С 25 января 2014 г. вступает в силу новое Типовое положение о службе охраны труда организации, утвержденное постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.09.2013 № 98.
Первое, что бросается в глаза – лаконизм документа: он стал вдвое короче по сравнению с прежним, утвержденным постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 24.05.2002 № 82. При этом информативность не пострадала. Из текста документа исключены разъяснения терминов, в частности, определение понятия «охрана труда»; значительно сокращена вступительная часть за счет отсылки к Закону РБ «Об охране труда» (далее – Закон), исчезло разделение документа на главы; исключены положения, которые касаются обязанностей и прав нанимателей и работодателей в области охраны труда, оговоренные другими актами законодательства. Новым положением конкретно определены задачи и функции исключительно службы ОТ в системе управления организацией.
Структура и численность службы охраны труда зависит от численности работников и от опасных факторов
Новое положение полностью соотносится со ст. 20 Закона РБ «Об охране труда» в новой редакции от 12.07.2013. Согласно новому положению структура и численность службы охраны труда устанавливаются в зависимости от численности работников, характера и степени опасности факторов производственной среды и трудового процесса, наличия опасных производственных объектов, работ с повышенной опасностью. При этом не отменяется такой нормативный акт, как Нормативы численности специалистов по охране труда на предприятиях, утвержденные постановлением Минтруда РБ от 23.07.1999 № 94.
На службу ОТ нельзя возложить иные функции
Как и в предыдущем постановлении, оговорено подчинение службы ОТ непосредственно руководителю организации или «уполномоченному в соответствии с системой управления охраной труда его заместителю»: формулировка нового положения соответствует СТБ 18001-99. Сохранена норма, исключающая возложение на службу ОТ иных функций, кроме указанных в положении, за исключением привлечения службы к ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Функции службы ОТ
Вся гл. 2 предыдущего документа, в новой редакции изложена в одном пункте:
– «10. Основными задачами службы охраны труда являются:
– организация работы по охране труда;
– осуществление контроля за соблюдением законодательства об охране труда».
В части функций, исполнение которых возложено на службу ОТ, в новом документе исключена излишняя их детализация: например, подготовка перечней инструкций по охране труда, паспортизация санитарно-технического состояния условий и охраны труда, руководство работой кабинета охраны труда и т.п., имевшиеся в старой редакции.
Подготовка документов по вопросам охраны труда и координация деятельности структурных подразделений
На службу ОТ возложена функция координации деятельности структурных подразделений по обеспечению на каждом рабочем месте условий труда, соответствующих требованиям по охране труда (этого не было в предыдущей редакции). В новом положении подчеркивается, что работа по охране труда не является функцией исключительно службы ОТ.
Между тем, если ранее на службу возлагалось оказание организационно-методической помощи структурным подразделениям в разработке мероприятий по улучшению условий и охраны труда, разработке и пересмотру инструкций по охране труда, то в новой редакции указано, что служба ОТ «осуществляет совместно с иными структурными подразделениями подготовку документов по вопросам охраны труда, в том числе перечня инструкций по охране труда, документов по вопросам обучения, стажировки, инструктажа, проверки знаний, и иным вопросам, предусмотренным законодательством об охране труда». В данном случае, нормы законодательства приближены к практике работы: ранее подготовка и утверждение всех этих документов, в частности, разработка инструкций по охране труда, также осуществлялись инженером по ОТ.
Правовой коллизии с Инструкцией о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг), утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 176, здесь нет: документы имеют равный правовой статус, а в этом случае более поздний имеет большую правовую силу.
Права службы ОТ
В новом документе кратко сформулированы права службы ОТ: в частности, проведение проверок в организации состояния условий труда, соблюдения законодательства об охране труда оговорено и как функция, и как право службы, при этом исключена детализация того, что должна контролировать служба, а что – нет. Сохранена норма о праве службы ОТ выдавать должностным лицам нанимателя обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований по охране труда, требовать у должностных лиц и других работников, допустивших нарушения, письменные объяснения, приостанавливать эксплуатацию оборудования или выполнение работ.
При этом исключена как обязательная форма предписания службы ОТ, имевшаяся в старой редакции документа. Она может быть произвольная, утвержденная как локальный нормативный акт.
ЭТО ВАЖНО! Издание нового положения не требует особых изменений в локальных нормативных актах конкретной организации. Необходимо будет корректировка перечня нормативных правовых актов, возможно, понадобится заново утвердить Положение о службе охраны труда или должностную инструкцию инженеру по охране труда (с учетом внесенных в эти документы изменений).
ЭТО ВАЖНО! Не запрещено пользоваться ранее утвержденной формой предписания службы охраны труда на устранение нарушений.
ЭТО ВАЖНО! Не изменяется порядок взаимодействия службы ОТ с другими подразделениями.
В целом, новый нормативный правовой акт стал таким, каким он и должен быть: лаконичным, понятным и дающим нужную степень свободы в его применении в конкретных условиях организации.
Виктория Заремба, инженер по охране труда
Документ: постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 24.05.2002 № 82 «Об утверждении Типового положения о службе охраны труда организации».
Документ: постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 23.07.1999 №94 «Об утверждении нормативов численности специалистов по охране труда на предприятиях».
Документ: постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 №176 «Об утверждении Инструкции о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг)».
Документ: Закон РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда»