На предприятии произошел аварийный выброс ацетона – разлилась автоцистерна.
Следует ли об этом сообщать в территориальные органы Минприроды? Каков порядок начисления вреда окружающей среде?
Сообщать следует.
Сокрытие, умышленное искажение и (или) несвоевременная передача сведений о состоянии и загрязнении окружающей среды, об источниках ее загрязнения, о состоянии природных ресурсов, об их использовании и охране является основанием для привлечения к уголовной или административной ответственности (в зависимости от величины ущерба).
Справочно:
вред, причиненный окружающей среде, – имеющее денежную оценку отрицательное изменение окружающей среды или отдельных компонентов природной среды, природных или природно-антропогенных объектов, выразившееся в их загрязнении, деградации, истощении, повреждении, уничтожении, незаконном изъятии и (или) ином ухудшении их состояния, в результате вредного воздействия на окружающую среду, связанного с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства Республики Беларусь.
Справочно:
экологический вред – вред, причиненный окружающей среде, а также вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, имуществу юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства, в результате вредного воздействия на окружающую среду.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды).
Документ:
Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).
Вред, причиненный правонарушениями против экологической безопасности и природной среды, подлежит возмещению в полном объеме лицом, виновным в его причинении (ст. 933 ГК и ст. 101 Закона об охране окружающей среды).
Факт причинения вреда окружающей среде, установленный государственным органом при осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды, не подлежит доказыванию, однако в опровержение его могут быть представлены доказательства.
Требования о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, выразившегося в ее загрязнении, не предъявляются государственным органом, осуществляющим государственный контроль в области охраны окружающей среды, если размер возмещения такого вреда не превышает 3 базовых величины.
Исковая давность на требования о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, не распространяется. Однако требования, предъявленные по истечении 3 лет со дня установления факта причинения вреда, удовлетворяются не более чем за 3 года, предшествовавшие предъявлению иска о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.
В случае причинения вреда лицом, деятельность которого связана с повышенной опасностью для окружающей среды, ответственность наступает независимо от вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы (ст. 948 ГК).
Платность специального природопользования и возмещение вреда, причиненного окружающей среде, – это одни из основных принципов охраны окружающей среды в Республике Беларусь.
Под вредным воздействием на окружающую среду понимается любое прямое либо косвенное воздействие на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к отрицательным изменениям окружающей среды (ст. 1 Закона об охране окружающей среды).
Вред может быть экономическим, экологическим, моральным, социальным и т.д., однако в основе лежат экономические факторы. Составными частями вреда являются ущерб и убыток.
Применительно к природной среде причиненный вред может быть представлен в виде реальных и предполагаемых потерь для нее. Такие потери выражаются в форме ущерба (реальные потери в природной среде – уничтожение лесных массивов, животного мира, истощение вод, снижение плодородия почв и т.п.) и убытков (расходы на восстановление нарушенного состояния природной среды, неполученные доходы, экологические потери).
Вред окружающей среде считается причиненным при установлении в т.ч. одного из следующих фактов:
– выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух без разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексного природоохранного разрешения, если получение такого разрешения обязательно в соответствии с законодательством, или в нарушение его условий, а также выброс загрязняющего вещества в атмосферный воздух, поступающий в результате незаконного сжигания или горения отходов и других материалов, аварийного загрязнения окружающей среды;
– аварийного загрязнения окружающей среды;
– незаконного выброса, сброса загрязняющих веществ в окружающую среду;
– деградации земель (включая почвы), их загрязнения с концентрацией загрязняющего вещества в земле (включая почвы), превышающей норматив предельно допустимых или ориентировочно допустимых концентраций химических и иных веществ, а при отсутствии такого норматива с концентрацией, превышающей в 2 и более раза показатель фоновой концентрации загрязняющего вещества.
Размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, исчисляет уполномоченный государственный орган в соответствии с таксами для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установленными Указом № 348, исходя в т.ч. из:
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде» (далее – Указ № 348).
– вида, массы, концентрации, степени и (или) класса опасности загрязняющих веществ, поступивших в компоненты природной среды, находящихся и (или) возникших в них в результате вредного воздействия на окружающую среду с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства;
– вида, показателей и площади деградации земель (включая почвы), в т.ч. их загрязнения;
– продолжительности вредного воздействия на окружающую среду.
Размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, исчисляют по следующей формуле:
С = T × Pi × Ku × B,
где С – размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, в белорусских рублях;
T – таксы, установленные Указом № 348, в базовых величинах за 1 т, 1 кг, 1 000 м3, 1 м2, 1 га, 1 экземпляр;
Pi – количественный показатель:
• массы: загрязняющих веществ, топлива, отходов, побочных продуктов производства, диких животных (их эмбрионов), грибов, дикорастущих растений и (или) их частей, соответственно в тоннах, килограммах;
• объема сжатого газа (1 000 м3);
• площади земель (включая почвы), участков, газонов, цветников, (соответственно в м2, га);
• количества животных (их эмбрионов), деревьев, кустарников, саженцев, соответственно в экземплярах;
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 08.12.2005 № 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими» (вместе с Правилами ведения охотничьего хозяйства и охоты, Правилами ведения рыболовного хозяйства и рыболовства) (далее – Указ № 580).
Ku – соответствующие коэффициенты, установленные Указами № 580 и № 348;
В – значение базовой величины, установленное на дату составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, в белорусских рублях.
В случае причинения вреда нескольким компонентам природной среды или по нескольким характеризующим показателям рассчитанные размеры возмещения вреда суммируются.
В случае причинения вреда окружающей среде, размер возмещения которого не предусмотрен по установленным Указом № 348 таксам, такой вред подлежит возмещению лицом, ответственным за его причинение, по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в т.ч. упущенной выгоды.
Состав указанных затрат определяют исходя из видов и объема работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды, включая затраты на разработку, рассмотрение, согласование, утверждение проектной документации, наблюдение за состоянием окружающей среды, компонента природной среды и прогноз его изменения в период проведения указанных работ, не полученные государством доходы.
Вред, причиненный окружающей среде, может быть определен уполномоченными государственными органами:
– инструментальными методами;
– методом визуального наблюдения;
– расчетными методами согласно утвержденным Минприроды, Минлесхозом или Госкомимуществом в соответствии с их компетенцией нормативным правовым актам, в т.ч. техническим нормативным правовым актам. Нормативные правовые акты, в т.ч. технические нормативные правовые акты, устанавливающие расчетные методы определения вреда, причиненного объектам животного и растительного мира, согласовываются с Минприроды и Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь в пределах их компетенции;
– путем соединения указанных в настоящем пункте методов.
Для установления факта причинения вреда окружающей среде и исчисления размера его возмещения, подтверждения восстановления нарушенного состояния окружающей среды, если такой вред причинен в результате нарушений, указанных в подп. 1.5.1–1.5.5 п. 1 Указа № 348, уполномоченный государственный орган для проведения измерений в области охраны окружающей среды может привлекать службу государственного аналитического контроля в области охраны окружающей среды, государственную гидрометеорологическую службу, а также другие аккредитованные аналитические лаборатории, поставленные на учет Минприроды в установленном им порядке.
Затраты, связанные с проведением измерений в области охраны окружающей среды в соответствии с частью первой п. 1 Указа № 348, не включаются в размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и подлежат возмещению лицом, ответственным за причинение указанного вреда.
Масса загрязняющих веществ, поступивших в компоненты природной среды, находящихся и (или) возникших в них, для целей исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде, определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Минприроды, в т.ч. техническими нормативными правовыми актами.
Установленный факт причинения вреда окружающей среде не подлежит доказыванию. Однако организации вправе представить доказательства в его опровержение (часть пятая ст. 101 Закона об охране окружающей среды).
Минприроды предоставлено право в пределах компетенции проводить внеплановые тематические оперативные проверки (п. 10 Указа № 510). Порядок проведения таких проверок определен Положением о порядке организации и проведения проверок, утвержденным Указом № 510.
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510).
Факт причинения вреда окружающей среде оформляется актом проверки.
Глеб Ерилин, эколог
ООО «Центр экономических проектов»