Руководитель небольшой организации, занимающейся погрузочно-разгрузочными работами, на определенном этапе развития своего производства, прочитав в Правилах № 173, что перемещение грузов массой более 20 кг в технологическом процессе должно производиться с помощью подъемно-транспортных устройств или средств механизации, а перемещение грузов в технологическом процессе на расстояние более 25 м должно быть механизировано, решил приобрести электропогрузчик и отказаться от непроизводительного труда кладовщиков и грузчиков.
Документ:
Межотраслевые правила по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 12.12.2005 № 173 (далее – Правила № 173).
Полный надежд на новые высокие показатели в выполнении погрузочно-разгрузочных работ, руководитель попросил меня проконсультировать его насчет дополнительных обязанностей в области охраны труда, которые появятся у него в связи с нововведениями в собственном технологическом процессе.
Требования законодательства по охране труда
Начнем с того, что складирование грузов должно производиться по технологическим картам с указанием мест и размеров складирования, размеров проходов, проездов и т.п., с которыми должны быть под роспись ознакомлены лица, ответственные за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ, работники, выполняющие погрузочно-разгрузочные и складские работы (п. 64 Правил № 173).
А это значит, что необходимо разработать и утвердить технологическую карту, которая должна выполняться в виде плана склада, площадки складирования, на котором должны быть обозначены места и размеры штабелей грузов, подъездные пути для автомобильного и железнодорожного транспорта, проходы для работников, крановые рельсовые пути и зоны обслуживания кранами, места установки стреловых самоходных кранов, транспорта под погрузку или разгрузку грузов и т.д. Но для того чтобы разработать технологическую карту, необходимо изучить соответствующие нормативные правовые акты.
Так как организация осуществляет в т.ч. и торговую деятельность, то следует обратить внимание на нормы Правил № 63: при размещении товаров в помещениях размеры отступов должны составлять: от стен помещения – 0,7 м, приборов отопления – 0,2–0,5 м, источников освещения – 0,5 м, пола – 0,15–0,30 м. Зазоры в штабеле должны быть следующие: между ящиками – 0,02 м, между поддонами и контейнерами – 0,05–0,10 м.
Документ:
Правила охраны труда в организациях торговли, утвержденные постановлением Минторга Республики Беларусь от 09.12.2003 № 63 (далее – Правила № 63).
Кроме того, проезды и проходы внутри производственных помещений должны быть обозначены линиями или знаками, выполненными несмываемой краской контрастного цвета (п. 57 Правил № 70).
Документ:
Межотраслевые общие правила по охране труда, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 03.06.2003 № 70 (далее – Правила № 70).
Габариты проездов напольного безрельсового транспорта внутри помещений должны иметь разметку шириной не менее 0,05 м. Ограничительные линии должны наноситься к оборудованию и стенам помещений не ближе чем на 0,5 м (п. 61 Правил № 165).
Документ:
Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.12.2003 № 165 (далее – Правила № 165).
Определившись с габаритами и шириной линий, из Правил № 165 мы получаем информацию о том, что при проведении погрузочно-разгрузочных работ расстояние между напольным безрельсовым транспортом и штабелем груза должно быть не менее 1 м.
Стеллажи допускается устанавливать или укладывать товары штабелями с отступом от стен и пристенных колонн, составляющим 0,05–0,1 м, в случаях, когда отступы не используются для эвакуации людей.
Стеллажи в помещениях должны быть прочными, устойчивыми и крепиться между собой и к конструкциям зданий. Проходы между стеллажами должны быть шириной не менее 1 м.
Стеллажи испытываются 1 раз в год на нагрузку, соответствующую 1,25 от номинальной. На стеллажах должны быть вывешены таблички с указанием их максимальной грузоподъемности и сроков очередных испытаний.
Стеллажи, выполненные из металла, должны иметь защитное заземление.
Не допускается загрузка стеллажей свыше предельной нагрузки, на которую они рассчитаны.
Обобщив все эти данные, приступаем к разработке плана склада, на котором следует обозначить места и размеры штабелей грузов, места нанесения линий, обозначающих проезды и проходы внутри склада, подъездные пути для транспорта, проходы для работников.
Оборудуем рабочее место кладовщика
Теперь следует определиться с рабочим местом кладовщика.
Площадь рабочего места кладовщика должна быть не менее 6 м² (п. 134 Правил № 63). Для создания нормальных условий труда оборудуются утепленные кабины, допускается также ограждение рабочего места кладовщика остекленной перегородкой высотой 1,8 м.
Рабочее место кладовщика размещается ближе к тем участкам, где производится основная работа по комплектованию, упаковке и отправке товаров в экспедицию.
На рабочем месте кладовщика устанавливают стол и подъемно-поворотный стул, там же должен находиться необходимый для вскрытия тары инструмент (ножницы, гвоздодеры, клещи, плоскогубцы и др.).
Над столом кладовщика, где производится оформление документации, и у картотек устанавливаются светильники местного освещения.
Назначаем ответственных
Далее назначаем приказом из числа специалистов лиц, ответственных:
– за выпуск на линию в исправном состоянии напольного безрельсового транспорта;
– своевременный осмотр и ремонт напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек;
– безопасную эксплуатацию напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек (п. 12 Правил № 165)
При этом учитываем, что Правилами № 165 допускается возложение на одного специалиста обязанностей лица, ответственного за выпуск на линию в исправном состоянии напольного безрельсового транспорта, и лица, ответственного за своевременный осмотр и ремонт напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек, что особенно актуально для микроорганизаций.
Проводим медосмотр, обучение и проверку знаний
Выполняем требования п. 17 Правил № 165, согласно которому к управлению напольным безрельсовым транспортом, техническому обслуживанию и ремонту напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек допускаются лица, прошедшие в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, подготовку (обучение), переподготовку по соответствующей профессии, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда. Поэтому водителя погрузчика направляем на медицинский осмотр, оформляем приказом стажировку, проводим первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте и проверку знаний в комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда и выдаем ему удостоверение по охране труда.
Присваиваем группу по электробезопасности
Водитель, занятый управлением электропогрузчиком, должен иметь группу по электробезопасности не ниже II, а если сам будет обслуживать аккумуляторные батареи – то группу по электробезопасности не ниже III.
Для этих целей из числа административно-технического персонала приказом должно быть назначено лицо, ответственное за электрохозяйство (п. 4.1.4 ТКП 427-2012).
Документ:
ТКП 427-2012 (02230) «Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок», утвержденный и введенный в действие приказом Минэнерго Республики Беларусь от 28.11.2012 № 228 (далее – ТКП 427-2012).
Приказ издается после присвоения (подтверждения) указанному лицу группы IV по электробезопасности для электроустановок напряжением до 1 000 В и прохождения проверки знаний по вопросам охраны труда.
Присвоить IV группу лицу, ответственному за электрохозяйство, оказывается довольно проблематично: согласно требованиям, изложенным в приложении В «Группы по электробезопасности» табл. В.1 ТКП 427-2012, персоналу организации со средним специальным, высшим техническим образованием может быть в установленном порядке первоначально присвоена II группа по электробезопасности, через месяц – III и только через 2 месяца после присвоения III – IV группа.
Можно, конечно, отправить водителя погрузчика в комиссию органа госэнергонадзора, где ему присвоят соответствующую группу по электробезопасности, но как допустить его к самостоятельной работе, когда в организации де-факто нет полноценного лица, ответственного за электрохозяйство, – а вдруг электротравма?..
Так что от греха подальше отложим модернизацию на 3 месяца, пусть погрузчик постоит и подождет окончания процедуры назначения лица, ответственного за электрохозяйство.
А за это время руководитель составит для лица, ответственного за выпуск на линию в исправном состоянии напольного безрельсового транспорта, журнал учета неисправностей, выявленных при ежедневном осмотре напольного безрельсового транспорта, и журнал учета выпуска на линию и возвращающегося с линии напольного безрельсового транспорта, образцов которых, кстати, нет в Правилах № 165.
Поэтому, покопавшись в архивах, я предложил руководителю организации формы названных журналов, с которыми можно ознакомиться в рубрике «Полезная документация».
Теперь руководителю остается только выполнить все приведенные условия, оборудовать место для зарядки аккумуляторов (правда, с отменой прежней редакции Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты и Минтранса Республики Беларусь от 04.12.2008 № 180/128, не знаю, где посмотреть требования к аккумуляторным, в новой редакции этого нормативного акта нет отсылок на другие документы, содержащие такие требования) и смело заменить ручной труд на механизированный.
Сергей Жартун, директор ОДО «ПрофиТруд»