В ходе проверки соблюдения организацией законодательства об охране труда могут быть затронуты различные вопросы. В данной статье рассмотрим только те из них, которые наиболее часто попадают в поле зрения контролирующих органов.
Кто и что проверяет
Одним из контролирующих органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением организациями законодательства об охране труда, является Департамент государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь, его структурные подразделения (далее – Департамент). Такой контроль вправе осуществлять и иные уполномоченные органы (например, представители прокуратуры) (ст. 38 и 39 Закона).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон).
Справочно:
при проведении плановой проверки используется укрупненный перечень вопросов, подлежащих изучению представителями Департамента.
Справочно:
ДГИТ – Департамент государственной инспекции труда.
Рассмотрим вопросы, которые подвергаются проверке в первую очередь.
Назначение должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда
Наниматель в целях решения данного вопроса должен выбрать один из следующих вариантов действий:
– создать службу охраны труда в виде структурного подразделения (отдел, бюро и т.д.);
– ввести в штат должность специалиста по охране труда (инженера по охране труда);
– возложить соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное нанимателем должностное лицо (например, оформить приказом совмещение должностей) (ст. 67 ТК). Данное лицо должно иметь необходимую подготовку;
Документ:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
– привлечь юридическое лицо (либо ИП), аккредитованное на оказание услуг в области охраны труда.
Право выбора предоставлено нанимателю, который в свою очередь при решении этого вопроса должен учитывать специфику деятельности организации, а также руководствоваться нормативами численности специалистов по охране труда.
Документ:
постановление Минтруда Республики Беларусь от 23.07.1999 № 94 «Об утверждении нормативов численности специалистов по охране труда на предприятиях».
Реализация в организации одного из указанных вариантов действий подтверждается соответствующей документацией (например, Положением о службе охраны труда, должностными инструкциями, приказами, гражданско-правовыми договорами и т.д.).
Разработка и внедрение СУОТ
Организации (наниматели) должны разработать системы управления охраной труда (СУОТ) (абз. 10 части второй ст. 17 Закона). Отметим, что эта норма изложена в законодательстве как обязательная, исключений из нее для организаций (нанимателей) в законодательстве не предусмотрена.
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 15.04.2005 № 41 «Об утверждении Рекомендаций по разработке системы управления охраной труда в организации».
Осуществление подготовки (обучения), инструктажа, переподготовки, стажировки, повышения квалификации и проверки знаний по охране труда
Для проверки предъявляются следующие документы, касающиеся данного вопроса:
– программы проведения инструктажей (такие программы обязательны только для вводного и первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте) (пп. 47 и 52 Инструкции № 175);
Документ:
Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175 (далее – Инструкция № 175).
– журналы регистрации инструктажей по охране труда;
– приказ (должностная инструкция) о возложении на определенных работников обязанности по проведению вводного инструктажа (часть вторая п. 47 Инструкции № 175). Указанные документы необходимы в случае, если проведение такого инструктажа возложено на иное лицо (не инженера по охране труда);
– перечень профессий и должностей работников, освобождаемых от первичного инструктажа на рабочем месте и повторного инструктажа (например, к таким работникам могут быть отнесены лица, не занятые на работах по монтажу, эксплуатации, наладке, обслуживанию и ремонту оборудования, использованию инструмента, хранению и применению сырья и материалов (за исключением работ с повышенной опасностью) (п. 55 Инструкции № 175);
– приказ о создании комиссии для проверки знаний по охране труда;
– перечень профессий и должностей работников, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда (составляется с учетом типового перечня работ с повышенной опасностью согласно приложению 1 к Инструкции № 175);
– утвержденные билеты для проверки знаний по вопросам охраны труда (пп. 13 и 14 Положения № 210).
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 210 «О комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда» (далее – Положение № 210).
Периодичность проведения проверки знаний по вопросам охраны труда для руководителей и специалистов установлена не реже одного раза в 3 года, а для рабочих, занятых на работах с повышенной опасностью, – не реже одного раза в год (пп. 27 и 39 Инструкции № 175, Технический кодекс установившейся практики «Безопасность труда в строительстве. Строительное производство» (ТКП 45-1.03-44-2006 (02250)), утвержденный приказом Минстройархитектуры Республики Беларусь от 27.11.2006 № 334 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве» (далее – ТКП 45-1.03-44-2006)).
Справочно:
для некоторых профессий и специальностей устанавливается иная периодичность. Так, мастера, производители работ, работающие на строительстве, строительстве автомобильных дорог, обязаны проходить такую проверку не реже 1 раза в год (п. 18 Отраслевых правил по охране труда при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог, утввержденных постановлением Минтранса от 26.02.2008 № 14, гл. 5 ТКП 45-1.03-2006 «Безопасность труда в строительстве. Общие требования»).
Проверяющие могут обратить внимание на порядок регистрации инструктажей по охране труда в журналах. Так, проведение вводного инструктажа должно регистрироваться в журнале регистрации вводного инструктажа по охране труда, а остальных видов – в журнале регистрации инструктажа по охране труда (приложения 4 и 8 к Инструкции № 175).
Справочно:
в микроорганизациях проведение вводного инструктажа допустимо отражать в журнале регистрации инструктажа по охране труда (часть четвертая п. 47 Инструкции № 175).
Проведение и прохождение инструктажа по охране труда подтверждаются подписями лиц, проводивших и проходивших инструктаж, в соответствующих журналах (п. 61 Инструкции № 175).
Все виды таких журналов должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью. При этом порядок заверения журнала регистрации вводного инструктажа и журналов регистрации инструктажа по охране труда несколько разнится: первый заверяется подписью руководителя организации или уполномоченного им лица, вторые – подписью руководителя организации или структурного подразделения организации (п. 62 Инструкции № 175).
Справочно:
в журнале регистрации инструктажа по охране труда рекомендуется указывать не только фамилию и инициалы работника, но также его имя и отчество полностью (так как есть вероятность, что в организации работают однофамильцы, у которых совпадают инициалы). Кроме того, не рекомендуется оставлять незаполненными графы, чтобы исключить возможность вписать ФИО работника задним числом.
Проверка знаний по вопросам охраны труда определенных нанимателем категорий работников проводится комиссией для проверки знаний, которая создается приказом руководителя организации. При этом необходимо использовать билеты для проверки знаний, утвержденные руководителем организации. Отметим, что согласно действующему законодательству допускается проводить опрос как в устной форме, так и с применением компьютерной техники (п. 10 Инструкции № 175).
Однако, по мнению автора, факт использования специально разработанных компьютерных программ не освобождает нанимателя от обязанности иметь вышеназванные билеты.
Лицам, прошедшим проверку знаний, выдается удостоверение по охране труда.
Работающим по профессиям рабочих запись о прохождении проверки знаний вносится не только в такое удостоверение, но и в личную карточку по ОТ (если она применяется) (часть первая п. 28, п. 42 Инструкции № 175; приложения 2 и 3 к Инструкции № 175).
Наличие и содержание документации по охране труда
Организация, использующая наемный труд, должна иметь утвержденный перечень инструкций по охране труда по профессиям и видам работ, а также журнал их регистрации (пп. 11 и 12 Инструкции № 176).
Документ:
Инструкция о порядке разработки и принятия локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг), утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 176 (далее – Инструкция № 176).
При разработке и утверждении инструкций по охране труда следует соблюдать установленные требования к их структуре и содержанию (гл. 3 Инструкции № 176). Кроме того, необходимо учитывать следующее:
– в инструкции включаются только те требования, которые относятся к охране труда и необходимы к выполнению работающими;
– положения инструкций не должны противоречить НПА (ТНПА), содержащим требования по охране труда;
– в инструкции не включаются отсылочные нормы на другие НПА (однако могут быть отсылки на иные инструкции по охране труда, действующие в организации).
Справочно:
НПА – нормативный правовой акт.
Справочно:
ТНПА – технический нормативный правовой акт.
Пример
Инструкция по охране труда электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования 3-го разряда может содержать отсылку к инструкции по охране труда при работе на высоте, если в обязанности этого работника входят такие действия;
– текст инструкций не должен содержать требований в форме запрета (например, не следует писать «запрещается использовать», а целесообразно сформулировать таким образом: «оборудование необходимо использовать только для тех видов работ, для которых оно предназначено»);
– в инструкциях нельзя особо подчеркивать какие-либо требования (применяя при этом слова «строго», «категорически» и т.д., например «следует строго соблюдать») (пп. 6, 7, 39, 41 и 42 Инструкции № 176; части третья – шестая ст. 26 Закона).
Справочно:
изложение текста в инструкциях и оформление инструкций должны соответствовать требованиям делопроизводства.
Документ:
постановление Минюста Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях» (далее – Инструкция № 4).
Инструкции утверждаются руководителем организации (его заместителем) или приказом организации. В первом случае используется гриф утверждения (часть третья п. 52 Инструкции № 4).
По юридической силе оба способа одинаковы. Инструкции регистрируются в порядке, установленном в организации (п. 26 Инструкции № 176), например, в соответствующем журнале. Обязательная форма такого журнала в законодательстве не установлена.
Утвержденные инструкции выдаются руководителям структурных подразделений и соответствующим должностным лицам организации, а также работающим под подпись с внесением сведений в журнал учета выдачи инструкций по охране труда (п. 26 Инструкции № 176, приложение 3 к Инструкции № 176).
Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ)
СИЗ должны выдаваться при выполнении работ, связанных:
– с загрязнением и (или) осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях;
– вредными и (или) опасными условиями труда (часть первая ст. 230 ТК, часть первая ст. 28 Закона).
В обязанности нанимателя входит бесплатная выдача СИЗ, а также организация их содержания. СИЗ должны соответствовать требованиям, установленным НПА, в т.ч. ТНПА (часть третья ст. 230 ТК).
Выдача работникам и сдача ими СИЗ отражаются в личной карточке учета СИЗ. Форма данного документа утверждена (приложение 2 к Инструкции № 209).
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209 «Об утверждении Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты» (далее – Инструкция № 209).
При этом допускается ведение учета СИЗ на электронных носителях. В таком случае выдача СИЗ подтверждается подписью лица, их получившего, в бухгалтерском документе (ведомости и т.д.).
Обеспечение безопасности при эксплуатации территории, производственных зданий (помещений), сооружений, оборудования
Согласно законодательству в обязанности нанимателя – собственника зданий входит назначение лиц, ответственных за правильную эксплуатацию, сохранность и своевременный ремонт зданий (отдельных помещений), а также создание комиссии по общему техническому осмотру зданий (часть вторая ст. 34 Закона).
Соответственно по требованию проверяющих необходимо предъявлять приказы (по основной деятельности) о назначении ответственного и создании комиссии.
Здания должны подвергаться общим (2 раза в год) и частичным (периодичность устанавливается работодателем, являющимся собственником зданий, организацией, осуществляющей их эксплуатацию, или службой технической эксплуатации) техническим осмотрам, а также неплановым (внеочередным) техническим осмотрам (часть третья ст. 34 Закона).
Результаты осмотров оформляются актами, подписываемыми такой комиссией, в которых указываются обнаруженные дефекты и необходимые меры для их устранения, а также сроки выполнения работ (п. 45 Межотраслевых правил).
Документ:
Межотраслевые общие правила по охране труда, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 03.06.2003 № 70 (далее – Межотраслевые правила).
Справочно:
рекомендуемая форма такого акта приведена в законодательстве (приложение Б к ТКП 45-1.04-78-2007 (02250) «Техническая эксплуатация производственных зданий и сооружений. Порядок проведения», утвержденному приказом Минстройархитектуры от 17.09.2007 № 286).
При подготовке к проверке данного вопроса следует обратить внимание на следующее:
– установка, подвеска и крепление оборудования, иных устройств должны быть предусмотрены проектной документацией, иными словами, самовольная установка не допускается;
– полы должны соответствовать требованиям ТНПА, технологическим процессам, быть ровными, нескользкими, несгораемыми, стойкими против износа и образования выбоин, водонепроницаемыми, удобными для чистки;
– люки, каналы и углубления в полах следует плотно и прочно закрыть (оградить);
– металлические полы, площадки, ступени лестниц должны иметь рифленую поверхность (запрещены ступени из прутковой стали) (часть первая п. 46, пп. 54 и 56 Межотраслевых правил).
Справочно:
руководители организаций несут персональную ответственность за содержание производственных зданий (помещений), оборудования и приспособлений в соответствии с установленными законодательством требованиями (абз. 3 подп. 4.1 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»).
Осуществление контроля за соблюдением НПА по охране труда
Контроль осуществляют руководители организации (структурных подразделений), а также служба по охране труда (абз. 3 п. 10 Типового положения). С этой целью они проводят проверку состояния условий труда, соблюдения требований по охране труда и т.д. (подп. 11.8 и 11.10 п. 11 Типового положения).
Документ:
Типовое положение о службе охраны труда организации, утвержденное постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.09.2013 № 98 (далее – Типовое положение).
Проведение вышеуказанных мероприятий необходимо отражать в соответствующих документах, например журналах, актах, предписаниях (абз. 4 части первой ст. 21 Закона).
Следовательно, эти документы должны быть предъявлены контролирующим лицам. Отсутствие таких документов может быть расценено как ненадлежащее исполнение службой охраны труда своих должностных обязанностей.
Периодический контроль осуществляется представителями нанимателя (например, начальником производства, цеха, участка, мастером, другими должностными лицами) с участием общественных инспекторов по охране труда профсоюзов (уполномоченных лиц по охране труда работников) и может проводиться:
– ежедневно – на участке, в лаборатории и иных аналогичных структурных подразделениях;
– ежемесячно – в цехе, отделе, иных аналогичных структурных подразделениях;
– ежеквартально – в организации в целом (п. 13 Инструкции № 159).
Документ:
Типовая инструкция о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 26.12.2003 № 159 (далее – Инструкция № 159).
Следует обратить внимание на необходимость отражения результатов проведенного контроля:
– ежедневного и ежемесячного – в соответствующих журналах (установленной формы);
– ежеквартального – в акте, составляемом в произвольной форме.
На что следует обратить внимание
Помимо вышеперечисленных вопросов, при проведении проверки Департамент также может обратить внимание:
– на обеспечение расследования и учета несчастных случаев на производстве, разработку и реализацию мер по их профилактике (например, может проверить наличие журнала регистрации несчастных случаев, в котором имеются отметки о микротравмах, производственных и непроизводственных несчастных случаях);
– наличие санитарно-бытовых помещений, оснащенных необходимыми устройствами и средствами, а также на организацию питьевого водоснабжения;
– информирование работающих о мероприятиях по безопасности труда (наличие уголка по охране труда);
– наличие паспорта санитарно-технического состояния условий труда и охраны труда предприятия;
– соблюдение требований охраны труда при организации рабочих мест (обеспечение безопасности рабочего места, комфортных условий работы и т.д.);
– наличие документов, свидетельствующих о прохождении работниками медосмотров;
– проведение предсменного медобследования, приборного контроля опьянения отдельных категорий работников;
– проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и оформление ее результатов.
Ответственность за нарушение законодательства об охране труда
Уполномоченным должностным лицам Департамента предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях в области охраны труда (ст. 3.23 ПИКоАП).
Документ:
Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП).
К таковым можно отнести нарушение должностным лицом (иным уполномоченным лицом работодателя) требований по охране труда, содержащихся в НПА (ТНПА), сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и др. (ст. 9.17 и 9.20 КоАП).
Документ:
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Александр Лиходиевский, инженер по охране труда