В одной из организаций произошел несчастный случай: работник, уходя со своего рабочего места, упал в проходе и получил травму головы, рассек кожу на лбу. Естественно, «скорая», запрос о тяжести травмы и прочие заботы, возникающие в подобных случаях.
Через несколько дней организация здравоохранения дала заключение – травма не относится к тяжелой, т.е. расследуем сами.
Потерпевший написал объяснительную записку, в которой указал, что в момент и на месте получения им травмы пол был ровный, сухой, освещение достаточное, ему ничего не мешало передвигаться и т.д. Таким образом, никакой опасный и (или) вредный производственный фактор на него перед падением не воздействовал, человек просто оступился на ровном месте и упал с высоты своего роста. Подобные обстоятельства описали в своих объяснительных записках и другие работники – свидетели несчастного случая.
Причиной, заставившей потерпевшего покинуть свое рабочее место в разгар рабочего дня, было банальное желание покурить.
Квалификация травмы
Документ:
Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 № 30 (далее – Правила).
Несчастный случай оформляется актом о непроизводственном несчастном случае формы НП (далее – акт формы НП), если повреждение здоровья, смерть потерпевшего произошли:
– при выполнении работы, не порученной уполномоченным должностным лицом организации, страхователя;
– в случаях изготовления потерпевшим в личных целях каких-либо предметов или при самовольном использовании в личных целях транспортных средств, механизмов, оборудования, инструментов, приспособлений организации, страхователя;
– при выполнении государственных или общественных обязанностей;
– не при следовании по территории организации, страхователя к рабочему месту и обратно, не при приведении в порядок оборудования, инструментов, приспособлений и средств индивидуальной защиты;
– не при выполнении предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий;
– в других случаях – не при исполнении потерпевшим трудовых обязанностей, не при выполнении работы по заданию организации, страхователя (подп. 24.4 Правил).
Многие работники подвержены этой вредной привычке и отказаться от курения не могут. Они регулярно отлучаются со своего рабочего места, и запретить им перекуры наниматель не вправе.
Однако, уходя на перекур, работник не исполняет свои трудовые обязанности и есть основания считать, что несчастный случай можно квалифицировать по подп. 24.4 Правил, как непроизводственный и составить акт формы НП.
Однако пострадавший, получив нужные консультации у бывалых пациентов, отказался от ранее данных показаний и написал новую объяснительную. В ней он объяснил причину своего ухода с рабочего места естественными надобностями – острым желанием посетить туалет. А эта ситуация, по моему субъективному мнению, уже не попадает под действия подп. 24.4 Правил.
Здесь можно рассуждать по-разному.
С одной стороны, естественные надобности индивидуальны и непредсказуемы и с обязанностями нанимателя и работника совершенно не связаны. С другой – работник находится на территории нанимателя или в том месте, куда он его направил, опять же в рабочее время, где выполняет работу в интересах нанимателя, и поход в туалет в данном случае просто закономерен и неотъемлем от производственного процесса. И, наверное, акт формы Н-1 здесь более приемлем: работник-то чем виноват, если надобности естественные?
Да, причина – личная неосторожность потерпевшего. Да, лиц, нарушивших требования по охране труда, не усматривается.
Так все же акт формы Н-1? Производственный несчастный случай или нет?
Конечно, точку в этой ситуации после изучения всех обстоятельств поставит расследование производственного несчастного случая, которое проведет наниматель и одобрит государственный инспектор труда. Тем не менее вопросы могут остаться.
Места для курения
У нанимателя практически нет ограничительных средств в борьбе с курильщиками. Мало того, законодательство обязывает его оборудовать в организации специальные места для курения.
Например, п. 3 постановления МЧС и Минздрава Республики Беларусь от 22.04.2003 № 23/21 «О требованиях к специально предназначенным местам для курения», обязывает индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в собственности, хозяйственном ведении либо в оперативном управлении которых находятся объекты (помещения, здания, сооружения, транспорт), определять специально предназначенные для курения места и оборудовать их.
Кстати, запрещение курения (потребления) табачных изделий, за исключением мест, специально предназначенных для этой цели, действует:
– в учреждениях (организациях) здравоохранения, культуры, образования, спорта, на объектах торговли и бытового обслуживания населения;
– на объектах общественного питания, кроме объектов, реализующих табачные изделия и имеющих предназначенные для обслуживания граждан (потребителей) помещения с действующей системой вентиляции;
– в помещениях органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций;
– на всех видах вокзалов, в аэропортах, подземных переходах, на станциях метрополитена;
– во всех видах общественного транспорта, вагонах поездов, на судах, в самолетах, за исключением поездов дальнего следования, пассажирских судов и самолетов, в которых предусмотрены места, специально предназначенные для курения.
Оборудовать места для курения не так просто, к их устройству также предъявляются особые требования:
– отделка ограждающих конструкций (полов, стен и перекрытий) в помещениях должна быть выполнена из негорючих материалов;
– не допускается размещать мягкую мебель;
– могут располагаться смежно с туалетными комнатами, залами ожидания и быть общими для мужчин и женщин, но не быть проходными;
– должны иметь отдельную систему вентиляции с кратностью воздухообмена 10 м3/ч и выводящую воздух за пределы здания без его рециркуляции;
– температура воздуха в холодный период года должна быть не ниже 16 °C;
Документ:
ГОСТ 12.4.026-76 «Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные и знаки безопасности», введенный в действие на территории Республики Беларусь постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 17.12.1992 № 3 (далее – ГОСТ 12.4.026).
– должны обозначаться соответствующими знаками по ГОСТ 12.4.026-76, оборудоваться урнами (пепельницами) из негорючих материалов не менее чем на 1/3 заполненными водой и обеспечиваться первичными средствами пожаротушения (огнетушитель или ящик с песком).
Наниматель должен создать такие места для курения и за свой счет содержать.
Как бороться?
С позиции охраны труда, периодический уход работника с постоянного рабочего места чреват непредсказуемыми последствиями. Создается дополнительная опасность травмирования работника на территории других участков, в проходах, на лестницах и т.п., где на него могут воздействовать сторонние опасные и (или) вредные производственные факторы.
Возникает дилемма: работники, обремененные вредной привычкой, не хотят добровольно от нее отказаться, а наниматель не имеет права принудительно ограничить их желание курить.
Что делать в данной ситуации?
Наниматель не обязан предоставлять работникам специальные перерывы для курения.
Тогда как упорядочить процедуру перекуров, чтобы не оставалось сомнений при получении травмы работником во время посещения мест для курения в том, что повреждение здоровья или смерть потерпевшего произошли не при исполнении им трудовых обязанностей и не при выполнении работы по заданию организации, страхователя.
Один из вариантов, – издать локальный нормативный правовой акт, в котором установить специальные перерывы для курения и приема пищи, закрепив соответствующие нормы в правилах внутреннего трудового распорядка о периодичности и продолжительности их предоставления.
Чтобы не создавать напряженности в трудовом коллективе, исходящей от некурящих работников, нужно распространить перерывы и на них, например, для кофе-паузы.
Также есть мнение, что можно поощрять работников за отказ от курения путем выплаты денежной премии и (или) предоставления дополнительных поощрительных отпусков за счет собственных средств организации. С этим я категорически не согласен. Такие преференции надо предоставлять исключительно некурящим работникам, которые и работают больше, и болеют меньше. Положительный пример, основанный на материальных ценностях, будет главной мотивацией при выборе курить или не курить.
Сергей Жартун, директор центра поддержки
предпринимательства ОДО «ПрофиТруд»
Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.04.2017 № 316 (вступило в силу 2 мая 2017 г.).