Что необходимо знать при открытии СТО о выполнении аккумуляторных работах? Какие требования предъявляются к устройству аккумуляторных?
Требования, предъявляемые к аккумуляторным предусматривает глава 7 Межотраслевых правил по охране труда на транспорте.
Так, помещения аккумуляторных должны размещаться в зданиях не ниже II степени огнестойкости изолированно от других помещений преимущественно на первом этаже зданий и должны состоять из: помещения, в котором производится заряд аккумуляторов, кислотной (для хранения кислоты (щелочи) и приготовления электролита), помещения для ремонта аккумуляторных батарей (ст. 142 Межотраслевых правил по охране труда на транспорте).
При размещении аккумуляторных в многоэтажных зданиях вышерасположенные этажи должны быть защищены от проникновения газов.
Вход в помещения для заряда аккумуляторов и кислотной осуществляется через общий тамбур, который оборудуется приточной вентиляцией для создания подпора воздуха. Устройство входа из бытовых помещений запрещается. Двери тамбура, помещения для заряда аккумуляторов и кислотной должны открываться наружу и должны быть снабжены самозапирающимися замками, допускающими открывание их без ключа с внутренней стороны. На дверях должны быть надписи: «Аккумуляторная», «Кислотная», «Огнеопасно», «С огнем не входить», «Курение запрещается» и указана категория помещения по взрывоопасности.
Вблизи аккумуляторной оборудуют умывальник, где должны быть мыло, вата, полотенце.
Аккумуляторные не допускается размещать в подвальных помещениях, под помещениями производств с «мокрым» технологическим процессом, душевыми, ваннами, туалетами и прочими помещениями, непосредственно под и над помещениями, в которых длительно может находиться более 50 человек (залами заседаний, буфетами и тому подобным). Для помещений аккумуляторных допускается только центральное отопление. Приборы отопления должны быть с гладкой поверхностью, допускающей легкую очистку. Стены, потолки, двери и оконные рамы, вентиляционные короба (с наружной и внутренней сторон), металлические конструкции и другие части помещения аккумуляторной и кислотной должны окрашиваться кислотостойкой (щелочестойкой) краской.
Для освещения аккумуляторной применяются светильники во взрывозащищенном исполнении. Осветительная проводка выполняется проводом в кислотостойкой или щелочестойкой оболочке в зависимости от вида аккумуляторов. Выключатели, штепсельные розетки и предохранители должны быть установлены вне помещения аккумуляторной.
Для вентиляции аккумуляторных должна быть выполнена механическая приточно-вытяжная вентиляция и естественная вытяжная вентиляция, которая обеспечивает не менее чем однократный обмен воздуха в час. Вытяжные отверстия должны обеспечивать удаление 1/3 вытяжного воздуха из верхней части помещения и 2/3 воздуха из нижней. Элементы вентиляционного оборудования (воздуховоды и другие элементы) должны изготавливаться во взрывобезопасном исполнении. Вытяжные вентиляторы должны применяться во взрывобезопасном исполнении. На воздуховодах приточной вентиляции должны быть установлены обратные самозакрывающиеся клапаны. Вентиляторы должны устанавливаться за пределами помещения, в котором заряжаются аккумуляторы. При прекращении работы вентиляции должно быть предусмотрено отключение зарядного тока. Выводить вентиляционные каналы в дымоходы или общую вентиляционную систему здания не допускается. Для кислотных и щелочных аккумуляторов должны быть оборудованы отдельные помещения. Выпрямители для зарядки аккумуляторов размещаются в отдельном помещении, оборудованном дверью, которая должна открываться наружу и иметь самозапирающийся замок, открываемый без ключа с внутренней стороны помещения.
Проход между лицевой стороной токораспределительного щита или выпрямителем и другим оборудованием или стенкой должен быть не менее 1,2 м.
Перед батарейными щитками, выпрямительными устройствами и токораспределительными щитками должны быть положены диэлектрические ковры длиной, соответствующей длине электроустановки.
Площадь остекления окон аккумуляторной должна быть не менее 0,05 кв.м на 1 куб. м объема всего помещения. Стекла должны быть матовыми или покрыты белой краской. Помещения для ремонта аккумуляторов должны быть оборудованы местной вытяжной вентиляцией.
Справочно:
Межотраслевые правила по охране труда на транспорте являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими автомобильный и городской электрический транспорт, и учитываются при проектировании, строительстве и реконструкции объектов, монтаже, наладке, ремонте и модернизации оборудования, предназначенного для эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта.
В помещениях для ремонта аккумуляторов допускается применение открытого огня (газовая горелка, паяльная лампа) для ремонта аккумуляторных батарей при условии соблюдения мер пожарной безопасности.
Документ:
Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащите РБ и Минтранспорта и коммуникаций РБ от 04.12.2008 № 180/128 (далее – Межотраслевые правила по охране труда на транспорте).