Чем отличается отстранение от работы от недопущения к работе?
Отстранение работника от работы представляет собой временное по решению нанимателя прекращение выполнения работником трудовой функции, предусмотренной трудовым договором. Принять такое решение наниматель должен в случаях, перечисленных в ст. 49 Трудового кодекса РБ (далее – ТК). Так, наниматель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, появившегося в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Несмотря на то, что недопущение к работе рассматривается в ст. 49 ТК как юридический синоним понятия «отстранения от работы», между ними есть различия. «Не допускает к работе» означает, что наниматель, заметив признаки опьянения, запрещает работнику приступать к исполнению трудовой деятельности, которая с началом рабочего дня (смены) еще не началась. «Отстранение от работы» имеет место уже в том случае, когда работник приступил к выполнению трудовой функции с началом рабочего дня (смены), и только при изменении его состояния в течении рабочего времени или при условии, что состояние работника не было замечено до начала трудовой деятельности, от нанимателя поступает распоряжение прекратить работу. Отстранение от работы оформляют приказом (распоряжением). Однако для его составления необходимо соответствующее основание, а также подтверждение того, что работник действительно находится в состоянии опьянения.
На первый взгляд различие между этими распорядительными действиями нанимателя кажется незначительным. Но иногда оно становится принципиальным, так как именно за допуск к работе работника в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения должностные лица организаций могут быть привлечены к административной, а в ряде случаев и к уголовной ответственности. Так, до принятия решения о допуске водителей к работе наниматель обязан провести предрейсовый медицинских осмотр водителей автотранспортных средств. Если в результате предрейсового медосмотра не установлено состояние алкогольного опьянения, водитель допускается к управлению транспортным средством. Предположим, водитель «привел» себя в состояние алкогольного опьянения уже на линии. В данном случае, наниматель выполнил свою обязанность по допуску к управлению автотранспортным средством трезвого работника, и к нему не могут быть применены санкции, предусмотренные Кодексом РБ об административных правонарушениях. Решение об отстранении водителя от управления транспортным средством в данном случае будет уже принимать сотрудник ГАИ.
Справочно: если работник в рабочее время находится в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения не на своем рабочем месте, а, скажем, на территории организации, наниматель обязан недопустить работника к работе. Если же работник приступил к исполнению своих трудовых функций на рабочем месте, то речь уже идет об отстранении.
На устранение нарушений трудовой дисциплины, пьянства, производственного травматизма, правил техники безопасности направлена Директива Президента РБ от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» (далее – Директива № 1). Например, наниматель может уволить начальника цеха, за то, что тот не отстранил работников, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, от работы и не доложил о произошедшем руководителю организации, следовательно, скрыл факт нарушения подчиненными ему работниками нарушения трудовой дисциплины. В данном случае начальник цеха будет уволен за необеспечение надлежащей трудовой дисциплины подчиненных, а равно сокрытие фактов нарушения ими трудовой и исполнительской дисциплины и непривлечение без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения (подп. 2.10 п. 2 Декрета Президента РБ от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины») (далее – Декрет № 29)
Кроме того, распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств в рабочее время или по месту работы, необеспечение надлежащей трудовой дисциплины подчиненных, сокрытие фактов нарушения ими трудовой и исполнительской дисциплины либо непривлечение без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения являются дополнительными основаниями для увольнения работников, предусмотренные в примерной форме контракта нанимателя с работником, утвержденной постановлением Совета Министров РБ от 02.08.1999 № 1180 (далее – Примерная форма контракта).
Справочно: в целях усиления ответственности нанимателей и работников за состояние трудовой и исполнительской дисциплины действие контракта может прекращаться по дополнительным основаниям (например, за необеспечение надлежащей трудовой дисциплины подчиненных, сокрытие фактов нарушения ими трудовой и исполнительской дисциплины либо непривлечение без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения) (Декрет № 29, Директива № 1, Директива Президента РБ от 27.12.2006 № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» и др.) (п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РБ от 26.06.2008 № 4 «О практике рассмотрения судами трудовых споров, связанных с контрактной формой найма работников»).
Справочно: Интересный факт. Кировским районным судом города Ярославля вынесено судебное решение в пользу работника по делу о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда. Работник взыскал с работодателя заработную плату за период простоя, который возник по причине того, что пьяный бригадир «не мог выдавать производственные задания рабочим и контролировать их исполнение».
В то же время отметим, что увольнение за появление на работе в состоянии алкогольного опьянения является одной из мер дисциплинарного взыскания (п. 3 часть первая ст. 198 ТК). Следовательно, в соответствии со ст. 198 ТК применение взыскания должно быть оформлено приказом (распоряжением, постановлением) нанимателя.
В качестве основания для издания приказа указываются реквизиты акта, докладной записки или другого документа, фиксирующего проступок, объяснительной записки работника или же акта об отказе от представления объяснений.
Увольнение работника за указанное нарушение производится по п. 7 ст. 42 ТК.
В то же время п. 7 ст. 42 ТК содержит два основания увольнения, связанных с опьянением:
– появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
– распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств или токсических веществ в рабочее время или по месту работы.
Обратите внимание, что расторжение контрактов с работниками за распитие спиртных напитков является не правом (в отличие от других мер дисциплинарных взысканий), а обязанностью нанимателя (подп. 1.4 п. 1 Директивы № 1). В то время как применение данного вида взыскания к работнику, работающему по обычному трудовому договору (как срочному, так и заключенному на неопределенный срок), даже появившемуся на работе в состоянии алкогольного опьянения, является правом, а не обязанностью нанимателя.
Увольнение за необеспечение надлежащей трудовой дисциплины подчиненных
Самая большая трудность при увольнении за необеспечение надлежащей трудовой дисциплины подчиненных возникает при внесении записи в трудовую книжку работника об увольнении по дополнительным основаниям. Поскольку не ясно, насколько законно ссылаться при внесении записи в трудовую книжку об увольнении на Декрет № 29.
И так, основанием для внесения в трудовую книжку записей о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу, заключении контракта, увольнении, а также о награждениях и поощрениях является приказ (распоряжение) нанимателя. Запись, точно соответствующая формулировке приказа (распоряжения), вносится после его издания, но не позднее недельного срока, а при увольнении – в день увольнения (п. 15 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 09.03.1998 № 30 (далее – Инструкция № 30)).
Записи о причинах увольнения в трудовую книжку должны производиться в точном соответствии с формулировками ТК или специального законодательного акта (п. 27 Инструкции № 30).
Определение понятия «законодательные акты» дано в абз. 6 ст. 1 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее – Закон № 361-З). Так, законодательные акты – это Конституция РБ, законы РБ, декреты и указы Президента РБ.
Можно сделать вывод, что помимо ТК в трудовой книжке работника может быть указана формулировка причины увольнения, содержащаяся в Законах (например, в Законе РБ от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь»), Декретах и Указах Президента РБ (в т.ч. Директивах Президента РБ).
Таким образом, Декрет № 29 является специальным законодательным актом, регламентирующим контрактную форму найма и при увольнении работника, работающего на условиях контракта, за нарушения, перечисленные в подп. 2.10 п. 2 Декрета № 29, наниматель в приказе об увольнении работника и трудовой книжке может ссылаться на подп. 2.10 п. 2 Декрета № 29 и указывать формулировку причины увольнения, например, за необеспечение надлежащей трудовой дисциплины подчиненных, а равно сокрытие фактов нарушения ими трудовой и исполнительской дисциплины либо непривлечение без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения.
Наталья Щербакова, юрист