всей длине для предотвращения падения осматриваемых транспортных средств. В местах перехода через канавы устанавливаются съемные переходные мостики.
Помещения, используемые для проведения технического освидетельствования, оборудуются системами вентиляции, отопления кондиционирования в соответствии с требованиями СНиП 2.04.05-91.
Системы отопления, вентиляции и кондиционирования должны обеспечить:
– параметры микроклимата воздушной среды (СанПиН 9-80-98);
– содержание вредных веществ в воздухе не выше предельного по ГОСТ 12.1.005, СанПиН 11-19-94, ГН 9-107 РБ 98.
Естественное и искусственное освещение помещений выполняется в соответствии с требованиями СНБ 2.04.05-98.
Полы в используемых для проведения технического освидетельствования помещениях должны быть ровными, нескользкими, негорючими, водонепроницаемыми, удобными для очистки.
Допустимый уровень шума, вибраций в помещениях не должен превышать значений санитарных правил и норм СанПиН 32, СанПиН 33.
Освещение, электропроводка помещений, используемых для проведения технического освидетельствования должны быть выполнены в соответствии с требованиями Правил № 180/128.
В тех случаях, когда владелец автопогрузчиков не располагает помещением, удовлетворяющим перечисленным требованиям для проведения технического освидетельствования, он должен обратиться в сервисный центр головной организации по эксплуатации и ремонту напольного безрельсового транспорта.
Документ:
СанПиН 2.04.05-91 «Отопление, вентиляция и кондиционирование», утвержденные постановлением Государственного комитета СССР по строительству и инвестициям от 28.11.1991 (далее – СНиП 2.04.05-91).
Документ:
межгосударственный стандарт ГОСТ 12.1.005-88 «Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны», введенный в действие на территории Республики Беларусь постановлением Комстандарта Республики Беларусь от 17.12.1992 № 3 (далее – ГОСТ 12.1.005).
Документ:
СанПиН 11-19-94 «Перечень регламентированных в воздухе рабочей зоны вредных веществ», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь 09.03.1994 (далее – СанПиН 11-19-94).
Документ:
СанПиН 9-80-98 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 25.03.1999 № 12 (далее – СанПиН 9-80-98).
Документ:
ГН 9-107 РБ 98 «Ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ) вредных веществ в воздухе рабочей зоны», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 31.12.1998 № 53 (далее – ГН 9-107 РБ 98).
Документ:
СНБ 2.04.05-98 «Строительные нормы Беларуси. Естественное и искусственное освещение», утвержденные приказом Минстройархитектуры Республики Беларусь от 07.04.1998 № 142 (далее – СНБ 2.04.05-98).
Документ:
СанПиН 2.2.4./2.1.8.10-32-2002 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 31.12.2002 № 158 (далее – СанПиН 32).
Документ:
СанПиН 2.2.4/2.1.8.10-33-2002 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 31.12.2002 № 159 (далее – СанПиН 33).
Документ:
Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты и Минтранса Республики Беларусь от 04.12.2008 № 180/128 (далее – Правила №180/128).
Александр Лиходиевский, инженер по охране труда