(Окончание. Начало см.: «Я – специалист по охране труда», 2020, № 22, с. 9.)
9. Список освобождаемых от исполнения требований Указа № 16 сформирован по-новому.
В него добавлены (либо изменены, объединены) позиции:
- индивидуальные предприниматели в части упаковки, в которую упакованы товары, ввезенные на территорию Республики Беларусь, используемые в их деятельности при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг и для общехозяйственных нужд либо реализуемые при осуществлении ими розничной торговли или общественного питания (под общехозяйственными нуждами понимаются потребности производителей и поставщиков, не связанные непосредственно с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг);
- государственные органы, некоммерческие организации, а также производители и поставщики в части товаров и товаров в упаковке, реализованных государственным органам и некоммерческим организациям в целях использования при осуществлении функций некоммерческого характера, ради которых они созданы (ранее – все производители и поставщики социально значимых товаров);
Справочно:
под социально значимыми товарами понимаются товары, включенные Советом Министров в перечни социально значимых товаров, цены на которые регулируются государственными органами (в т.ч. временно в течение одного года (ранее – в т.ч. не более 90 дней в течение одного года).
- производители и поставщики в части медицинской техники и товаров медицинского назначения, включая используемые в ветеринарии, кроме товаров, классифицируемых кодом 9025 11 200 ТН ВЭД ЕАЭС;
- производители в части произведенных изделий из пластмасс и полимерной упаковки при условии использования в процессе их производства с 2019 г. не менее 30 %, с 2021 г. – не менее 35 %, с 2023 г. – не менее 40 % (от общего объема их производства или по каждому виду продукции отдельно в весовом выражении) отходов пластмасс, собранных на территории Республики Беларусь, или вторичных полимерных материалов;
Справочно:
под вторичными полимерными материалами понимаются отходы пластмасс, которые методами дробления, очистки, мойки, агломерации или экструзии подготовлены для последующего использования в качестве самостоятельного сырья либо в качестве добавок к первичному материалу при изготовлении различных изделий из пластмасс (ранее уточнения не было), произведенных на территории Республики Беларусь (ранее были другие цифры, не привязанные к срокам).
- уточненный пункт о том, что освобождены производители в части произведенных масел, стеклянной, бумажной и картонной упаковок при условии использования в процессе их производства не менее 30 % отработанных масел, отходов стекла, бумаги и картона соответственно, собранных на территории Республики Беларусь (от общего объема их производства или по каждому виду продукции отдельно в весовом выражении (ранее такого уточнения не было));
- производители и поставщики в части товаров и упаковочных материалов. Под упаковочными материалами понимаются материалы, предназначенные для производства упаковки (уточнено) (кроме преформ (преформы выделены в отдельный случай – ранее уточнения не было), используемых в качестве сырья, материалов (полуфабрикатов), запасных частей (комплектующих) при производстве (в т.ч. другими производителями) товаров, названных в перечне товаров и упаковки, на которые распространяются требования Указа № 16);
- производители и поставщики в части шин, используемых в качестве сырья (материалов, комплектующих) при производстве продукции в организациях, основным видом деятельности которых является производство транспортных средств;
- производители и поставщики в части товаров (кроме упаковки), используемых в их деятельности при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг и для общехозяйственных нужд и не предназначенных для реализации в неизменном состоянии (под товарами в неизменном состоянии понимаются товары, не подвергнутые производственным и технологическим операциям (товары в неизменном виде) или подвергнутые простым операциям, которые не влекут изменения свойств и назначения товаров и не позволяют отнести переработанные (обработанные) товары к продукции собственного производства (ранее уточнения не было)) или в качестве расходных материалов;
- производители и поставщики в части товаров и упаковки, которые в связи с утратой потребительских свойств переданы ими на захоронение или утрачены в связи с чрезвычайными обстоятельствами (пожар, авария, стихийное бедствие, дорожно-транспортное происшествие).
10. Производители и поставщики вправе использовать освобождение от обязанности по обеспечению сбора отходов с момента возникновения правовых оснований для их применения и в течение всего периода действия этих оснований. При прекращении обстоятельств, влекущих освобождение от обязанности по обеспечению сбора отходов данная обязанность у производителей и поставщиков возникает с даты прекращения таких обстоятельств.
11. Требование о представлении информации о выполнении обязанности не распространяется на часть поставщиков, а также государственные органы и некоммерческие организации.
12. Указ № 16 не регулирует вопрос о том, какое количество отходов в процентном отношении должно быть собрано и использовано (обезврежено) с применением собственной системы сбора отходов для зачета выполнения обязанности.
13. Белорусская торгово-промышленная палата (БелТПП) по запросу Минжилкомхоза представляет данные о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, получивших сертификаты продукции собственного производства на товары согласно перечню товаров и упаковки, на которые распространяются требования Указа № 16, с указанием наименования, номера регистрации и места нахождения производителя, наименования товара и его кода в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, срока действия сертификата.
14. Минжилкомхоз передает полученные от БелТПП и Государственного таможенного комитета сведения, указанные в пп. 5 и 6 приложения к Указу № 16, оператору для анализа выполнения поставщиками и производителями обязанности по обеспечению сбора отходов.
15. Специальный счет оператора открывается в белорусских рублях в ОАО «Белинвестбанк».
16. Обращение взыскания по исполнительным и иным документам, являющимся основанием для списания денежных средств со счетов в бесспорном порядке, на денежные средства, находящиеся на специальном счете оператора, не производится, арест на указанные денежные средства не налагается, приостановление операций по данному специальному счету оператора не осуществляется, кроме случаев:
- когда обращение взыскания на денежные средства, находящиеся на специальном счете оператора, по исполнительным и иным документам, являющимся основанием для списания денежных средств в бесспорном порядке, производится на основании исполнительного или иного документа, вид взыскания по которому соответствует целевому назначению данного специального счета;
- предусмотренных законодательством о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.
Денежные средства, зачисленные на специальный счет оператора в результате технической ошибки банка, списываются с такого специального счета в порядке, определенном банковским законодательством.
Ответственность за неправомерное обращение взыскания, наложение ареста на денежные средства, находящиеся на специальном счете оператора, приостановление операций по специальному счету оператора возлагается на осуществляющие взыскание, наложение ареста или приостановление операций уполномоченные органы (должностных лиц).
17. Указ № 16 не устанавливает сроки и порядок внесения производителями, поставщиками оплаты.
Справочно:
Указ № 16 не регулирует порядок и саму возможность размещать денежные средства, поступившие на текущий (расчетный) банковский счет оператора, во вклады (депозиты) в банках.
18. Добавлены случаи, куда могут быть направлены средства, поступающие на специальный счет оператора, а именно:
- на компенсацию юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по обезвреживанию, использованию или хранению отходов;
- компенсацию юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по применению при производстве продукции, предназначенной для реализации на территории Республики Беларусь, типов упаковки, способствующих достижению целей ресурсосбережения, охраны окружающей среды и экологической безопасности;
- погашение по решению Совета Министров государственных займов, привлеченных в целях реализации мероприятий государственных программ или инвестиционных проектов, связанных с обращением с коммунальными отходами, строительством (реконструкцией, модернизацией) объектов по обезвреживанию или использованию отходов, и процентов по ним;
- возврат излишне внесенной (взысканной) платы и пени в порядке, установленном Советом Министров.
Справочно:
Указ № 16 не регулирует вопросы налогообложения (льготы по земельному налогу и т.п.), урегулированные Налоговым кодексом Республики Беларусь.
Компенсация не выплачивается за отходы и многооборотную стеклянную упаковку, собранные производителями и поставщиками с применением собственной системы сбора отходов для целей (в счет) выполнения обязанности по обеспечению сбора отходов.
19. Взыскание денежных средств, незаконно полученных от оператора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем на реализацию мероприятий либо использованных ими не по целевому назначению, и начисленных процентов осуществляется в судебном порядке (с соблюдением обязательного досудебного порядка урегулирования спора (ранее – на основании исполнительной надписи нотариусов)) с зачислением этих средств на специальный счет оператора.
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 17.01.2020 № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки» (Указ № 16).