По 2 декабря 2016 г. на электронный адрес Минтруда и соцзащиты каждый желающий мог направить свои предложения и замечания к проекту Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об охране труда»« (далее – законопроект).
Автор статьи делится с читателями своими соображениями в отношении новелл законопроекта.
Законопроект в целом заслуживает одобрения и поддержки. Вместе с тем, ряд предлагаемых изменений и дополнений носит неоднозначный характер и заслуживает дополнительного обсуждения.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда).
Терминология законопроекта
Термины «безопасные условия», «вредный производственный фактор», «опасный производственный фактор», «средство индивидуальной защиты», «средство коллективной защиты» предлагается привести в соответствие с терминами ГОСТ 12.0.002-2013 «Система стандартов безопасности труда. Термины и определения».
По мнению автора, термин «система управления охраной труда», а именно используемые в этом определении категории, требуют соответствующей расшифровки. Что такое общая система управления организацией, методы, процедуры, процессы? В этом определении отсутствует главное, чем характеризуется управление, – подготовка, принятие управленческого решения и контроль за его реализацией.
Можно дать следующее определение понятию СУОТ: «Система управления охраной труда – регламентированная законодательными и нормативными правовыми актами, техническими нормативными правовыми актами совокупность организационных, технических, санитарно-противоэпидемических, лечебно-профилактических, социально-экономических и иных мероприятий, методов и средств управления, направленных на организацию программно-целевой деятельности по обеспечению безопасности, сохранению здоровья и работоспособности человека в процессе труда, включающая подготовку, принятие и реализацию соответствующих управленческих решений».
В законопроекте предлагается упразднить паспортизацию санитарно-технического состояния условий и охраны труда и связанные с ней нормы Закона об охране труда.
Назрела необходимость уйти от установления различных типовых перечней.
Установление типовых перечней часто приводит к формализму и составлению организациями выборки из них.
Вместо таких перечней целесообразнее установить критерии, признаки, показатели, руководствуясь которыми организации сами установят необходимые перечни.
О работах повышенной опасности
К работам с повышенной опасностью должны быть отнесены:
– работы, связанные с применением предметов и орудий труда, представляющих повышенную опасность;
– работы, связанные с процессами, которые создают опасность для жизни и здоровья работников, выполняющих эти работы, и окружающих;
– работы, выполняемые в производственной среде, которая представляет повышенную опасность;
– работы, представляющие повышенную опасность в связи с их выполнением в особых условиях;
– работы, для выполнения которых соответствующими правилами установлено требование о предварительном обучении и проверке знаний работников по вопросам охраны труда, а процесс их выполнения требует высокой согласованности в действиях работников, осуществления специальных технических и организационных мер безопасности, а также постоянного контроля за ходом их выполнения.
К работам с повышенной опасностью следует относить и работы, для безопасного выполнения которых соответствующими правилами предусматривается, в частности:
– издание специальных приказов, распоряжений;
– получение специальных разрешений на производство работ и др.;
– целевые инструктажи по охране труда;
– применением системы нарядов-допусков.
Проверка знаний и контроль за состоянием охраны труда
Аналогичным образом проверка знаний по охране труда должна назначаться работникам, которые обеспечивают, организуют, руководят, обучают, конструируют, проектируют, осуществляют контроль, диагностику, освидетельствование, дают экспертную оценку.
В настоящее время централизованно установлено назначение 95 категорий ответственных лиц, 18 комиссий самого различного состава и для различных целей.
Заметим, что все работники ответственны за то, что входит в их должностные, функциональные обязанности, которые устанавливаются в системе управления охраной труда в организации.
В ст. 17 законопроекта в абзаце «разработке, внедрению и поддержанию функционирования системы управления охраной труда, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, разработке и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда» необходимо исключить текст после слов «управления охраной труда».
В настоящее время отсутствует государственная методика оценки рисков, и система управления охраной труда на ее основе не может быть разработана.
Статью 19-1 «Контроль за соблюдением работниками законодательства об охране труда в организации» Закона об охране труда предлагается изложить лаконично:
«Виды, формы, методы контроля за соблюдением требований по охране труда и периодичность их осуществления устанавливает работодатель в системе управления охраной труда».
Предлагаемые в статье виды контроля не могут быть универсальными, пригодными для всех организаций с различной численностью работающих, структурами управления, иными различиями.
Данную управленческую функцию должна определять организация в системе управления охраной труда, которая может установить иную периодичность соответствующих видов контроля.
Заметим также, что на контроль, как на управленческую функцию, не может быть возложена задача обеспечения выполнения требований по охране труда.
Следует учитывать, что существующие в настоящее время технические средства позволяют осуществлять контроль дистанционно и документировать современными средствами нарушения требований по охране труда. Поэтому работодатель вправе сам решать данный вопрос.
Справочно:
законопроект предусматривает разработку и утверждение Типового договора на оказание услуг в области охраны труда Минтруда и соцзащиты.
Справочно:
законопроект не предусматривает установление Типового перечня работ с повышенной опасностью, выполняемых по наряду-допуску.
Владимир Семич, инженер, член Общественного объединения
«Сообщество трудового права»