По отдельным видам работ требуется более частое определение состояния здоровья и пригодности работника, а именно непосредственно перед каждым допуском к трудовой функции (например, к управлению внутризаводским транспортом, к работе с источником повышенной опасности).
Как организовать безопасную эксплуатацию внутризаводского транспорта
Анализ производственного травматизма показывает, что одной из актуальных проблем в организациях республики остается нарушение требований безопасности при эксплуатации внутризаводского транспорта (напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек).
Подавляющее большинство несчастных случаев на производстве при использовании напольного безрельсового транспорта происходит в результате наезда на потерпевших.
Основными причинами несчастных случаев при эксплуатации внутризаводского транспорта являются невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда и нарушения требований безопасности труда как самими потерпевшими, так и другими работниками. Зачастую при производстве работ с использованием внутризаводского транспорта водители транспортных средств не уделяют должного внимания требованиям безопасности к размещению груза на вилочном захвате. Нередки также случаи травмирования работников организаций при использовании внутризаводского транспорта не по назначению. Кроме того, использование в работе заведомо неисправного транспортного средства, не прошедшего государственную регистрацию, государственный технический осмотр, а также невыполнение требований безопасности как должностными лицами организации, так и самим потерпевшим приводят к несчастным случаям.
Пример 1
4 февраля 2011 г. при выполнении складских работ (перемещение и размещение грузов) в РУП «Речицкий метизный завод» с использованием электроштабелера был придавлен к стеллажу и получил травму с тяжелым исходом один из работников указанной организации. Специальным расследованием данного несчастного случая было установлено, что складские работы осуществлялись при отсутствии карт технологического процесса, маршрутов движения электроштабелеров, знаков безопасности. К выполнению работ в качестве водителя электроштабелера было допущено лицо, не имеющее соответствующей подготовки и не прошедшее инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда.
Пример 2
В ОАО «Глубокский молочно-консервный комбинат» отсутствие разработанных транспортно-технологических схем, технологических карт загрузки вагонов привело 27 июля 2011 г. к травмированию погрузчиком работника, находившегося в вагоне.
Пример 3
Неудовлетворительное содержание территории предприятия, по которой производится транспортирование грузов от склада до цеха, явилось одной из причин несчастного случая, происшедшего 19 сентября 2011 г. со слесарем-ремонтником ПРУП «Могилевторгтехника». В результате попадания колеса тележки с грузом в выбоину на дорожном покрытии произошло ее опрокидывание. При этом работник, транспортировавший груз, получил тяжелую травму ноги.
Вопросы, связанные с безопасной эксплуатацией внутризаводского транспорта, изложены в Межотраслевых правилах по охране труда при эксплуатации напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек.
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2003 № 165 «Об утверждении Межотраслевых правилах по охране труда при эксплуатации напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек» (далее – Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек).
Указанными Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек установлены требования по охране труда при эксплуатации вилочных автопогрузчиков общего назначения, электропогрузчиков, электроштаблеров, электротележек, электротягочей, применяемых для транспортировок, буксировки, штабелирования грузов и погрузочно-разгрузочных работ, а также грузовых тележек, предназначенных для транспортировки грузов.
Действия (обязанности) работодателя по организации безопасной эксплуатации внутризаводского транспорта
Руководитель организации, эксплуатирующей внутризаводской транспорт, обязан назначить ответственных лиц:
– за выпуск на линию в исправном состоянии напольного безрельсового транспорта;
– своевременный осмотр и ремонт напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек;
– безопасную эксплуатацию напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек.
Справочно:
ответственные лица назначаются приказом руководителя организации.
Допускается возложение на одного специалиста обязанностей лица, ответственного за выпуск на линию в исправном состоянии напольного безрельсового транспорта, и лица, ответственного за своевременный осмотр и ремонт напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек.
Основные обязанности ответственных лиц за безопасную эксплуатацию внутризаводского транспорта
Лицо, ответственное за выпуск на линию в исправном состоянии напольного безрельсового транспорта, обязано:
– осуществлять проверку совместно с водителями, занятыми управлением напольным безрельсовым транспортом, технического состояния выпускаемого на линию и возвращающегося с линии напольного безрельсового транспорта. Выявленные при осмотре неисправности должны быть занесены в журнал учета неисправностей;
– осуществлять выпуск на линию напольного безрельсового транспорта в технически исправном состоянии с записью в журнале учета выпуска на линию и возвращающегося с линии напольного безрельсового транспорта;
– своевременно устанавливать потребность в ремонте напольного безрельсового транспорта и направлять его на техническое обслуживание и ремонт согласно графикам их проведения.
Лицо, ответственное за своевременный осмотр и ремонт напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек, обязано:
– разрабатывать графики проведения технического обслуживания и ремонта напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек в соответствии с эксплуатационными документами;
– обеспечивать содержание напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек в исправном состоянии путем своевременного проведения технического обслуживания и ремонта;
– проводить осмотр (не реже 1 раза в 3 месяца) грузовых тележек с записью в журнале осмотра грузовых тележек;
– обеспечивать сохранность технической документации напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек.
Лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию напольного безрельсового транспорта, грузового транспорта, грузовых тележек, обязано:
– проверять периодичность и объем выполнения технического обслуживания и ремонта напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек в соответствии с графиком их проведения;
– проверять соблюдение порядка допуска водителей к управлению напольным безрельсовым транспортом либо в установленном порядке допускает водителей к управлению напольным безрельсовым транспортом;
– контролировать выполнение инструкций по охране труда водителями;
– проверять выполнение требований локальных нормативных правовых актов, регламентирующих безопасную работу напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек;
– не допускать к эксплуатации напольный безрельсовый транспорт, грузовые тележки в неисправном состоянии при несоответствии эксплуатационным документам.
При сменном режиме работы техническое состояние напольного безрельсового транспорта проверяет лицо, ответственное за выпуск на линию напольного безрельсового транспорта, совместно с водителями, закончившими работу и приступающими к работе.
Допуск к работе с напольным безрельсовым транспортом
К управлению напольным безрельсовым транспортом, техническому обслуживанию и ремонту напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек допускаются лица, прошедшие обязательный медицинский осмотр, подготовку (обучение), переподготовку по соответствующей профессии, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда.
Водители, занятые управлением электропогрузчиками, электроштабелерами, электротележками, электротягачами, должны иметь группу по электробезопасности не ниже II.
К обслуживанию аккумуляторных батарей допускаются рабочие, имеющие группу по электробезопасности не ниже III.
На территории организации движение напольного безрельсового транспорта осуществляется согласно схеме движения транспортных средств. Схема движения должна быть установлена на видных местах, в т.ч. перед въездом на территорию организации, в производственных помещениях, других местах интенсивного движения транспортных средств, и регулироваться дорожными знаками.
В помещении, в котором хранятся напольный безрельсовый транспорт, грузовые тележки, вывешиваются на видном месте план расстановки напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек, схема их эвакуации. Стенд с планом расстановки и схема эвакуации должны быть освещены в темное время суток.
Что запрещается при эксплуатации напольного безрельсового транспорта
Водителям внутризаводского транспорта запрещается:
– передавать управление напольным безрельсовым транспортом другим лицам без указания своего непосредственного руководителя;
– превышать установленную скорость передвижения;
– перевозить на напольном безрельсовом транспорте работающих и других лиц, за исключением случаев, когда в соответствии с эксплуатационными документами для них предусмотрено специальное место;
– использовать напольный безрельсовый транспорт для подъема, опускания, перевозки работающих и других лиц на сменных грузозахватных приспособлениях, платформах, в транспортных прицепах, буксируемых электротягачами;
– использовать грузозахватные приспособления автопогрузчиков, электропогрузчиков для открывания дверей складов, ворот, железнодорожных вагонов;
– использовать автопогрузчики, электропогрузчики для перемещения железнодорожных вагонов;
– транспортировать груз волоком;
– транспортировать груз при неустойчивом его положении, возможном его падении, если груз закрывает обзорность пути;
– поднимать груз при отсутствии под ним просвета для свободного прохода вилочного захвата автопогрузчиков, электропогрузчиков, захватывать груз одной вилой;
– отрывать автопогрузчиками, электропогрузчиками примерзший, защемленный, присыпанный груз;
– производить техническое обслуживание и ремонт напольного безрельсового транспорта при несоответствии их квалификации выполняемым работам;
– стаскивать автопогрузчиками, электропогрузчиками, электроштабелерами груз со штабеля;
– пользоваться при осмотре напольного безрельсового транспорта открытым огнем;
– оставлять напольный безрельсовый транспорт в проездах, проходах, на уклонах, подъемах, путях движения транспортных средств, железнодорожных переездах, а также покидать автопогрузчики, электропогрузчики и электроштабелеры с поднятым грузом;
– использовать дополнительный противовес для увеличения грузоподъемности автопогрузчиков, электропогрузчиков, электроштабелеров.
Справочно:
не допускается движение напольного безрельсового транспорта в производственных помещениях без включенных фар.
Владимир Семич, инженер по охране труда