На производстве риск возникновения чрезвычайной пожароопасной ситуации может быть довольно высок, поэтому очень важно соблюдать все предосторожности и не нарушать требования и нормы пожарной безопасности. Как правило, для обеспечения пожарной безопасности на предприятии достаточно соблюдать ряд несложных требований.
Пожарная безопасность предприятия включает в себя несколько обязательных пунктов:
– необходимо разработать политику и организацию работ в случае возникновения пожарной опасности;
– необходимо распределить обязанности, которые будут выполнять должностные лица, служащие и рабочие;
– все сотрудники должны пройти предварительную подготовку, чтобы знать, как вести себя в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
Основываясь на требованиях, которые касаются большинства организаций, рассмотрим, как подготовиться к плановой проверке, проводимой органами государственного пожарного надзора.
Выполнение предписанных законодательством мер позволит не только избежать штрафных санкций при проверке, но и сохранить жизнь работников, а также минимизировать материальные потери в случае возникновения пожара.
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510).
Кто и когда проверит соблюдение требований законодательства о пожарной безопасности?
Соблюдение требований законодательства о пожарной безопасности контролируют органы государственного пожарного надзора МЧС Республики Беларусь (п. 16 Перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом № 510). Как правило, плановые проверки проводят территориальные органы по чрезвычайным ситуациям: областные и Минское городское управления МЧС, городские и районные отделы по чрезвычайным ситуациям (ст. 12 Закона Республики Беларусь от 16.07.2009 № 45-З «Об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь»).
Некоторым субъектам хозяйствования на стадии планирования проверок орган государственного пожарного надзора направляет контрольный список вопросов (чек-лист). Это, например, субъекты, относящиеся к средней и низкой группе риска* и эксплуатирующие торговые объекты (за исключением передвижных торговых объектов и торговых объектов общественного питания) с площадью торгового зала до 75 м2 (п. 5 Перечня контролирующих (надзорных) органов и (или) сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяются) контрольные списки вопросов (чек-листы), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.12.2012 № 1147).
Важно!
С чек-листами можно ознакомиться на официальном сайте МЧС www.rescue01.gov.by
Заполненный чек-лист необходимо представить контролирующему органу не позднее 10 рабочих дней со дня его получения.
О месяце, в котором будет проведена плановая проверка, можно узнать из Координационного плана контрольной (надзорной) деятельности, размещенного на сайте КГК, точная дата проверки указывается в уведомлении, присылаемом за 10 рабочих дней до ее начала (п. 22 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510).
При подготовке к проверке необходимо учитывать, что в области пожарной безопасности законодательством установлены общие для всех организаций обязанности руководителей и должностных лиц (ст. 17 Закона о пожарной безопасности), а также предусмотрены специальные требования в Правилах пожарной безопасности Республики Беларусь. ППБ Беларуси 01-2014, утвержденных постановлением МЧС Республики Беларусь от 14.03.2014 № 3 (далее – ППБ Беларуси 01-2014).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 15.06.1993 № 2403-XII «О пожарной безопасности» (далее – Закон о пожарной безопасности).
Важно!
Основным документом (его необходимо иметь на объекте), устанавливающим требования пожарной безопасности на объектах, являются ППБ Беларуси 01-2014.
Кроме указанных Правил в Республике Беларусь действуют:
ППБ 2.10-2001 «Правила пожарной безопасности Республики Беларусь на железнодорожном транспорте»;
ППБ 2.17-2004 «Правила пожарной безопасности Республики Беларусь на метрополитенах»;
ППБ 2.30-2006 «Правила пожарной безопасности Республики Беларусь для организаций гражданской и государственной авиации»;
ППБ 2.33-2007 «Правила пожарной безопасности Республики Беларусь для геологоразведочных организаций»;
ППБ 2.34-2007 «Правила пожарной безопасности Республики Беларусь на судах внутреннего водного транспорта»;
ППБ 2.35-2007 «Правила пожарной безопасности Республики Беларусь при добыче нефти и переработке газа»;
ППБ 2.38-2010 «Правила пожарной безопасности в лесах Республики Беларусь».
В организации должен действовать приказ, который устанавливает противопожарный режим, в частности, регламентирующий порядок:
– действий работников при обнаружении пожара (практическая отработка должна проводиться не реже 1 раза в год);
– пользования электронагревательными приборами, обесточивания электрооборудования по окончании рабочего дня и в случае пожара;
– прохождения противопожарного инструктажа и пожарно-технического минимума (далее – ПТМ) работающими, а также назначения лиц, ответственных за их проведение, и т.д.
Справочно:
руководитель объекта обязан приказом по объекту создать систему обучения требованиям пожарной безопасности работающих (в т.ч. временно допускаемых на территорию объекта), организовать обучение работников ПТМ (подп. 4.6 п. 4 ППБ Беларуси 01-2014).
Этим же или отдельным приказом должны быть назначены лица, ответственные:
– за обеспечение соблюдения ППБ на территории, в зданиях (сооружениях), помещениях, секциях и на других участках;
– исправность и эксплуатацию технических средств противопожарной защиты, инженерного оборудования, вентиляционных и отопительных систем, электроустановок, молниезащитных и заземляющих устройств, средств связи, оповещения, первичных средств пожаротушения.
Отметим, что обслуживание и техническая исправность указанных систем и устройств может обеспечиваться специализированной организацией на основе заключенного договора.
Перечень обязанностей ответственных лиц можно найти в ППБ Беларуси 01-2014 (пп. 4, 5 и 6) и других действующих ППБ.
Рабочие и служащие должны проходить противопожарные инструктажи: вводный (при приеме на работу), первичный (непосредственно на рабочем месте), повторный (не реже 1 раза в полугодие по программе (инструкции) первичного противопожарного инструктажа на рабочем месте в полном объеме), внеплановый (по необходимости) и целевой (при выполнении разовых работ) (п. 8 ст. 17 Закона о пожарной безопасности). В журналах регистрации противопожарных инструктажей должны быть сделаны необходимые записи и поставлены росписи работников, прошедших инструктаж. Форму журнала можно найти в приложении 2 к ППБ Беларуси 01-2014.
Важно!
Допускается совмещать проведение противопожарного инструктажа (вводного, первичного, повторного) с проведением инструктажа по охране труда при условии, что рассмотрение вопросов первичного противопожарного инструктажа предусмотрено программой инструктажа по охране труда в полном объеме.
Допускается регистрировать проведение противопожарного инструктажа в журналах регистрации инструктажей по охране труда.
Работников, выполняющих работы в помещениях или на установках с повышенной пожарной опасностью (электрики, рабочие складов, на которых хранятся пожароопасные вещества и материалы, и др.), следует обучать по программе ПТМ. Занятия необходимо проводить не реже 1 раза в год. Результаты зачетов по окончании занятий фиксируют в специальном журнале учета прохождения подготовки по программе ПТМ*, протоколе (ведомости).
В организации должны действовать следующие инструкции о мерах пожарной безопасности:
– общая (общеобъектовая);
– отдельные для структурных подразделений, зданий, помещений, участков, киосков, ларьков, павильонов и т.п., предусматривающие требования пожарной безопасности исходя из специфики этих объектов и используемых в технологическом процессе веществ и материалов, оборудования. Инструкции необходимо размещать на видных местах и ознакамливать с ними под роспись всех работников.
На каждом объекте должен быть вывешен план эвакуации, утвержденный руководителем организации. Требования к его составлению, как правило, предусматриваются в ППБ Беларуси 01-2014 и других действующих ППБ.
В организациях, имеющих взрывопожароопасные здания, помещения, цеха, участки, должен быть разработан паспорт пожарной безопасности объекта – это утвержденный в установленном порядке документ, характеризующий существующий уровень пожарной безопасности объекта (здания) и содержащий рекомендации по снижению величины пожарного риска (см. приложение 3 к ППБ Беларуси 01-2014).
Готовим к проверке территорию организации
Требования к территории организаций закреплены в отраслевых ППБ (в частности, ППБ Республики Беларусь 1.01-94).
Так, на въезде на территорию предприятия следует вывешивать схему движения транспорта, размещения пожарных проездов и источников противопожарного водоснабжения с указанием пожарных водоемов, гидрантов, задвижек, диаметров труб на участках водопроводной сети. На территории необходимо устанавливать предупредительные знаки безопасности, соответствующие техническим нормативным правовым актам (далее – ТНПА), размещать плакаты по безопасному проведению работ.
Документ:
СТБ 1392-2003 «Система стандартов пожарной безопасности. Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Общие технические требования. Методы испытаний», утвержденный постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь от 28.04.2003 № 22.
Территория и дороги, подъезды к пожарным водоисточникам должны быть освещены, очищены от сухой травы и листьев, снега и льда.
Ко всем зданиям и сооружениям нужно обеспечить свободный доступ. Проезды и подъезды к зданиям и пожарным водоисточникам нельзя загромождать. В противопожарных разрывах между зданиями и сооружениями не допускается хранить горючие материалы, оборудование и инвентарь, их не разрешается использовать для стоянки автотранспорта.
Готовим к осмотру здания, строения, помещения
Для каждого здания, сооружения, помещения и наружной установки объекта должны быть определены соответствующие им основные характеристики пожарной опасности: степень огнестойкости, категория по взрывопожарной и пожарной опасности, класс зоны согласно правилам устройства электроустановок (далее – ПУЭ).
Важно!
В зависимости от отнесения объекта к той или иной категории по взрывопожарной и пожарной опасности предусматриваются различные противопожарные требования. Например, помещения низких категорий (В4, Д) могут не оборудоваться автоматическими системами пожарной сигнализации и установками пожаротушения (подп. 6.2 Норм пожарной безопасности Республики Беларусь «Область применения автоматических систем пожарной сигнализации установок пожаротушения. НПБ 15-2007», утвержденных приказом Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору от 10.12.2007 № 167).
Категории по взрывопожарной и пожарной опасности и класс зоны по ПУЭ указывают на наружной стороне дверей производственных и складских помещений. На дверях помещений взрывопожароопасных категорий (А и Б) дополнительно размещают информационную карточку мер пожарной безопасности (п. 14 ППБ Беларуси 01-2014, приложение 7 к ППБ Беларуси 01-2014).
Важно!
Информационная карточка мер пожарной безопасности – стационарный или временный указатель, характеризующий пожарную опасность хранимых или используемых в помещении взрывопожароопасных веществ, материалов и продукции (ЛВЖ и ГЖ, пыли, газы, продукция в аэрозольной упаковке и т.п.).
В процессе эксплуатации зданий (сооружений) и помещений конструктивные решения по обеспечению огнестойкости не должны ухудшаться, поврежденные участки огнезащитных покрытий должны своевременно восстанавливаться (п. 37 ППБ Беларуси 01-2014).
ППБ Беларуси 01-2014 предусматривают запрет на применение электронагревательных приборов, не имеющих устройств тепловой защиты (автоматического отключения), без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, а также при отсутствии в них или неисправности терморегуляторов, предусмотренных конструкцией, исключающих возможность возникновения пожара (подп. 114.2 п. 114 ППБ Беларуси 01-2014).
Курение на объектах допускается только в специально отведенных, оборудованных и обозначенных указателями «Место для курения» местах, исключающих возникновение пожара. Стены, полы и перекрытия этих мест отделываются негорючими материалами. Место для курения снабжается соответствующей надписью либо знаком по СТБ 1392-76 и оборудуется урнами или пепельницами из негорючих материалов.
Документ:
постановление МЧС и Минздрава Республики Беларусь от 22.04.2003 № 23/21 «О требованиях к специально предназначенным местам для курения».
Следует проверить, чтобы лестничные клетки, внутренние открытые и наружные лестницы, коридоры, проходы и другие пути эвакуации были свободны и оборудованы эвакуационным освещением в соответствии с требованиями ТНПА. Необходимо, чтобы двери на путях эвакуации открывались по направлению выхода из зданий (помещений). Они не должны запираться на замки, за исключением внутренних легкооткрывающихся (без ключа) замков и запоров.
Документ:
технический кодекс установившейся практики «Естественное и искусственное освещение. Строительные нормы проектирования» (ТКП 45-2.04-153-2009 (02250)), утвержденный приказом Минстройархитектуры Республики Беларусь от 14.10.2009 № 338.
Объект должен быть обеспечен исправными техническими средствами противопожарной защиты (далее – ТСППЗ), первичными средствами пожаротушения и другой пожарной техникой согласно приложению 5 и требованиям иных ТНПА, а также средствами связи (телефонной, мобильной в зависимости от области применения).
Документ:
технический кодекс установившейся практики «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к выбору и эксплуатации» (ТКП 295-2011 (02300)), утвержденный постановлением МЧС Республики Беларусь от 08.02.2011 № 13 (далее – ТКП 295-2011), другие ТНПА противопожарного нормирования и стандартизации.
Важно!
Первичными средствами пожаротушения являются огнетушители, пожарный инвентарь (пожарные ведра, ящики с песком, совковые лопаты, противопожарные полотнища, бочки с водой и т.д.) и пожарный инструмент (багры, ломы, топоры и т.д.).
Каждый огнетушитель должен иметь порядковый номер и специальный (эксплуатационный) паспорт. Учет проверки наличия, состояния огнетушителей, проведения их испытаний и перезарядки следует вести в соответствующих журналах (подп. 4.3.20 п. 4 ТКП 295-2011). Рекомендуемые формы этих документов предусмотрены в приложении Г к ТКП 295-2011.
Необходимо, чтобы на каждом огнетушителе была этикетка с информацией о дате его осмотра, проверке качества, перезарядке, испытании, организации, проводившей техобслуживание, и дате следующего техобслуживания (подп. 4.5.1 и 4.5.2 п. 4 ТКП 295-2011).
К ТСППЗ относятся системы противопожарного водоснабжения, установки пожарной автоматики (установки автоматического пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации), системы противодымной защиты, системы оповещения о пожаре и управления эвакуацией людей. [Якорь] Общие требования к содержанию технических средств противопожарной защиты и первичных средств пожаротушения закреплены в соответствующих ТНПА противопожарного нормирования и стандартизации (разд. IV ППБ Беларуси 01-2014).
Важно!
При аренде объекта ответственность за обеспечение его пожарной безопасности устанавливается в соответствии с договором аренды (ссуды), если иное не предусмотрено законодательством. Если в договоре этот вопрос не оговорен, на арендатора возлагается ответственность только в части обеспечения объекта первичными средствами пожаротушения и соблюдения противопожарного режима (п. 7 ППБ Беларуси 01-2014).
Штатные инженеры и внештатные пожарные формирования
В штате некоторых организаций (в частности, имеющих пожаро- и взрывоопасные производства с численностью одновременно работающих от 100 человек) в обязательном порядке должны состоять один или несколько инженеров по пожарной безопасности (пп. 1 и 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2012 № 103 «О критериях определения организаций, в которых необходимо введение штатной единицы инженера по пожарной безопасности или создание организационно-штатной структуры инженеров по пожарной безопасности»).
На предприятиях, где созданы внештатные пожарные формирования, необходимо надлежащим образом организовать их работу: в частности, проводить учебные занятия добровольных пожарных дружин, создать условия для проверок помещений пожарно-техническими комиссиями на соблюдение требований законодательства о пожарной безопасности и т.д. (пп. 13 и 17 Положения о добровольных пожарных дружинах на предприятиях, в учреждениях и организациях и п. 5 Положения о пожарно-технических комиссиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 13.10.1995 № 571).
Обеспечение противопожарной устойчивости зданий и сооружений
Запрещено производить реконструкцию зданий и сооружений, перепланировку помещений без разработанной в установленном порядке проектной документации. При производстве работ не должно допускаться снижение пределов огнестойкости конструкций и распространения огня по ним.
Защитный слой штукатурки или другого огнезащитного покрытия строительных конструкций не должен иметь трещин, отслоений, утончений и т.п. Разрушенная огнезащита должна незамедлительно восстанавливаться.
Нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п., включая потерю и ухудшение огнезащитных свойств) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны быть немедленно устранены.
Обработанные (пропитанные) в соответствии с нормативными требованиями деревянные конструкции по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов необходимо обрабатывать (пропитывать) повторно.
Огнезащитная обработка (пропитка) должна ежегодно проверяться и при необходимости возобновляться.
В производственных, складских помещениях и административно-бытовых зданиях всех степеней огнестойкости (кроме VI и VIII) запрещается на путях эвакуации и в помещениях с массовым пребыванием людей отделка стен, устройство подвесных и подшивных потолков из сгораемых материалов. Применять горючие отделочные материалы в других помещениях допускается при соблюдении требований норм и правил пожарной безопасности, технических условий на эти материалы.
Деревянные конструкции чердаков должны подвергаться огнезащитной обработке. Чердачные перекрытия должны иметь несгораемый утеплитель.
Полы в помещениях категорий А и Б должны выполняться из негорючих, безыскровых материалов. Для мойки полов и стен должны использоваться пожаробезопасные моющие средства и материалы.
Запрещено обивать стены помещений машинописного бюро, служебных помещений горючими, не пропитанными огнезащитным составом тканями. Горючие отделочные материалы должны применяться только при наличии и в соответствии с требованиями технических условий на них.
Проемы в противопожарных стенах, перегородках и перекрытиях должны быть оборудованы исправными противопожарными преградами (противопожарные двери, люки, водяные завесы, заслонки, шиберы, клапаны, противодымные устройства).
Защитный слой на кровле из гравия, утопленного в битумную мастику, должен быть сплошным и при необходимости своевременно восстанавливаться.
Что грозит в случае несоблюдения законодательства?
Органы государственного пожарного надзора вправе*:
– при невыполнении соответствующих предупреждений полностью или частично приостанавливать работу организаций, строительство и производство других работ при нарушении требований ТНПА системы противопожарного нормирования и стандартизации, а также проектной документации;
– запрещать эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, машин и других устройств, функционирующих с нарушением требований ТНПА;
– налагать запрет на выпуск, реализацию и использование продукции, не соответствующей требованиям ТНПА системы противопожарного нормирования и стандартизации, и др.
Судебная практика
При обращении с иском в суд о признании недействительным вынесенного постановления о приостановлении эксплуатации здания организация указывала, что, по ее мнению, выявленные нарушения несерьезные и здание можно эксплуатировать, постепенно устраняя недостатки.
В удовлетворении требования о признании недействительным соответствующего постановления было отказано, поскольку суд установил, что эксплуатация объекта с имеющимися нарушениями противопожарных норм и правил создала бы непосредственную угрозу возникновения пожара**.
За нарушение законодательства о пожарной безопасности виновные лица могут быть привлечены не только к дисциплинарной, но и к административной, а также уголовной ответственности.
Ниже в таблице рассмотрены некоторые нарушения и их последствия.
Документ:
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Документ:
Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее – УК).
Михаил Цеха, начальник отдела охраны труда
и надзора ОАО «Белорусское управление механизации»
* См. критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок, утвержденные Указом № 510.
* См. приложение 2 к ППБ Беларуси 01-2014.
* См. ст. 36 Закона о пожарной безопасности; п. 74 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510.
** Решение хозяйственного суда Гомельской области от 31.03.2010 (дело № 203-14/2010).