Образец протокола проверки знаний по вопросам охраны труда см. в рубрике «Полезная документация» на с. 25 журнала.
С 28 июня 2020 г. применяется новая форма протокола проверки знаний по вопросам охраны труда (далее – протокол), установленная приложением к постановлению № 210.
Рассмотрим вопросы, которые часто возникают при оформлении протокола по новым правилам.
1. Необходимо ли в гр. 3 протокола указывать наименование организации или делать этого не следует, поскольку наименование организации уже указано в верхней части протокола?
Несмотря на то что комиссия организации для проверки знаний по вопросам охраны труда, как правило, проводит проверку знаний только своим работникам, при этом писать наименование организации, в которой работает работник, в гр. 3 протокола надо.
При проведении проверки знаний работающих иных организаций, в которых невозможно создание комиссии организации (п. 17 Положения о комиссии организации), в гр. 3 протокола обязательно указывать наименование сторонней организации.
Форма протокола, применявшаяся ранее, не предусматривала возможность для заполнения названия иной организации в случае проведения проверки знаний работающих иных организаций, хотя такая норма и была отражена в п. 12 прежней редакции Положения о комиссии организации.
2. В протоколе перед таблицей есть фраза: «Комиссия провела проверку знаний по вопросам охраны труда». Необходимо ли после этой фразы конкретизировать, в каком объеме проводить такую проверку, так как этот объем различается в зависимости от профессий рабочих и видов работ?
В отличие от ранее применявшейся формы протокола, в новой форме отсутствует требование указывать объем, в котором проводится проверка знаний по вопросам охраны труда.
Проверка знаний по вопросам охраны труда работающих проводится в объеме требований нормативных правовых актов (НПА), в т.ч. технических нормативных правовых актов (ТНПА), а также локальных правовых актов (ЛПА), соблюдение которых входит в трудовые обязанности работающих (п. 46 Инструкции № 175).
Требование о необходимости установления каким-либо документом перечня требований НПА, в т.ч. ТНПА, а также ЛПА, в объеме которых по каждой профессии рабочего или по виду работ проводится проверка знаний по вопросам охраны труда, законодательством не установлено.
3. Разрешено ли в один протокол проверки знаний вписать, кроме работников одинаковых профессий, работников других профессий, а также различные виды работ?
В ранее применявшейся форме протокола необходимо было делать запись об объеме, в котором проводится проверка знаний. Соответственно по каждой профессии рабочего или по виду работ необходимо было оформлять отдельный протокол проверки знаний, так как объем, в котором проводится проверка знаний, разный для каждой профессии рабочего или вида работ.
Новая форма протокола позволяет оформлять в одном протоколе проведение проверки знаний для работающих разных профессий и для разных видов работ.
4. Что делать, если работник по одной и той же профессии или по виду работ должен проходить проверку знаний в различных комиссиях?
Работающие по профессиям рабочих, принятые или переведенные на работы с повышенной опасностью, опасные производственные объекты и (или) потенциально опасные объекты, для допуска к которым необходимо проходить проверку знаний, например, в комиссии для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности в соответствии с требованиями Инструкции № 31, также должны пройти проверку знаний по вопросам промышленной безопасности с оформлением протокола по форме, приведенной в приложении к Инструкции № 31.
5. Как указать в протоколе, по какой – основной или смежной – профессии работник прошел проверку знаний?
Важно, чтобы работники, совмещающие несколько должностей служащих (профессий рабочих), прошли проверку знаний по вопросам охраны труда по основной, а также по всем совмещаемым должностям служащих (профессиям рабочих) и это было документально оформлено протоколом.
В самом протоколе не требуется делать какие-либо идентификационные записи для отличия основной должности служащего (профессии рабочего) от совмещаемых должностей служащих (профессий рабочих).
В законодательстве Республики Беларусь отсутствует определение термина «смежная профессия», хотя в практической деятельности при применении термина «смежная профессия» подразумевается наличие дополнительной профессии помимо основной, по которой работник выполняет дополнительную работу в процессе совмещения профессий или расширения трудовых функций.
Работники, совмещающие несколько должностей служащих (профессий рабочих), должны пройти проверку знаний по вопросам охраны труда по совмещаемым должностям служащих (профессиям рабочих) в случаях, если это требуется по совмещаемым должностям служащих (профессиям рабочих) (п. 4 Инструкции № 175).
6. Что делать, если работник не прошел периодическую проверку по одной из профессий рабочего или по виду работ в назначенный день, а в протокол он внесен?
В гр. 6 протокола «Результаты проверки знаний (прошел, не прошел)» необходимо:
в строке напротив соответствующей профессии рабочего или вида работ, по которым работник прошел проверку знаний, – сделать запись «Прошел», после которой в гр. 7 протокола работник ставит свою подпись;
в строке напротив соответствующей профессии рабочего или вида работ, по которым работник не прошел проверку знаний, – сделать запись «Не прошел», после которой в гр. 7 протокола работник ставит свою подпись.
Далее данный работник подлежит повторной проверке знаний по вопросам охраны труда по соответствующей профессии рабочего или виду работ, по которым он не прошел проверку знаний, не позднее 1 месяца со дня принятия решения о повторной проверке знаний по вопросам охраны труда (п. 54 Инструкции № 175).
Работник, не прошедший проверку знаний по вопросам охраны труда повторно, не допускается к выполнению работ и отстраняется от работы в соответствии с требованиями п. 2 части шестой ст. 49 ТК.
Вопрос о работе по профессии рабочего (соответствии занимаемой должности служащего) работника, не прошедшего проверку знаний по вопросам охраны труда повторно, рассматривается нанимателем в соответствии с законодательством. Так, согласно требованиям ст. 30 ТК в данном случае работнику письменно предлагается перевод на другую работу, не связанную с проверкой знаний по вопросам охраны труда. В случае отказа работник увольняется по п. 4 ст. 42 ТК.
7. Работник сдавал в один день 6 экзаменов по основной профессии рабочего, по смежным профессиям рабочего, а также по видам работ. Сколько времени необходимо затратить на проведение проверки знаний по вопросам охраны труда этому работнику?
Законодательством Республики Беларусь не установлены ни норма времени на проверку знаний по вопросам охраны труда, ни количество вопросов, которые должны быть в одном билете для проверки знаний по вопросам охраны труда.
Как временные, так и количественные критерии для проверки знаний по вопросам охраны труда в каждой организации применяются индивидуально: количество вопросов в билетах, как и количество времени на ответы по одному билету, каждая организация определяет самостоятельно, при этом данные критерии не требуется закреплять документально.
Например, при проверке знаний по вопросам охраны труда с применением компьютерной программы в комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда Мингорисполкома на одного проверяемого в билете предлагаются 12–15 вопросов и выделяется до 20 мин на ответы.
Исходя из указанных временных и количественных критериев, работнику в рассматриваемой ситуации необходимо будет пройти проверку знаний по вопросам охраны труда в объеме билетов по основной профессии рабочего, по смежным профессиям рабочего, а также по видам работ, при этом ему будет выделено 120 мин для ответов на 6 билетов.
8. Какое количество работников может быть записано в один протокол проверки знаний по вопросам охраны труда? Можно ли записать всю смену, весь цех или есть какие-либо ограничения?
Так как в протоколе необходимо указывать дату, соответственно протокол на проверку знаний оформляется отдельно на каждый день.
В состав комиссии организации включен секретарь комиссии организации (п. 3 Положения о комиссии организации).
Функции секретаря комиссии организации предусматривают в т.ч. решение организационных вопросов, информирование работающих о дате, времени и месте проведения заседания комиссии организации, ведение документации комиссии организации.
Соответственно секретарь комиссии организации должен рассчитать количество работников, которые будут проходить проверку знаний в соответствующий день, с учетом применимых в организации временных и количественных критериев для проверки знаний по вопросам охраны труда.
Далее секретарь комиссии организации информирует соответствующих работающих о дате, времени и месте проведения заседания комиссии организации и готовит протокол.
9. Имеет ли секретарь комиссии организации право голоса или решает только организационные вопросы?
Секретарь комиссии организации решает организационные вопросы, установленные п. 5 Положения о комиссии организации.
Важно!
В Положении о комиссии организации не содержится прямой нормы о том, кто может являться секретарем комиссии организации. Соответственно функции секретаря комиссии организации приказом можно возложить на любого члена комиссии организации, включенного в ее состав.
Секретарь комиссии организации также имеет право голоса для принятия решения при работе комиссии организации, так как он входит в состав данной комиссии (п. 3 Положения о комиссии организации).
Комиссия организации осуществляет свою деятельность в целях проверки знаний по вопросам охраны труда работающих организации (п. 2 Положения о комиссии организации).
Секретарь комиссии организации является ее полноправным членом, следовательно, ему, как и другим членам комиссии, необходимо проходить проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях согласно требованиям п. 43 Инструкции № 175.
Как следует из практики, ранее работу в объеме функций секретаря комиссии организации и без приказа выполнял работник службы охраны труда (инженер по охране труда) либо уполномоченное должностное лицо, на которого возложены обязанности специалиста по охране труда.
Документы:
Постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 210 «О порядке создания и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам охраны труда» (постановление № 210).
Положение о порядке создания и деятельности комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденное постановлением № 210 (Положение о комиссии организации).
Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175 (Инструкция № 175).
Инструкция о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденная постановлением МЧС Республики Беларусь от 06.07.2016 № 31 (Инструкция № 31).