У нас в гостях Сергей Владимирович Жартун, директор Центра поддержки предпринимательства общества с дополнительной ответственностью «ПрофиТруд».
Обсудили:
- Порядок направления работников на медицинские осмотры с учетом изменений, внесенных в Инструкцию № 74.
- Порядок проведения стажировки по вопросам охраны труда при реорганизации юридического лица.
- Порядок выдачи удостоверений после прохождения проверки знаний по вопросам охраны труда.
- Порядок осуществления ежедневного контроля за соблюдением законодательства об охране труда работниками микроорганизации.
Работникам организации для выполнения своей трудовой функции предоставлен служебный автомобиль (у этих работников имеются водительские права категории «В»).По основной профессии они проходят медосмотр один раз в 2 года.Как данные работники должны проходить медосмотр в связи с использованием автомобиля? Достаточно ли им проходить медицинскую водительскую комиссию в соответствии со сроками действия их медицинских справок?
Достаточно проходить медицинскую водительскую комиссию в соответствии со сроками действия медицинских справок этих работников.
Водители автомобиля должны пройти обязательный медицинский осмотр в случаях выполнения:
- работ, где имеется контакт с пищевыми продуктами при транспортировке на всех видах транспорта (п. 20 Инструкции № 74);
- работ на всех видах транспорта, связанных с непосредственным обслуживанием пассажиров (п. 30 Инструкции № 74).
Поэтому при использовании служебных автомобилей работникам, их использующим, достаточно проходить медицинскую водительскую комиссию в соответствии со сроками действия их медицинских справок.
Справочно:
схема проведения обязательных и (или) внеочередных медосмотров, где есть необходимость в профессиональном отборе, приведена в приложении 3 к Инструкции № 74.
В результате реорганизации организации (выделение) работники, выполняющие работы с повышенной опасностью, были уволены в порядке перевода к новому нанимателю – во вновь созданную организацию по тем же профессиям, на том же оборудовании и в тех же цехах, что и до реорганизации. Поскольку, кроме смены нанимателя, ничего не изменилось, то стажировка по охране труда во вновь созданной организации не проводилась (она проводилась у прежнего нанимателя).
Нужно ли в данном случае проводить стажировку во вновь созданной организации?
Можно ли использовать документы прежнего нанимателя для подтверждения факта стажировки?
Если трудовые отношения не изменились, проходить соответствующие процедуры по охране труда до истечения срока их действия или прекращения нет необходимости.
При смене собственника имущества и (или) реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации, сдаче имущественного комплекса организации в аренду или передаче в доверительное управление акций (долей в уставном фонде) организации трудовые отношения с согласия работника на условиях, предусмотренных трудовым договором, продолжаются (часть третья ст. 36 ТК).
Если трудовые отношения не изменились, проходить стажировку по охране труда нет необходимости.
Можно в качестве примера рассмотреть по аналогии требование к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда. Так, при смене собственника имущества организации и реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации документы по результатам аттестации передаются правопреемнику (часть первая п. 21 Положения № 253).
Правопреемником применяются результаты аттестации до истечения срока их действия при условии, что используемое производственное оборудование, технологический процесс и условия труда работников, наименования профессий рабочих (должностей служащих),структурных подразделений (если наименования структурных подразделений предусмотрены в списках, указанных в абз. 2 и 5 части первой п. 51 Положения № 253) не изменились.
При замене используемого производственного оборудования, изменении технологического процесса и условий труда работников аттестация проводится в течение 6 месяцев в порядке, установленном в п. 17 Положения № 253.
С 28 июня 2020 г. уточнен порядок проведения ежедневного контроля за соблюдением требований по охране труда. Ежедневный контроль проводится непосредственным руководителем. Результаты заносятся в журнал.
Надо ли проводить контроль и вести журнал ежедневного контроля в микроорганизации?
Ежедневно контроль проводить необязательно.
Наниматель обязан осуществлять контроль за соблюдением законодательства об охране труда работниками (часть вторая ст. 17 Закона об охране труда).
Контроль за соблюдением требований по охране труда проводится ежедневно, ежемесячно, ежеквартально и по мере необходимости.
В журнал контроля за соблюдением требований по охране труда заносятся результаты ежедневного и ежемесячного контроля.
В микроорганизациях и в организациях сферы услуг может устанавливаться в соответствии с системой управления охраной труда иная периодичность осуществления контроля за соблюдением требований по охране труда, но не реже одного раза в месяц (часть вторая п. 8 Инструкции № 51).
Справочно:
порядок осуществления контроля за соблюдением требований по охране труда в организации определяется на основании Инструкции № 51 и в соответствии с системой управления охраной труда (часть первая п. 3 Инструкции № 51).
Обязательно ли после обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда в комиссии организации всем сдавшим экзамен покупать бланки удостоверений по охране труда или можно их распечатать и заполнить?
Достаточно распечатать установленную форму удостоверения и заполнить.
Работающим, прошедшим первичную проверку знаний по вопросам охраны труда, выдается удостоверение по охране труда установленной формы (п. 49 Инструкции № 175).
Требования к оформлению удостоверения в твердой обложке в нормативных правовых актах отсутствуют.
На какие работы оформляют наряд-допуск?
На работы с повышенной опасностью, требующие осуществления специальных организационных, технических мероприятий и контроля за их выполнением. Перечень работ с повышенной опасностью, выполняемых по наряду-допуску, утверждает руководитель организации.
Наряд-допуск на выполнение работ с повышенной опасностью – это задание на подготовку и выполнение работ с повышенной опасностью установленной формы, оформленное на бумажном носителе и определяющее наименование работ, место, сроки и время их выполнения, мероприятия по подготовке к выполнению работ, безопасному выполнению работ, состав исполнителей работ, лицо (лиц), ответственное (ответственных) за подготовку работ, лицо (лиц), ответственное (ответственных) за безопасное выполнение работ, иные требования, обеспечивающие безопасное выполнение работ (абз. 7 части первой ст. 1 Закона об охране труда).
Справочно:
аналогичные требования содержатся в части третьей ст. 36 Закона об охране труда, согласно которой по наряду-допуску (документам), предусмотренному (предусмотренным) законодательством, выполняются работы с повышенной опасностью, требующие осуществления специальных организационных, технических мероприятий и контроля за их выполнением.
В организациях, исходя из особенностей производства, составляется перечень работ с повышенной опасностью, выполняемых по наряду-допуску на производство работ повышенной опасности, требующих осуществления специальных организационных и технических мероприятий, а также постоянного контроля за их производством (огневые работы на временных рабочих местах, работы на крыше зданий, в резервуарах, колодцах, подземных сооружениях и др.).
Перечень работ с повышенной опасностью, выполняемых по наряду-допуску, утверждает руководитель организации (п. 18 Межотраслевых общих правил по охране труда).
При прохождении руководителем организации проверки знаний по охране труда в комиссии исполкома потребовали копию приказа о внедрении СУОТ.
Будет ли нарушением законодательства об охране труда, если в организации такой приказ отсутствует?
Да, будет.
Наличие приказа (распорядительного документа) руководителя организации о внедрении СУОТ должно быть.
Приказ – это правовой акт, издаваемый руководителем организации, действующим на основе единоначалия, для разрешения основных задач, стоящих перед организацией.
Приказы издаются также в случаях, когда необходимо довести требования директивных документов вышестоящих организаций до сведения подчиненных лиц и подчиненных (входящих в состав, систему) организаций, наметить конкретные мероприятия по их выполнению, определить ответственных лиц, сроки выполнения этих мероприятий (п. 93 Инструкции № 4).
Система управления охраной труда в организации разрабатывается, внедряется и функционирует в соответствии с характером деятельности организации. Основой организации и функционирования СУОТ является локальный правовой акт (например, Положение о СУОТ),
разрабатываемый в организации самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов. Положение о СУОТ утверждается приказом нанимателя (п. 6 Рекомендаций).
Документы:
Инструкция о порядке проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих, утвержденная постановлением Минздрава Республики Беларусь от 29.07.2019 № 74 (Инструкция № 74).
Трудовой кодекс Республики Беларусь (ТК).
Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 № 253 (Положение № 253).
Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (Закон об охране труда).
Инструкция о порядке осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 15.05.2020 № 51 (Инструкция № 51).
Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175 (Инструкция № 175).
Межотраслевые общие правила по охране труда, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 03.06.2003 № 70 (Межотраслевые общие правила по охране труда).
Инструкция по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденная постановлением Минюста Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (Инструкция № 4).
Рекомендации по разработке системы управления охраной труда в организации, утвержденные приказом Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.12.2019 № 108 (Рекомендации).