В целях оптимизации и совершенствования работы по ведению кадрового делопроизводства индивидуальными предпринимателями и микроорганизациями, его упрощения, а также создания более удобной системы ведения документов Правительством Республики Беларусь разработан Перечень документов, обязательных для индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций при регулировании трудовых отношений с работниками.
Справочно:
к микроорганизациям относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно (ст. 3 Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства»).
Частное унитарное предприятие (далее – ЧУП) имеет в штате всего лишь несколько работников, включая собственника-директора. Предусмотрены ли законодательством какие-либо особенности по регулированию трудовых отношений на таком ЧУП?
Особенности существуют, но они минимальны:
– с лицами, принимаемыми на работу в микроорганизацию, срочный трудовой договор может заключаться без учета требований к срочным трудовым договорам (часть третья ст. 17 ТК). То есть, если во всех других случаях срочный трудовой договор заключается только в том случае, если невозможно принять работника на неопределенный срок, то микроорганизации вправе заключать трудовой договор на определенный срок без ограничений, руководствуясь исключительно целесообразностью;
– в микроорганизациях вводный инструктаж по охране труда может проводить руководитель организации. В иных случаях вводный инструктаж проводит инженер по охране труда или специалист, на которого приказом нанимателя (работодателя) возложены эти функции, со всеми вновь принятыми на работу по утвержденной руководителем организации программе;
– если в микроорганизации невозможно обеспечить прохождение рабочими стажировки, допускается ее прохождение в другой организации, где имеются аналогичные профессии, выполняются аналогичные виды работ (часть вторая п. 24 Инструкции № 175).
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2008 №175 «Об утверждении Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда» (далее – Инструкция № 175).
Следует отметить, что особенности регулирования труда руководителя, предусмотренные гл. 18 ТК, не распространяются на руководителей организации, которые являются также единственными собственниками имущества этой организации. В частности, не распространяются на них нормы данной главы:
– о порядке заключения трудового договора;
– ограничении работы по совместительству;
– полной материальной ответственности руководителя;
– дополнительных основаниях прекращения трудового договора;
– досрочном прекращении действия трудового договора по инициативе руководителя.
В остальных случаях особенности труда на ЧУП регулируются общими положениями ТК.
Впрочем, собственник (руководитель) вправе воспользоваться этими положениями, выбрав нужный вариант организации труда из числа предусмотренных законодательством.
Какая документация по охране труда должна веcтись на ЧУП?
Постановлением № 140 определен такой обязательный перечень для субъектов малого предпринимательства независимо от видов осуществляемой деятельности:
1) локальный нормативный правовой акт о назначении должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда;
2) перечень профессий и должностей, проходящих стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда, утвержденный руководителем организации;
3) приказ о создании комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда (если таковая может быть создана в организации) и протоколы проверки знаний по вопросам охраны труда работающих;
4) перечень инструкций по охране труда по профессиям и видам работ и журнал их регистрации;
5) инструкции по охране труда, утвержденные руководителем организации;
6) журналы регистрации инструктажа по охране труда;
7) перечень профессий и должностей, для которых обязательно прохождение предварительных при приеме на работу и периодических медицинских осмотров, и документы, подтверждающие прохождение работающими медицинских осмотров.
Данный перечень является сокращенным по сравнению с перечнем для других организаций и подготовлен в рамках реализации положений Директивы № 4.
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.12.2011 № 140 «Об установлении перечня обязательных документов по охране труда».
Документ:
Директива Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» (далее – Директива № 4).
Документ:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 23.12.2011 № 135 «Об утверждении Рекомендаций по перечню документов, обязательных для индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций при регулировании трудовых отношений с работниками».
Распространяются ли на ЧУП требования трудового законодательства о наличии в штате специалиста по охране труда?
Документ:
Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда).
Закон об охране труда предусматривает обязанность нанимателя:
– создать службу охраны труда;
– или ввести в штат должность специалиста по охране труда;
– или возложить соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо;
– или привлечь юридическое лицо (ИП), аккредитованное на оказание услуг в области охраны труда (ст. 20 Закона об охране труда).
Должности специалистов по охране труда в организациях производственной сферы вводятся при численности работников свыше 100 человек, в организациях других сфер деятельности – свыше 200 человек (ст. 227 ТК).
При меньшей численности работников наниматель может вводить должность специалиста по охране труда или возлагать соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо, имеющее необходимую подготовку.
В случае невозможности исполнения обязанностей специалиста по охране труда работниками организации наниматель может привлекать юридическое лицо (ИП), имеющее аккредитацию.
Наиболее экономичным для ЧУП является возложение соответствующих обязанностей по охране труда на уполномоченное должностное лицо, имеющее необходимую подготовку, однако этот вариант предполагает подготовку в соответствующих учреждениях образования с последующей проверкой знаний комиссией одного из 5 уровней (для ЧУП это обычно комиссии исполкомов) (ст. 25 Закона об охране труда). При этом обязанность руководителей и специалистов по охране труда проходить проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях должна быть исполнена не позднее месяца со дня назначения на должность и периодически в соответствии с требованиями НПА, но не реже 1 раза в 3 года. Подтверждением служит удостоверение по охране труда по утвержденной форме.
Справочно:
НПА – нормативный правовой акт.
Сергей Овсейко, канд. юрид. наук , канд. экон. наук