Ситуация
В одной столичной организации произошел производственный несчастный случай. Сторож, находясь в состоянии алкогольного опьянения, решил ночью совершить обход территории. Он вышел на скользкую дорогу, потерял равновесие и упал, серьезно повредив руку.
Руководство организации со своей стороны никаких действий по осуществлению контроля за работающими в части нахождения последних в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения на рабочем месте не предпринимало. Оно считало, что заботиться о своей личной безопасности и здоровье должен сам работающий. А раз так, то если работник нарушил требования инструкции по охране труда, значит, сам должен ответить за свои поступки и неадекватные действия.
Кто виноват?
Конечно, никто вину с потерпевшего не снимает: появился на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения или распивал спиртные напитки в рабочее время или по месту работы – отвечай!
Но у работодателя тоже есть обязанность, определенная ст. 17 Закона об охране труда, а именно: не допускать к работе, отстранять от работы в соответствующий день (смену), не допускать к выполнению работ (оказанию услуг), отстранять от выполнения работ (оказания услуг) работающего, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда).
Внимание!
Допустив к работе или не отстранив появившегося на работе в состоянии алкогольного опьянения работающего, работодатель тоже будет призван к ответу.
Другими словами, что первично: обязанность работодателя не допускать к работе (отстранять) работающего, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, или нарушение работающим трудовой дисциплины, выразившееся в принятии «дозы» перед работой или во время работы, – определить без споров и сомнений практически невозможно.
Контроль должен быть!
Документ:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
Многие работодатели разводят руками, уповая на ограничение своих возможностей по осуществлению постоянного контроля за соблюдением работниками инструкций по охране труда.
Хотя слово «постоянный» с 2014 г. исчезло из п. 6 ст. 55 ТК (обязанности нанимателей при организации труда работников), но смысл то остался: наниматель по-прежнему обязан контролировать знание и соблюдение работниками требований инструкций по охране. Постоянно он это будет делать или периодически – вопрос явно риторический.
Работодатель сколько угодно может рассказывать историй о нескольких объектах, на которых работают его работники, о невозможности должностных лиц одновременно находиться в нескольких местах и контролировать своих работающих на этих объектах, вывод здесь один: есть обязанность работодателя осуществлять контроль за соблюдением законодательства об охране труда работниками и она должна неукоснительно выполняться.
Утверждение должностных лиц о том, что у них нет механизма предупреждения или профилактики пьянства на рабочих местах, безосновательно, что говорит только о слабой правовой грамотности этих руководителей.
Такими работодателями игнорируется право, данное им ст. 18 Закона об охране труда.
В данной норме говорится, что работодатель имеет право проводить освидетельствование работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов, и (или) экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин).
Внимание!
Освидетельствование работающих проводится в случаях, когда в отношении их имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты и Минздрава Республики Беларусь от 02.12.2013 № 116/119 «О некоторых вопросах проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра и освидетельствования работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения» (далее – постановление № 116/119).
Документ:
Перечень работ (профессий), при выполнении которых требуются предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, утвержденный постановлением Минтруда и соцзащиты и Минздрава Республики Беларусь от 02.12.2013 № 116/119 (далее – Перечень).
Постановление № 116/119, как правило, применяется в организациях, где имеются работающие по отдельным профессиям или выполняются виды работ, предусмотренные в Перечне (приложение к постановлению № 116/119).
В большинстве же организаций, особенно малого предпринимательства, где нет профессий и видов работ, указанных в Перечне, постановление № 116/119 не применяется.
Профилактика поможет предотвратить травмирование
В целях профилактики алкоголизма и своевременного выявления и отстранения от выполнения работ (оказания услуг) работающих, появившихся на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, в каждой организации должно быть разработано, утверждено (в установленном порядке) и применяться Положение (инструкция) о порядке проведения освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работающих.
Светлана Ковалева, инженер по охране труда
Сергей Жартун, директор ОДО «ПрофиТруд»