Санитарные нормы и правила устанавливают требования к факторам производственной среды, режимам труда и отдыха, санитарно-бытовому обеспечению, личной гигиене водителей автомобильного транспорта (далее – водитель), санитарному состоянию автомобильного транспорта (далее – автомобиль).
Действие санитарных норм и правил распространяется на водителей автомобилей, занятых внутриреспубликанскими и международными автомобильными перевозками пассажиров и багажа или автомобильными перевозками грузов общего назначения, за исключением грузов, перевозка которых регулируется Правилами по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденными постановлением МЧС РБ от 08.12.2010 № 61.
Документ: постановление Минздрава РБ от 14.06.2013 № 47 Санитарные нормы и правила «Требования к условиям труда водителей автомобильного транспорта», Гигиенический норматив «Оптимальные и допустимые значения параметров микроклимата на рабочих местах водителей автомобильного транспорта» (далее – санитарные номы и правила, далее - гигиенический норматив).
Внимание! Санитарные нормы и правила вступили в силу 08.07.2013.
Кроме того, действие Санитарных норм и правил не распространяется на автомобили, предназначенные для эксплуатации в закрытых помещениях и подземных условиях, на автомобили, предназначенные для выполнения специальных технологических операций и оснащенные двигателями внутреннего сгорания, электродвигателями, экспериментальные и спортивные модели, автомобили физических лиц, эксплуатирующих их для собственных нужд.
Справочно: утратили силу Санитарные нормы и правила № 11-10-94 «Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РБ 27.01.1994, постановление Минздрава РБ от 20.09.2011 № 93 «О внесении дополнения в Санитарные нормы и правила № 11-10-94 «Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РБ от 27.01.1994.
Факторы производственной среды на рабочих местах
На рабочих местах водителей автомобилей должны обеспечиваться параметры факторов производственной среды в соответствии с Санитарными нормами и правилами и Гигиеническим нормативом.
Системы вентиляции, отопления, кондиционирования воздуха автомобиля должны обеспечивать:
- оптимальные или, при невозможности их достичь, допустимые значения параметров микроклимата не позднее, чем через 30 минут после начала непрерывного движения автомобиля с прогретым двигателем в соответствии с требованиями Гигиенического норматива;
- организацию рассеянных воздушных потоков и возможность регулирования количества и направления поступающего в кабину воздуха, обеспечивать перепад температуры воздуха по высоте, температуру ограждающих поверхностей в кабине водителя и салоне автомобиля.
ВАЖНО! Запрещается эксплуатация автомобилей с неисправными и (или) с не отрегулированными системами вентиляции, отопления, кондиционирования воздуха, предусмотренными конструкцией транспортного средства, при отсутствии или изношенности предусмотренных технической документацией уплотнителей, ковриков и других средств, обеспечивающих герметичность кабины и салона (п.10 Санитарных норм и правил).
Для обеспечения параметров микроклимата на рабочем месте водителя кабина автомобиля должна быть оборудована средствами защиты от тепла, поступающего из моторного отсека, а также инсоляции.
Автомобили, предназначенные для эксплуатации в условиях карьеров, должны быть оборудованы эффективными средствами отвода и очистки отработавших газов от двигателей внутреннего сгорания для обеспечения в воздушной среде на рабочих местах водителей (воздух рабочей зоны) и в воздушной среде салонов вредных веществ в концентрациях, не превышающих допустимых значений (атмосферный воздух).
Требования, которым должна отвечать кабина водителя
Кабина автомобиля должна быть оборудована:
- устройством крепления аптечки первой медицинской помощи для оснащения транспортных средств;
- устройством для подвешивания верхней одежды;
- устройством для закрепления емкости (термоса) с водой.
Материалы, используемые для внутренней отделки кабины и салона автомобиля, не должны выделять в воздушную среду химические вещества в концентрациях, превышающих предельно допустимые.
ВАЖНО! Запрещается хранение и перевозка в кабине и салоне автомобиля смазочных материалов, технологических жидкостей, запасных частей, не предусмотренных технической документацией на автомобиль. В автомобилях-такси в багажном отделении запрещается хранение и перевозка смазочных материалов, технологических жидкостей, запасных частей, не предусмотренных технической документацией на автомобиль (п.34 Санитарных норм и правил).
Для исключения возможности загрязнения верхней одежды водителя, пассажиров, их багажа, кабина и салон автомобиля должны содержаться в чистоте. В автомобилях, предназначенных для перевозки пассажиров, курение запрещается, должны быть созданы необходимые условия для проведения регулярной чистки и уборки салона и багажного отделения по мере их загрязнения, обшивка салона и сидений не должны иметь механических повреждений и видимых загрязнений, воздух салона не должен иметь посторонних запахов.
В целях предотвращения возникновения и распространения сезонного подъема инфекционных заболеваний должны проводиться дезинфекционные мероприятия в салонах автомобилей, предназначенных для перевозки пассажиров.
Психофизиологические условия выполнения трудового процесса
Организация рабочего места водителя должна обеспечивать максимальное восприятие профессионально значимой информации во время движения автомобиля, поддержание удобной рабочей позы.
Компоновка органов управления должна обеспечивать возможность свободного доступа водителя ко всем устройствам и узлам автомобиля, подлежащим обслуживанию и контролю в процессе эксплуатации, а показатели тяжести и напряженности труда при работе с органами управления не должны превышать допустимых значений в соответствии с требованиями Санитарных норм и правил, устанавливающих гигиеническую классификацию условий труда.
Режим труда и отдыха водителей
Автомобильный перевозчик (наниматель) должен обеспечивать режимы труда и отдыха, направленные на снижение нервно-эмоционального напряжения и производственного утомления водителей (вводная гимнастика, физкультурная пауза, психологическая разгрузка, организация отдыха, пропаганда здорового образа жизни и другое).
Режим труда и отдыха водителей автомобилей, выполняющих внутриреспубликанские автомобильные перевозки, должен быть организован в соответствии с требованиями, установленными Положением о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей, утвержденном постановлением Минтранса и коммуникаций РБ от 25.11.2010 № 82 «Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей и признании утратившими силу постановления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 мая 2000 г. № 13».
Справочно: в отношении водителей автомобилей, занятых на международных автомобильных перевозках пассажиров и грузов, применяются положения Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, заключенного в г. Женеве 1 июля 1970 года.
При продолжительности рейса более одной смены, администрацией автомобильного перевозчика должны сообщаться водителям места ночного отдыха, на постоянных маршрутах − места расположения организаций здравоохранения по маршруту следования.
Санитарно-бытовое обеспечение и личная гигиена водителей
Водители автомобилей должны проходить обязательные медицинские осмотры в порядке, установленном законодательством РБ.
Все диспетчерские пункты автомобильного перевозчика должны быть обеспечены аптечками первой медицинской помощи.
Документ: перечень вложений в аптечку первой медицинской помощи утвержден постановлением Минздрава РБ от 15.01.2007 № 4 «Об утверждении перечней вложений, входящих в аптечки первой медицинской помощи, и порядке их комплектации».
Водители автомобилей должны своевременно обеспечиваться смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с требованиями постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2008 № 208 «О нормах и порядке обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами», средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам общих профессий и должностей для всех отраслей экономики, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 22 .09.2006 № 110 .
ВАЖНО! Водители, не прошедшие в установленном законодательством порядке обязательные медицинские осмотры, а также предрейсовые и иные медицинские обследования, к работе не допускаются.
Выдача молока и горячего питания водителям
Водителям автомобилей в предусмотренных законодательством случаях производится в профилактических целях выдача молока или равноценных продуктов в соответствии с постановлением Совета Министров РБ от 27.02.2002 № 260 «О бесплатном обеспечении работников молоком или равноценными пищевыми продуктами при работе с вредными веществами» и постановлением Минтруда и соцзащиты РБ, Минздрава РБ от 19.03.2002 № 34/12 «Об утверждении перечня вредных веществ, при работе с которыми в профилактических целях показано употребление молока или равноценных пищевых продуктов».
Администрация автомобильного перевозчика должна обеспечивать создание условий для горячего питания водителей путем работы объекта общественного питания и (или) оборудования мест для приема пищи с полным набором санитарно-бытовых помещений.
Условия труда водителей автомобилей при выполнении ремонтных работ должны соответствовать Санитарным нормам и правилам, устанавливающим требования для организаций по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств.
Гигиенический норматив «Оптимальные и допустимые значения параметров микроклимата на рабочих местах водителей автомобильного транспорта»
Таблица
Значения параметров микроклимата на рабочих местах водителей в кабинах автомобильного транспорта
Период года |
Тип автомобильного транспорта |
Температура воздуха, оС |
Относительная влажность, % |
Скорость движения воздуха, м/с |
Оптимальные значения параметров микроклимата
|
||||
холодный |
легковые |
20-23 |
60-40 |
не более 0,2 |
грузовые и автобусы
|
18-20
|
60-40 |
не более 0,2 |
|
теплый |
легковые |
20-25 |
60-40 |
не более 0,2 |
грузовые и автобусы
|
21-23 |
60-40 |
не более 0,3 |
|
Допустимые значения параметров микроклимата
|
||||
холодный |
легковые |
19-25 |
не более 75 |
не более 0,2 |
грузовые и автобусы
|
17-23 |
не более 75 |
не более 0,3 |
|
теплый |
легковые, грузовые и автобусы
|
не более чем на 3оС выше средней температуры наруж-ного воздуха в 13 часов самого жаркого месяца, но не более 28оС |
не более 55 при 28оС не более 65 при 26 оС не более 75 при 24оС и ниже
|
0,2-0,5
|
Примечания:
1. В теплый период года в кабинах всех типов автомобильного транспорта нижние границы допустимых значений температуры воздуха не должны быть ниже допустимых величин, принятых для холодного периода года.
2. Перепад температуры воздуха по высоте кабины не должен превышать 3°С, а абсолютные величины температуры воздуха на разных уровнях кабины должны находиться в пределах оптимальных или допустимых значений параметров микроклимата.
3. Температура внутренних поверхностей кабины не должна отличаться от температуры воздуха в кабине более чем на 3°С и не выходить за пределы допустимых значений.
4. Остаточная тепловая облученность водителя в кабине от стен кабины и двигателя – не более 35 Вт/м2, а от окон – не более 100 Вт/м2.
5. Для допустимых значений параметров микроклимата в кабинах водителей всех типов автомобильного транспорта большая скорость движения воздуха в теплый период года должна соответствовать максимальной температуре воздуха, меньшая − минимальной температуре.
Владимир Кац, специалист по охране труда.