Не секрет, что практически не возможно построить ни один строительный объект, не используя в работе грузоподъемные краны.
С помощью кранов ведется строительство промышленных и жилых зданий, дач, коттеджей, гаражей, дорог, мостов, электростанций, газовых и нефтедобывающих объектов. Краны применяют для выполнения погрузочно-разгрузочных работ на складах и базах, строительных и монтажных площадках. Они участвуют в процессе монтажа промышленного оборудования и магистральных трубопроводов. С их помощью производят работы по ремонту линий электропередачи, мостов, зданий, сооружений и др.
Опасные факторы
Краны относятся к самым распространенным опасным объектам на предприятиях и поэтому так важно организовать правильный надзор за ними.
В результате идентификации опасностей при выполнении работ грузоподъемными кранами можно выделить следующие:
- падение груза;
- падение крана;
- разрушение конструкций крана.
Любой из выше перечисленных факторов может произойти в результате нарушений правил безопасной эксплуатации крана. Что может привести к травмированию или гибели работников, ведь под грузоподъемным краном может работать до 50 человек рабочих разных специальностей.
Основные нарушения при эксплуатации кранов
Требования по безопасной эксплуатации кранов изложены в «Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.06.2012 №37, которые вступили в силу 1 января 2013 года (далее- Правила).
При эксплуатации кранов на объектах заказчиков в основном преобладают следующие нарушения Правил:
- на объектах отсутствуют проекты производства работ (далее – ППР), технологические карты на погрузочно-разгрузочные работы, технологические регламенты.
- ППР не всегда отражают безопасные условия эксплуатации кранов (места стоянок крана, привязка крана к котловану, строящемуся зданию, мероприятия по совместной работе кранов).
- в ППР часто отсутствуют характеристики на грузоподъемные краны в соответствующем исполнении, что не позволяет быстро определиться, сможет ли кран поднять и переместить груз соответствующей массы на определенное расстояние и высоту.
- с ППР или другими технологическими регламентами не ознакомлены лица, ответственные за безопасное производство работ кранами, крановщики, стропальщики.
- на объектах отсутствуют назначенные приказом нанимателя (работодателя) лица ответственные за безопасное производство работ кранами, или указанные лица не прошли периодическую проверку знаний в области промышленной безопасности в комиссии Госпромнадзора или повышение квалификации в соответствующем учреждении образования.
- лица, ответственные за безопасное производство работ кранами, в своей работе не в полной мере выполняют, как минимум, требования Типовой инструкции для лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, утвержденной Проматомнадзором РБ от 27 декабря 1996 года, протокол №9.
- на объекте отсутствуют аттестованные стропальщики, или их недостаточно, - --- допуск к работе стропальщиков не оформлен приказом.
- на объекте у стропальщиков отсутствуют удостоверения.
- в зоне работы крана находится немаркированная тара, часто не вывешены в местах производства работ и не выданы на руки машинистам крана и стропальщикам таблицы весов поднимаемых грузов и схемы строповки.
- не всегда выдаются наряды-допуски на работу вблизи ЛЭП, нарушаются правила выполнения работ вблизи ЛЭП.
- не ведется периодический осмотр съемных грузозахватных приспособлений и тары с записью в журнале осмотра.
- краны по распоряжению лиц, ответственных за безопасное производство работ, устанавливаются на площадки, не предусмотренные ППР, или выполненные не в соответствии с Правилами.
Основная проблема
Основная проблема в том, что часто начинают строительно-монтажные работы, не имея утвержденного и согласованного проекта производства работ. Соответственно отсутствуют и схемы строповки и описание безопасных приемов работы.
ЭТО ВАЖНО! Перемещение груза, на который не разработаны схемы строповки, должно осуществляться с письменного разрешения лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, в его присутствии и под его непосредственным руководством.
Безусловно, безопасность при эксплуатации грузоподъемного крана зависит практически на 100 процентов от согласованной и правильной работы машиниста крана и ответственного за безопасное производство работ кранами в соответствии с Правилами. Чаще всего ответственным является прораб, который отвечает на объекте за сроки выполнения строительных работ и, одновременно, за соблюдение мер безопасности при выполнении работ кранами. От того, насколько добросовестно он выполняет свои обязанности, в части безопасной эксплуатации кранов, зависит безопасность работающим под краном рабочих.
Из опыта работы и анализа происшествий, которые происходят с кранами, следует, отметить причину по которой они чаще всего происходят .
Пример.
Гусеничный кран находится на краю котлована. В соответствии с характеристиками он не может подать груз на какое-то расстояние.
Есть два решения данной проблемы.
- Котлован досыпают, грунт утрамбовывают, кран подъезжает и выполняет работу. Этот вариант требует материальных затрат и потери времени строительной организацией.
Следует заметить, что этот вариант правильный.
- По просьбе прораба (в данном случае) машинист крана отключает приборы безопасности и выполняет перемещение груза с нарушениями, рассчитывая на то, что кран изготовлен с запасом прочности и может выдержать определенные превышения по массе поднимаемого груза и по дальности перемещения.
Данный вариант, как кажется сначала, требует меньше времени и затрат, но с другой стороны никто не может гарантировать как поведет себя кран в данной ситуации и справится ли машинист, если возникнет аварийная ситуация? И самый главный вопрос, соизмерима ли цена, ведь на кону стоит жизнь и здоровье работников.
Поэтому, машинисту крана, а также должностному лицу нанимателя ответственному лицу за безопасную эксплуатацию кранов стоит задуматься над тем, что имеют ли они право рисковать чужой жизнью, принимая решение о нарушении техники безопасности при эксплуатации крана.
Решение проблемы
Такие моменты не будут происходить в принципе, если качественно разработан проект производства работ, правильно подобраны и заказаны краны по грузовысотным характеристикам.
Мой опыт работы показывает, что достаточно грамотно выполненные проекты строительно-монтажных работ в строительных организациях в принципе есть, в качестве примера могу привести такие организации как: ОАО «Промтехмонтаж», ОАО «МАПИД», ОАО «Строительный трест №3», СМУ-77 и др..
Во многом безопасность на объекте зависит от требовательности и принципиальности службы охраны труда организации, и особенно от работы службы надзора организации, имеющей краны.
В случае выявления работниками службы надзора за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов серьезных недостатков, а именно:
- отсутствие проекта производства работ;
- отсутствие на объекте аттестованных стропальщиков, ответственных за безопасное производство работ кранами;
- несоответствие площадки под установку крана требованиям безопасности;
работа крана запрещается.
По результатам проверки, на имя руководителя организации арендующей кран направляется предписание, с указанием конкретных сроков устранения замечаний.
И в заключении хотелось бы заметить, что большое значение имеет профилактика, а именно ведение разъяснительной работы по вопросам безопасной эксплуатации кранов, от качества инструктирования машинистов крана, от воспитательной работы с ними, от того как работает система поощрений и наказаний за выполнение и невыполнение Правил.
Александр Жук, начальник службы надзора ОАО «Управление механизации №12»