Ситуация 1
Работник организации в выходной день при использовании служебного автомобиля попал в ДТП, в результате которого он получил травмы, а автомобиль – повреждения.
Надо ли проводить расследование и как квалифицировать несчастный случай – как производственный или нет?
Начнем с того, что случай произошел на служебном транспорте, поэтому он подлежит расследованию, которое и даст основание для квалификации случая производственным или непроизводственным. Сам по себе факт получения травмы при использовании служебного автомобиля еще не является основанием для однозначного признания несчастного случая производственным.
Документ:
Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 15.01.2004 № 30 «О расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Правила № 30).
Расследованию подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, указанными в подп. 2.4 п. 2 Правил № 30, повлекшие за собой необходимость перевода потерпевшего на другую работу, временную (не менее 1 дня) утрату им трудоспособности либо трудовое увечье, происшедшие в течение рабочего времени, во время дополнительных специальных перерывов или перерывов для отдыха и питания, в периоды времени до начала и после окончания работ, необходимые для следования по территории организации, нанимателя, страхователя к рабочему месту и обратно, для приведения в порядок оборудования, инструментов, приспособлений и средств индивидуальной защиты, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, при выполнении работ в сверхурочное время, в выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом РБ нерабочими:
– на территории организации, нанимателя, страхователя или в ином месте работы, в т.ч. в служебной командировке при выполнении служебного задания, а также в любом другом месте, где потерпевший находился в связи с работой либо совершал действия в интересах организации, нанимателя, страхователя;
– во время следования к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном организацией, нанимателем, страхователем;
– на личном транспорте, используемом в рабочее время в соответствии с заключенным в установленном порядке договором (соглашением) между работником и организацией, нанимателем, страхователем об использовании личного транспорта работающего в интересах организации, нанимателя, страхователя или по соглашению сторон трудового договора;
– при следовании к месту служебной командировки и обратно:
на транспорте общего пользования (кроме транспорта общего пользования, осуществляющего городские перевозки);
на транспорте, предоставленном организацией, нанимателем, страхователем.
При этом несчастный случай оформляется актом о непроизводственном несчастном случае формы НП (далее – акт формы НП), если повреждение здоровья, смерть потерпевшего:
– произошли вследствие установленного судом умысла потерпевшего (совершения потерпевшим противоправных деяний, в т.ч. хищения и угона транспортных средств) или умышленного причинения вреда своему здоровью (попытка самоубийства, самоубийство, членовредительство и тому подобные деяния);
– произошли при обстоятельствах, когда единственной причиной повреждения здоровья, смерти потерпевшего явилось его нахождение в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, подтвержденном документом, выданным в установленном порядке организацией здравоохранения;
– обусловлены исключительно заболеванием потерпевшего, подтвержденным документом, выданным в установленном порядке организацией здравоохранения;
– произошли не при исполнении им трудовых обязанностей по трудовому договору (контракту) и не в других случаях, определенных в п. 243 Положения о страховой деятельности, если потерпевший является застрахованным по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (при выполнении государственных или общественных обязанностей, в установленных судом случаях изготовления потерпевшим в личных целях каких-либо предметов или при самовольном использовании в личных целях транспортных средств, механизмов, оборудования, инструментов, приспособлений организации, нанимателя, страхователя и в других случаях).
Справочно:
Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденное Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530 «О страховой деятельности», в редакции Указа Президента РБ от 14.04.2014 № 165 (далее – Положение о страховой деятельности).
Что необходимо выяснить при проведении расследования
При расследовании нужно выяснить и получить документальное подтверждение фактов:
а) отсутствия у потерпевшего в момент получения травмы патологических изменений состояния здоровья – сердечного приступа, внезапного головокружения или иных граничных состояний, при которых водитель внезапно теряет управление транспортным средством. Такое заключение всегда дают в ходе проведения судебно-медицинской экспертизы при исследовании трупа, но по запросу могут дать и в лечебном учреждении. Если такое исследование проводилось, то в заключении Государственной автомобильной инспекции о причинах ДТП будет упомянуто физическое состояние водителя. Это может послужить основанием для квалификации несчастного случая по подп. 24.3 п. 24 Правил № 30, но согласно данным Правилам требуется именно документ учреждения здравоохранения.
Добавим, что водители проходят предрейсовый медицинский осмотр согласно Инструкции о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (п. 1107 Межотраслевых правил).
Отсутствие предрейсового медосмотра может послужить основанием для признания вины нанимателя;
Документ:
постановление Минздрава РБ от 03.12.2002 № 84 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов)» (далее – Инструкция о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств).
б) легитимности использования служебного транспорта данным сотрудником: закрепление за ним транспорта приказом, получение однократного разрешения на использование служебного транспорта в интересах нанимателя в выходной день (командировочное удостоверение), график рабочего времени данного работника (возможно, для него среда – выходной, а воскресенье – рабочий день).
А если это угон?
При выявлении факта нелегитимного использования транспорта наниматель вправе заявить о совершении потерпевшим противоправного действия – угона автомобиля. Тогда вступает в силу подп. 24.1 п. 24 Правил № 30.
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты и Минтранса РБ от 04.12. 2008 № 180/128 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте» (далее – Межотраслевые правила).
Здесь необходимо учитывать и требования п. 1106 Межотраслевых правил: должностные и иные лица транспортных и других организаций, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, не должны допускать к участию в дорожном движении транспортные средства и водителей при нарушении требований, установленных Правилами дорожного движения и Межотраслевыми правилами.
Формулировка данного пункта в принципе не допускает самовольного использования служебного автотранспорта работниками.
В целом «дистанционное» проведение расследования на вопрос о квалификации несчастного случая дать ответа не может, как, собственно, и в любом ином случае.
А кто ответит?
Ситуция 2
Водитель организации в нерабочее время, находясь в нетрезвом состоянии, самовольно выехал из гаража на служебной автомашине, закрепленной за ним, и совершил дорожно-транспортное происшествие, в котором пострадали люди.
Кто будет возмещать причиненный работником ущерб?
Документ:
Гражданский кодекс РБ (далее – ГК).
По общему правилу, юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей (часть первая п. 1 ст. 937 ГК).
Однако ст. 948 ГК регулирует вопросы ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности: юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо, которое владеет источником повышенной опасности на праве собственности либо на ином законном основании.
При этом владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пп. 2 и 3 ст. 952 ГК.
Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц (п. 3 ст. 948 ГК). Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником.
При наличии вины владельца в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности.
Таким образом, если в организации была обеспечена трудовая дисциплина и соблюдены надлежащие условия контроля за выходом и прибытием транспортных средств, а действия водителя, совершившего дорожно-транспортное происшествие, были противоправны и осуществлены без ведома соответствующих ответственных лиц организации, то организация не будет нести ответственность как владелец источника повышенной опасности.
Если же эти требования выполнены не были или водитель был допущен к управлению в результате ненадлежащего контроля со стороны работников организации, ответственных за выход и прибытие транспортных средств, ответственность организации как владельца источника повышенной опасности наступает за причиненный вред, при наличии вины владельца в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности (п. 3 ст. 948 ГК).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации организация как владелец источника повышенной опасности (служебной автомашины) будет обязана возместить причиненный ущерб только в том случае, если будет установлена вина иных ее работников в допущении противоправного изъятия транспортного средства непосредственным виновником дорожно-транспортного происшествия.
Справочно:
владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц (часть третья ст. 948 ТК).
Документ:
Декрет Президента РБ от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее – Декрет № 5).
Документ:
Трудовой кодекс РБ (далее – ТК).
Справочно:
ущерб, причиненный нанимателю по вине работника, может быть возмещен по распоряжению нанимателя в размере до 3 его среднемесячных заработных плат путем удержания из заработной платы работника (часть первая ст. 408 ТК, подп. 3.6 п. 3 Декрета № 5).
Виктор Серый, инженер по охране труда