На современных автомобилях устанавливают закрытые, необслуживаемые аккумуляторы. Но их необходимо заряжать. В штате автоцеха нет аккумуляторщика.
Что необходимо предпринять, чтобы допустить слесаря автоцеха к зарядке необслуживаемых аккумуляторов?
Действительно, на современные автомобили устанавливаются, в основном, необслуживаемые аккумуляторные батареи. Данную терминологию используют производители, с точки зрения охраны труда это закрытые, малообслуживаемые аккумуляторы.
Есть несколько технологически различных батарей данного типа. Батареи с жидким электролитом мало чем отличаются от традиционных, кроме использованных в них материалов. Главное отличие – у такой батареи запаяны отверстия для долива дистиллированной воды.
У другого типа батарей электролита в привычном виде нет вообще, он содержится в нетканом полипропилене. Есть также гелевые аккумуляторные батареи, электролит у них смешивается с порошком оксида кремния и таким образом внутри аккумулятора содержится некий гель, заполняющий все пространство внутри батареи.
Такие батареи нет необходимости обслуживать, но вопросы зарядки остались актуальны. И это не исключение, любую батарею надо заряжать, не полагаясь лишь на один генератор автомобиля. Заряжать необслуживаемую батарею нужно осторожно, ведь измерить плотность электролита в ней нельзя, можно лишь ориентироваться на уровень остаточного напряжения и ситуацию, которая, собственно, и привела к таким последствиям.
При эксплуатации аккумуляторных батарей закрытых (малообслуживаемых) с жидким электролитом, герметичных с сорбированным или гелиевым электролитом и других подобных типов должны выполняться требования по охране труда, приведенные в эксплуатационной документации изготовителей для конкретного типа батарей (подп. 7.12 п. 7 Правил).
Документ:
ТКП 427-2012 (02230) «Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок», утвержденный постановлением Минэнерго Республики Беларусь от 28.11.2012 № 228 «Об утверждении и введении в действие технического кодекса установившейся практики» (далее – Правила).
При этом обслуживание аккумуляторных батарей и зарядных устройств должны выполнять работающие с группой по электробезопасности не ниже III (подп. 7.12.11 п. 7 Правил).
Справочно:
НПА – нормативный правовой акт.
Таким образом, учитывая требования НПА для производства работ по зарядке аккумуляторов в автоцехе, где нет в штате аккумуляторщика, необходимо решить следующие вопросы:
– работник (в данном случае слесарь) должен иметь группу по электробезопасности не ниже III;
– дополнить рабочую инструкцию данного работника таким пунктом, как «Работы по зарядке закрытых (малообслуживаемых) аккумуляторов»;
– с работником необходимо провести инструктаж по охране труда по инструкции для аккумуляторщика.
Андрей Колячко, инженер по охране труда