Результативность организации (предприятия) в области охраны труда в огромной степени зависит от способности управлять рисками в соответствии с политикой и работающей СУОТ.
СУОТ – это комплекс взаимосвязанных элементов (планирование, ответственность, технологии, процедуры, процессы и ресурсы), направленных на реализацию политики и целей в области охраны труда.
Аудит функционирования СУОТ поможет повысить эффективность управления охраной труда на предприятии.
Анализ и аудит для обеспечения их результативности должны проводиться в рамках структурированной системы управления, интегрированной в управление организацией.
Аудит СУОТ – это независимая проверка положения охраны труда в организации и определение соответствия деятельности, направленной на обеспечение безопасности труда, законам и нормативным правовым актам, содержащим требования по охране труда.
Степень воздействия на работников вредных факторов производственной среды (в т.ч. при авариях, экологических нарушениях) зависит не только от технологии производства, но и в первую очередь от качества СУОТ. Любая система может считаться эффективно функционирующей лишь в том случае, если обеспечено ее непрерывное совершенствование, достигаемое благодаря постоянному анализу и оценке ее качества. Аудит поможет получить информацию для последующего анализа и корректировки СУОТ.
В отличие от мероприятий проверочного характера, при аудите проверяется функционирование СУОТ, а не работа структурных подразделений, служб или отдельных работников организации. Недостатки, неэффективность функционирования СУОТ, выявляемые в результате аудита, не должны служить основанием для привлечения работников к ответственности.
Справочно:
СУОТ – система управления охраной труда.
Справочно:
СУОТ – регламентированная законодательством совокупность организационных, технических, гигиенических, лечебно-профилактических и социально-экономических мероприятий, методов и средств управления, направленных на организацию деятельности по обеспечению безопасности, сохранению жизни, здоровья и работоспособности человека в процессе труда, включающих в себя выявление производственных опасностей, оценку рисков гибели и травмирования работников, разработку и реализацию эффективных мер по их снижению, а также осуществление постоянного мониторинга и измерение результативности в области охраны труда.
В зависимости от того, кто проводит аудит, по каким критериям и в чьих интересах, он бывает внутренним и внешним; аудит первой, второй и третьей стороны.
Внутренний аудит – это изучение организацией своей СУОТ, самый важный из всех аудитов. Он обеспечивает акционеров, инвесторов и руководство организации информацией об эффективности системы. Проводится на основании подп. 4.5.5 п. 4.5 СТБ 18001-2009.
Внутренний аудит помогает работодателю контролировать состояние условий труда на предприятии и каждом отдельном рабочем месте.
Его можно проводить планово (один, два или несколько раз в год) или внепланово, например в случае, когда акционеры решили назначить нового руководителя предприятия или когда эффективность работы директора предприятия вызывает сомнение.
Документ:
СТБ 18001-2009 «Система управления охраной труда. Требования», утвержденный и введенный в действие постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 24.04.2009 № 19 (далее – СТБ 18001-2009).
Справочно:
проведение внутреннего аудита – это одна из мер профилактики производственного травматизма.
Плановые проверки СУОТ проводят в соответствии с годовыми графиками проведения внутренних аудитов СУОТ в структурных подразделениях предприятия. Внутренние аудиты проводятся в календарном году в каждом структурном подразделении учреждения по всем элементам СУОТ.
Внеплановые проверки СУОТ проводят:
– при изменении законодательства в области охраны труда, введении новых технологий, нового оборудования, изменении организационной структуры предприятия, изменении процедур СУОТ;
– поступлении обоснованной информации о нарушениях требований законодательства в области охраны труда;
– произошедшем несчастном случае на производстве;
– в иных случаях по решению высшего руководства предприятия.
В зависимости от того, что и где проверяется, внутренние аудиты делятся:
– на вертикальные – проверяются структурные подразделения, функциональные службы, филиалы организации по всем пунктам СУОТ, по всем аспектам управления охраной труда;
– горизонтальные – во всех структурных подразделениях, функциональных службах, филиалах организации проверяется выполнение того или иного структурного элемента СУОТ либо аспекта управления охраной труда.
Анализ эффективности функционирования СУОТ на предприятии позволяет:
– оценить:
стратегию СУОТ в целом, чтобы определить, отвечает ли она планируемым целям в отношении результатов деятельности;
способность СУОТ соответствовать насущным потребностям организации и всех заинтересованных сторон, включая ее работников и надзорные органы;
потребность в изменении СУОТ;
прогресс в достижении целей организации в области охраны труда и осуществлении корректирующих мероприятий;
эффективность мер, принимаемых по результатам предыдущих исследований эффективности управления;
– определить меры, необходимые для своевременного устранения недостатков, включая изменение других сторон управленческой структуры организации и измерение эффективности результатов;
– обеспечить обратную связь, включая определение приоритетов в целях непрерывного совершенствования.
Внутренний аудит в общем случае содержит следующие этапы:
– планирование;
– подготовку аудита;
– проведение аудита;
– документирование результатов аудита;
– разработку корректирующих действий (при необходимости плана корректирующих действий);
– осуществление контроля за выполнением корректирующих действий;
– анализ и обобщение результатов аудита.
Какие локальные документы должны быть на предприятии при проведении внутреннего аудита СУОТ?
1. Положение об организации внутреннего аудита.
2. Программа внутреннего аудита.
3. План внутреннего аудита.
4. Контрольный лист для проведения внутреннего аудита СУОТ.
5. Протокол несоответствий.
6. План мероприятий по устранению выявленных несоответствий.
7. Отчет по внутреннему аудиту.
8. Журнал регистрации отчетов по внутреннему аудиту.
Расскажем, как разработать эти документы.
Шаг 1. Разрабатываем Положение об организации внутреннего аудита.
В Положении отражаем:
– назначение и область применения;
– общие положения;
– планирование внутренних аудитов;
– обеспечение компетентности аудиторов, их подготовку и комплектование групп по аудиту;
– основные задачи аудиторов;
– права и обязанности аудиторов;
– критерии внутренних аудитов;
– проведение аудитов, оформление, регистрацию и рассылку отчета по внутреннему аудиту;
– устранение несоответствий;
– хранение материалов по внутренним аудитам;
– ответственность.
Шаг 2. Разрабатываем программу внутреннего аудита.
Программа внутреннего аудита включает в себя серию аудитов, охватывающих СУОТ в календарном году.
Программа внутреннего аудита – один или несколько аудитов, запланированных на конкретный период и направленных на достижение конкретной цели. Программа формируется на основании результатов оценки рисков и анализа программы аудита за прошедший год таким образом, чтобы в течение года каждое структурное подразделение предприятия, включенное в сферу действия СУОТ, было проверено не менее 1 раза.
Копии утвержденной программы внутреннего аудита рассылаются руководителям структурных подразделений.
Шаг 3. Разрабатываем план проведения внутреннего аудита.
При планировании внутреннего аудита важно не нарушать установленного графика работы.
Для проведения внутреннего аудита разрабатывают план, в котором указывают:
– основание проведения аудита;
– объект и область аудита;
– цель аудита;
– период проведения аудита;
– перечень операций/процедур (вопросов), подлежащих внутреннему аудиту;
– сроки проведения аудита;
– состав аудиторской группы;
– документы, на соответствие которым проводится проверка;
– перечень запрашиваемой информации и других материалов, необходимых аудиторской группе, подготавливаемых персоналом объекта аудита до начала осуществления аудита;
– дату представления отчета об аудите;
– должностных лиц, которым необходимо иметь копию отчета об аудите.
Павел Кравчинский, главный специалист
отдела охраны труда и государственной экспертизы
комитета по труду, занятости и социальной защите
Могилевского облисполкома
(Продолжение следует.)